Ее вдохновляет классическая и национальная музыка, а в учебном графике совсем нет времени на кино и походы по магазинам. Студентка 2 курса историко-теоретико-композиторского факультета Российской академии музыки им. Гнесиных Марьям Рамазанова личным примером доказывает, что даже провинциальная девочка из самого южного города России может раскрыть свой талант и стать ближе к успеху. О специфике учебы и музыке как претензии на обоснованную часть культурного наследия мы поговорили с ней в рамках творческой беседы.
— Марьям, когда у тебя проявился интерес к музыке?
— Хорошую качественную музыку я люблю с детства, но со временем интерес стал не любительским, а профессиональным. После 9 класса я поступила в Дербентское музыкальное училище, а по окончании думала поступить в Саратовскую консерваторию или в Северо-Кавказский государственный институт искусств (СКГИИ), на дирижерский факультет.
Уже подала документы в СКГИИ, но мой преподаватель посоветовал мне поступать на звукорежиссуру, потому что профессия сама по себе очень интересная и специалистов этой области в республике очень мало. Было решено подать заявку в Министерство культуры РД, чтобы получить целевое направление, и перестраховаться. Вскоре был заключен договор о целевом обучении, и я, набравшись храбрости, решила попытать счастья, начала готовиться к поступлению в Российскую академию музыки им. Гнесиных.
— Как проходили твои вступительные испытания в РАМ им. Гнесиных?
— Начну с того, что существовала огромная разница в уровнях подготовки. Наши экзаменационные работы в училище были очень простыми, и некоторые типы заданий мы не выполняли вообще. Я думаю, мне помогла моя глубокая заинтересованность предметом и задатки, которые развивала в себе с детства.
Первым был экзамен по звукорежиссуре. Он проходил в 2 этапа. Нам включали 3 пары аудиозаписей, и мы должны были в письменной форме проанализировать их по определенному списку параметров. Кроме того, сравнить между собой и определить наиболее удачную. Многие абитуриенты не справились с этим заданием, так как оценка фонограмм во многом носит субъективный характер. На основании результатов этого экзамена проводился устный по теоретическим знаниям.
Дальше было самое трудное: профессиональное испытание — сольфеджио и гармония. Наше направление относится к историко-теоретико-композиторскому факультету, и по гармонии мы решали задачу и анализировали произведение. А также писали очень сложный 2-голосный диктант и определяли аккордовую последовательность на слух. Это задание я раньше не выполняла. Преподаватель сыграл мне, а я не знала, что и как записывать. Тогда он пошел на уступку, объяснил и предложил попробовать еще раз. У меня получилось, но с небольшими промахами. Педагог с пониманием отнесся к моему уровню подготовки, отметил мои способности и взял на курс.
Потом был коллоквиум в виде беседы о мировой культуре (МХК). Я его сдала очень хорошо, благодаря моей маме, которая всегда стремилась дать мне знания в различных сферах искусства, тем самым постоянно расширяя кругозор. Дальше — экзамены по русскому и литературе. Получилось так, что русский язык я сдала лучше всех поступающих на потоке, а по литературе без затруднений написала тест. В итоге поступила на бюджетное место по баллам.
У нас набирали курс из 30 человек, из них давали 6 бюджетных мест. Если бы я не прошла по конкурсу, меня бы зачислили по целевому договору.
— Сложно ли учиться в академии? Пошел 2-й академический год, 3 сессии пережиты. Можно уже сделать какие-то промежуточные выводы?
— Учеба мне очень интересна. Идет полное погружение в материал, и я не выхожу из этого состояния никогда. Стараюсь сама узнавать что-то новое. На первом курсе мы приходили в академию в 9 утра и должны были сидеть на записях у старшекурсников, потом конспектировать расстановку и коммутацию микрофонов, затем убирать технику до следующей музыкальной сессии (записи). Таких сессий за день было 3, последняя заканчивалась в 10 вечера. Времени на прочие занятия почти не оставалось, но я ни разу не сомневалась в своем выборе.
Сейчас это не просто моя будущая профессия, а мировоззрение.
— Определила уже свои цели в профессии?
— Я хочу записывать дагестанскую академическую и этническую музыку, нести ее в массы. У нас очень много хорошей музыки, отражающей национальное самосознание. Очень бы хотелось, чтобы знали нашу национальную культуру через музыку в том числе и проникались к ней уважением. У нас есть потрясающее произведение для хора с оркестром Сергея Агабабова «Цвети, мой край». Если я захочу ее послушать, вряд ли найду хорошую запись. Сложно организовать запись такого рода музыки, ведь она не относится к коммерческой, и очень трудно привлечь людей к процессу создания композиции на добровольных началах.
В республике есть замечательный музыкант, народный артист РД Новруз Шахбазов, дирижер оркестра народных инструментов. Произведения из репертуара оркестра под его управлением я бы тоже хотела записать.
— Если бы ты рассказывала людям, не знакомым с вашей культурой, о дагестанских композиторах, кого бы привела в пример?
— В Дагестане много замечательных композиторов, из них мне ближе Готфрид Гасанов, Сергей Агабабов, ну и наши современники Мурад Кажлаев, Рамазан Фаталиев. О них бы и рассказала с удовольствием.
— Профессиональная учебная деятельность накладывает отпечаток на твой досуг?
— Мы с однокурсниками ходили на балет «Щелкунчик» и оперу «Евгений Онегин». Очень часто посещаем Большой театр, т.к. там дешевые билеты для студентов. Проход в консерваторию у нас бесплатно. Были на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского этим летом.
Я обошла уже практически все известные музеи Москвы. На банальные развлечения, как кино и шопинг, у меня обычно не бывает ни времени, ни желания.
— В вашей творческой тусовке есть земляки, которые обучаются другим направлениям в искусстве? Как у вас проходит взаимодействие?
— У нас есть 2 девочки-пианистки на 3 курсе факультета специального фортепьяно. Мы их часто записываем. Они закончили Центральную музыкальную школу в Москве и уже показывают высокий профессиональный уровень.
Летом к нам в общежитие поселили целевой набор актеров из республики . Администратор попросила, чтобы я с ними встретилась и помогла освоиться. Мы побеседовали. Им было все интересно и ново. Мы решили создать совместную работу — аудиоспектакль на сюжет аварской сказки «Зулум-Магома — семиаршинный богатырь» из сборника «Сказки народов Дагестана» под редакцией Халилова. По мотивам этого произведения я написала сценарий, и сейчас мы готовимся к записи аудиоспектакля в будущем семестре. Хочу задействовать всю группу наших актеров — 10 человек. Важно, чтобы там был отражен национальный колорит. Эта работа будет доступна для всеобщего ознакомления, но думаю, больше всего интереса к ней проявят в республике.
— Твои планы на будущее?
— Я хочу вернуться в республику, но не исключаю, что останусь в Москве. Буду браться за всю работу: делать записи наших композиторов, организовывать концерты. Мне поступают приглашения из Дагестанской государственной филармонии и Русского театра. На каникулах поеду в республику, планирую записать там оркестр народных инструментов под управлением Новруза Шахбазова, о котором упоминалось выше. Это оркестр с редкими национальными инструментами. Народная музыка забывается с каждым годом. Много ли молодёжи пойдет сейчас обучаться игре на кеманче (струнно-смычковый муз. инструмент)? Все это нужно сохранять и записывать, пока национальное искусство не кануло в Лету.
— Что может тебя заставить остаться в Москве?
— Интересное профессиональное предложение, чтобы разъезжать по всему миру, записывать эстраду и академическую музыку. Ну и, конечно, создание семьи. Я не хочу, чтобы в моей жизни и то, и другое существовало в усеченной версии.
Беседовала
Мария Малова