Достучаться до UFC
Угощает американцев урбечом, выступает за сборную Нью-Йорка и планирует однажды подписать контракт с UFC. Все это о Магомедхабибе Джапарове, бойце, который на родине отточил навыки в ушу-саньда и ММА, стал мастером спорта в обеих дисциплинах, а теперь наводит шум за океаном. В США он переехал в 2023 году и уже успел стать чемпионом страны по кикбоксингу, подписать контракт с клубом MMA Fight Universe, завоевать золотые медали на турнирах NAGA (North American Grappling Association) и поучаствовать в боях лиги PFL.
— В мае ты отправишься на чемпионат США по кикбоксингу в составе сборной Нью-Йорка. Насколько это серьезные соревнования?
— Это серьезнейший турнир, где участвуют лучшие из лучших. Конкуренция очень жесткая, бои проходят в высоком темпе, ни один поединок не покажется легкой прогулкой. По итогу соревнований будет сформирована сборная США для участия в чемпионате мира.
— А какие команды считаются самыми опасными?
— Команды из Калифорнии и Флориды. Но Нью-Йорк — всегда в топе. Мы идем туда побеждать.
— Чем отличаются сборы в США от сборов в России?
— В США больше упор на индивидуальный подход, технологии, восстановление. В России больше дисциплины, «лагерной» жесткости. Мне повезло — я взял лучшее из двух школ.
— Давай теперь откатимся в прошлое: в каком зале ты сделал первые шаги в единоборствах?
— Начинал в родном Дагестане, в Южно-Сухокумске, в простом зале, где не было каких-то потрясающих условий. Но про такие залы говорят: у него есть свое сердце и характер. До сих пор помню запах того татами, слышу первые удары, нанесенные в том зале, помню радость от первых побед.
— Почему выбрал именно ушу-саньда и ММА?
— Ушу-саньда — это мощь, скорость, техника, как по мне — очень красивый вид спорта. А ММА — это единоборство, которое заставляет развиваться тебя во всех аспектах. Ты должен быть сильным и в ударной технике, и в борьбе, и в грепплинге. Эти виды дали мне возможность раскрыться как бойцу.
— Какие соревнования считаешь особо важными в своей карьере и почему?
— Спартакиада 2021 года — один из главных этапов в моем формировании как бойца. Я представлял команду «Москомспорт», и это был престижный турнир, где выступают сильнейшие спортсмены страны. Было круто испытать себя в поединках с лучшими из лучших. Первенство Европы по ушу 2019 года, на котором я стал призером. А ещё, конечно, чемпионат Америки по кикбоксингу — победа на нем многое изменила в моей жизни.
— Недавно ты стал аккредитованным судьей по ушу-саньда. Зачем тебе это?
— Чтобы понимать спорт глубже, видеть бой с другой стороны. Судейство учит объективности и внимательности. Особенно в ударных видах, где важны не только попадания, но и сила, техника, ущерб. Это сложно, но дает мощный рост.
— Как ты относился к судьям до того, как сам стал судьей, и как относишься к ним теперь?
— Раньше, как и многие, думал: «Ну как можно было так судить?» А когда сам стал судьей — понял, насколько это непросто. В доли секунды надо принять решение. Теперь у меня уважение ко всем, кто честно судит. А к судьям, которые судят нечестно, я, пожалуй, стал относиться даже хуже прежнего. Они же теперь мои коллеги. Засуживая, они могут сломать судьбу спортсмену – боец может перегореть, если у него украли победу.
— Уже сталкивался с недовольными болельщиками? Как реагируешь?
— Да, конечно. В спорте эмоции — это нормально. Главное — оставаться спокойным, отвечать уважительно и профессионально. Иногда даже самые злые болельщики потом подходят, жмут руку и благодарят.
— Вопрос по Дудю: сколько зарабатываешь?
— Сейчас доход варьируется от $3000 до $10 000 в месяц — в зависимости от контрактов, боев, мастер-классов и работы с залами.
— Много ли американцев способны выговорить «Магомедхабиб»?
— Почти никто! Обычно называют меня просто Хабиб, это имя многим известно. Думаю, сами понимаете, кого можно за это благодарить.
— Часто ли тебя спрашивают, знаком ли ты с Хабибом Нурмагомедовым?
— Постоянно! Особенно когда узнают, что я из Дагестана. Сразу показывают фото Хабиба и начинают перечислять всех наших именитых бойцов. А когда я им показываю наши совместные снимки с этими бойцами, они очень эмоционально реагируют!
— С кем из наших бойцов ты знаком? Поддерживаешь связь?
— У меня есть хорошие отношения с рядом бойцов из Дагестана и России. Мы поддерживаем друг друга, обмениваемся опытом, иногда тренируемся вместе. Сейчас 4 апреля прилетают в Штаты бойцы из команды Хабиба. Будем вместе тренироваться.
— Скольких американцев ты уже научил русским или дагестанским словам?
— Немало! Русский язык для них очень сложный. Они с трудом произносят наши слова. Но им очень интересно постоянно узнавать что-то. Они знают базовые фразы «здравствуйте», «как ты», «мой друг», «помоги мне».
— Случалось ли услышать дагестанскую речь на улице?
— Да! Особенно в Бруклине — иногда идешь по улице и слышишь родную речь. Сразу хочется подойти, поздороваться, узнать, как дела дома. Становится тепло на душе.
— Хинкал в США можно поесть? Или любую дагестанскую еду?
— Есть несколько мест, где можно найти дагестанскую кухню. Но чаще всего — готовим сами или просим родных прислать что-то вкусное из дома.
— Угощал ли американцев дагестанской едой?
— Конечно. Урбеч, хинкал, курдюк — американцы удивляются, как это вкусно. Некоторые даже просят рецепты. Так я популяризирую культуру и через еду тоже. Многие мои знакомые хотят приехать в Дагестан в гости.
— Как оцениваешь свои шансы попасть в UFC?
— Я реалист и трудоголик. Я тренируюсь и спаррингуюсь со многими бойцами UFC, многие из них топы и чемпионы. Работаю каждый день и чувствую, что выступление в лучшем промоушене уже не за горами.
— С кем из бойцов UFC хотел бы подраться и почему?
— Не хочу заглядывать за спину. Но когда окажусь в UFC, естественно, у меня будет желание драться с лучшими. Чтобы самому прокачивать свои навыки.
— Как думаешь, ММА еще долго будет популярным?
— Думаю, да. Этот спорт объединяет всё — силу, эмоции, характер. ММА — это не просто спорт и шоу. ММА – это еще и философия выживания. Я думаю, смешанные единоборства будут только развиваться.
— И последний вопрос. Ты еще и мастер-классы проводишь. Как пришла такая идея?
— Хотел делиться опытом, особенно с молодыми. Люди часто спрашивали советы, и я решил — почему бы не сделать это серьезно? В будущем я вообще хочу открыть свою академию. Не просто зал, а место, где спортсмен вырастает как личность: дисциплинированный, уважительный, имеющий достойные цели.
Руслан Бакидов