Чего ждать от фильма-победителя Северо-Кавказского питчинга* дебютантов
Спортивная драма «Учитель. Тренер. Брат» будет не только о членовредительстве на школьных задворках. Но все равно может получиться интересно. Сценарист, режиссер и продюсер картины Ислам Ханипаев, победивший с этим проектом на Северо-Кавказском питчинге дебютантов и получивший в качестве награды 500 тысяч рублей, обещает, что история сосредоточится на борьбе за будущее одного молодого паренька. Кто сойдется в упомянутой схватке и из-за чего вообще весь сыр-бор, Ислам объяснил корреспонденту «Молодежки».
*Питчинг (англ. pitch — выставлять на продажу) — устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект. Идею фильма или сериала обычно защищает сценарист, режиссер, продюсер или представитель студии.
– Как часто ты принимаешь участие во всевозможных питчингах?
– В 2019-м я уже был в шаге от победы на Северо-Кавказском питчинге с этим же проектом «Учитель. Тренер. Брат». В те дни он находился на начальной стадии производства, и меня обошел участник из Чечни. В 2020-м грянула пандемия, и всей планете стало не до питчингов, не только Северному Кавказу. Ну а в этом году я наконец победил – мне повезло, что мой фильм был практически завершен, и жюри оценило, сколько работы было проделано с того момента, когда я впервые презентовал его два года назад.
– Презентуй его и нашим читателям.
– Это история школьника, который учится в Дагестане и отчаянно мечтает стать бойцом ММА. Он агрессивный, боевитый и неуважительный – не самый лучший представитель сегодняшней молодежи. И таким его сделал собственный брат, он же – его тренер по смешанным единоборствам. По большому счету, он никогда не давал герою шанса выбрать, кем быть. Но такой шанс у него появляется, когда в школу приходит новый преподаватель. Он замечает в мальчишке предрасположенность к точным наукам. Он видит, что у пацана светлая голова, – просто сам парнишка игнорирует этот факт. По крайней мере, поначалу.
Можно сказать, что этот фильм – история борьбы за будущее старшеклассника между его родным братом и учителем, который со временем становится другом. У нас тысячи ребят занимаются смешанными единоборствами, и каждый из них уверен, что это именно он – будущее ММА. И я хочу показать обратную сторону этого процесса. Через что проходят семьи, в которых растут такие дети. Я считаю, об этом важно и нужно говорить.
– Очевидно, так посчитали и члены жюри.
– Возможно. К тому же они видят, что спорт – это актуально. Аудитория проявляет интерес к этой теме. Это самый главный и, пожалуй, единственно важный критерий. Тебя либо смотрят, либо нет. Нет смысла выделять деньги на какое-то кино, даже если оно обладает некой социальной значимостью, если при этом зрителю будет просто неинтересно его смотреть. А вот спортивный фильм на социально важную тему – кажется, мы попали в самое яблочко. Сразу после защиты проекта несколько продюсеров оставили мне свои контакты. Может, они понимают, что благодаря этому проекту они могут получить какие-то финансовые или репутационные плюсы.
– Сам планируешь заработать на фильме?
– После предыдущего фильма «Система 05» (полнометражный дебют Ислама Ханипаева, вышедший в 2017-м. – «МД») мы подошли к вопросу заработка максимально реалистично. Поэтому не особенно надеемся заработать большую кассу. Этот фильм снимается из-за желания рассказать конкретную историю. Но всегда есть вероятность получить широкий прокат по всему СКФО, а может, и дальше.
– При работе над сценарием ты проводил какое-нибудь исследование? Общался с бойцами, чтобы лучше понять их внутренний мир да и вообще всю эту ММА-кухню?
– Я из спортивной семьи да и в целом погружен в мир спорта, в частности ММА, так что никаких проблем с его пониманием у меня нет. Сегодня этот мир нетрудно понять, как мне кажется.
– А кто-то из мира смешанных единоборств картину консультирует? Хотя бы для того, чтобы правдоподобно показать какие-то сцены с участием бойцов: тренировку или бои?
– В этом нет необходимости, так как в фильме речь идет не о профессиональных бойцах. Главный герой все-таки школьник, и он занимается на любительском уровне.
– Значит, знатного мордобоя в клетке мы в твоем фильме не увидим?
– Мордобой будет, но это история не про ринг, скорее, про улицы. Будет знакомый нам дворовый, школьный мордобой.
– На каком этапе находится производство фильма?
– Он отснят процентов на восемьдесят.
– И как долго уже длится съемочный процесс?
– Полтора года. Съемки существенно затянулись из-за ковида. Во время самоизоляции мы находили возможность и для репетиций, и для съемочного процесса, но больше ждали разрешений на съемки в школах и спортзалах.
– А сколько времени ушло на сценарий?
– Сценарий писался быстро, впрочем, это для меня всегда было самой легкой частью работы. Легко писать о том, что для тебя важно.
– Как подбирал актеров на главные роли?
– У нас был официальный кастинг в Национальной библиотеке имени Гамзатова в Махачкале. В итоге роль школьника досталась Сагиду Абдурахманову, а роль учителя – Шамилю Саидову. Ну а роль старшего брата и тренера исполнил я сам, так как не нашел подходящую кандидатуру.
– Кто встал за камеру?
– Руслан Магомедов, он постоянный член моей команды, мы уже давно сотрудничаем. Правда, функцию оператора он исполняет впервые. До этого он всегда отвечал за оборудование и выступал вторым оператором. Вообще, у нас маленький коллектив и нет жесткого разделения на роли в съемочном составе. Иногда я снимал, а Руслан ставил свет. У нас неплохая взаимозаменяемость в зависимости от съемочных задач.
– Ты, как сказал, из спортивной семьи. И отметил, что хочешь показать, что происходит в семьях, где растут дети, мечтающие стать звездами ММА. В этой истории много личного? Главного героя часом не с себя писал?
– Нет-нет, ничего личного. Это не автобиографичная картина. Хотя, конечно, в каждом герое есть частичка автора, его придумавшего. Для меня эта история важна еще и потому, что я поднимаю в ней тему семейных мужских отношений: у нас часто между отцами и детьми, между младшими и старшими братьями целые впадины во взаимоотношениях. Тут зарождается особая химия. Это я и хочу показать на экране.
– 500 000 рублей сильно в этом помогут? Такая сумма вообще может существенно помочь при съемках полного метра?
– Зависит от размаха проекта. Сейчас в Дагестане снимается фильм «Аманат» (о сыне имама Шамиля Джамалутдине, которого еще ребенком во время Кавказской войны отец отдал России в качестве заложника. – «МД»). Это крупнобюджетная студийная картина. Пятьсот тысяч для такого проекта – ничто. А вот нам эта сумма очень пригодится на стадии постпродакшена. У нас изначально очень скромный бюджет. В принципе, питчинг вроде того, в котором я победил, и существует для поддержки именно таких проектов.
– А если говорить о питчингах всероссийского уровня? Ты когда-нибудь пробовал свои силы на них?
– Да, но из этого мало что вышло. Там на кону десятки миллионов рублей, и за них борются настоящие акулы кинопроизводства. Без республиканской поддержки там ловить нечего. А я за долгие годы этой поддержкой так и не заручился. Можно, конечно, подавать документы и представлять свой проект, но твои интересы все равно должен кто-то лоббировать. К сожалению, минкульт словно совсем не заинтересован в развитии кинематографа в Дагестане. За столько лет в этом направлении практически ничего сделано не было.
– Как думаешь, это означает, что в ближайшее время мы вряд ли прочтем новость: дагестанский режиссер победил на всероссийском питчинге и теперь снимает в Дагестане фильм с условным бюджетом 15 миллионов рублей?
– Такая новость в ближайшее время вряд ли появится. В республике снимается ряд фильмов, но режиссеры и продюсеры, как правило, справляются собственными силами. Северокавказские питчинги кинематографистов проводятся нечасто, но хорошо, что они вообще есть.
Руслан Бакидов
Читайте также «Пришить» артиста можно. Но…