Отвечает руководитель федерации
В Дагестане есть юный шахматист Таймаз Темирбеков, который в прошлом году завоевал пять медалей на престижных соревнованиях: серебро и бронзу первенства Азии, золото и серебро российского первенства и серебряную медаль первенства мира. Пару лет назад корреспондент «Молодежки» попытался сразиться с ним за шахматной доской, но уже через пару ходов понял, что лучше не позориться, и просто взял интервью. «Молодежка» решила выяснить, есть ли в Дагестане талантливые шахматисты помимо Таймаза, которые могут претендовать на медали российских и международных турниров. Разобраться в этом помог руководитель региональной федерации, директор махачкалинской школы шахмат имени Карпова, гроссмейстер Джакай Джакаев.
«В шахматную элиту попадает все больше молодых игроков»
— Если бы вы двенадцатилетний оказались за одной доской с Таймазом, кто с большей долей вероятности победил бы в этой партии?
— Вообще, в двенадцать лет я играл довольно сильно, к этому возрасту уже выполнив норматив кандидата в мастера спорта. Двенадцатилетний Джакаев против двенадцатилетнего Таймазова — спрашиваете? Я скажу так: у нынешнего поколения шахматистов есть ряд преимуществ. Есть интернет, есть шахматные программы, и с их помощью можно самостоятельно расти и готовиться к шахматным партиям. У нас таких возможностей не было. Если сравнивать наше поколение с нынешней молодежью, то мы, пожалуй, уступали в теории дебютов, но в середине игры, в ее конце играли более цепко. Вообще, стоит отметить, что каждому новому поколению легче обучаться шахматам, чем предыдущему.
— Значит, шахматы действительно быстро молодеют?
— Этот процесс начался лет двадцать назад. Полвека назад считалось, что стать гроссмейстером в 20-25 — это очень здорово. А в 2003-м Сергей Карякин становится гроссмейстером в двенадцать. Его рекорд держался очень долго и, если я все правильно помню, был побит только в 2021-м. Но с тех пор за короткий период появилось уже несколько гроссмейстеров моложе двенадцати. А в шахматную элиту попадает все больше молодых игроков.
— Таймаз планировал стать самым молодым гроссмейстером в мире. Уже не получится. И Таймаз даже рассказывал нашему изданию пару лет назад, почему так вышло. Кто-нибудь из дагестанцев может замахнуться на этот статус?
— Среди наших ребят надо выделить Айдана Гафурова. Он родом из Каспийска. В прошлом году, подумайте только, стал серебряным призером первенства мира по классическим шахматам в возрастной категории до девяти лет. Такого результата не добивался даже Таймаз. В 2023-м Айдан завоевал еще и бронзу чемпионата России. Сейчас он вместе с родителями переехал в Питер, а потом, насколько мне известно, они переберутся в Москву. Но Айдан продолжит представлять Дагестан на российских и международных соревнованиях. Он уже выполнил норму взрослого первого разряда. Движется по графику Таймаза, если не с опережением. А Москва и Питер – это шахматные центры. У Айдана есть шанс замахнуться на рекорды российского масштаба. Еще не могу не назвать Руслана Гаджиева, он моложе Таймаза на год, и, судя по тому, какую игру он сейчас демонстрирует, у него есть шансы выстрелить на первенстве России. Ждем от него медаль. На данный момент на первенствах России, мира и Азии, куда мы сейчас ездим вместо Европы, именно у этих трех шахматистов есть шансы получить награды. Но мы ждем и новые таланты. Среди совсем молодых ребят, им сейчас по 6-7 лет, уже есть несколько игроков, которые демонстрируют очень содержательную игру. Мы надеемся, что из них вырастут будущие чемпионы.
«Я чаще видел, как выгорают тренеры»
— В процессе обучения стоит ли тренеру поддаваться своему юному ученику?
— Как правило, тренеры не играют со своими учениками до тех пор, пока не убедятся, что те достаточно сильны для таких занятий. Для спарринга используют других ребят. Но вообще, если уж садиться играть, надо играть сильнейшими ходами. Чтобы ученик всегда был к ним готов, старался их предвосхитить и сам учился их делать.
— Как часто встречались с выгоранием у детей и что делать в этой ситуации?
— Обычно такие выгорания происходят по двум причинам. Первая — если ребенок попадает к неправильному тренеру, который начинает перегружать. В такой ситуации нужно менять наставника. Вторая причина — тренер все делает достаточно правильно, но новые этапы шахматного совершенствования даются ученику все сложнее и сложнее, его потенциал подходит к концу. Ученик понимает, что уже не способен конкурировать со сверстниками. Тут два варианта решения проблемы: либо продолжить ходить для себя и не замахиваться на большие результаты, либо оставлять шахматы, если были амбиции. Вообще, я чаще видел, как выгорают тренеры. Они занимаются с большой группой учеников, кто-то оправдывает их надежды, кто-то нет, тратится много нервов и во время учебы, и во время соревнований, а еще от родителей «прилетает» — иногда они недовольны результатами своих детей и предъявляют претензию тренеру, мол, плохо подготовил. И у добросовестного тренера только один выход: совершить перезагрузку, посмотреть на работу с другой стороны, найти какой-то новый подход, чтобы снова вовлечься в процесс с энтузиазмом.
— Сталкивались с тем, что отец за уши тянет ребенка в борцовский зал, а тот хочет за шахматную доску?
— Такие случаи происходят, но все реже. Сейчас я сталкиваюсь с тем, что ребенок, может, и не очень хочет, а родители говорят: «Нужно на шахматы идти». Родители понимают, что нужно получать образование, хорошую работу, а шахматы развивают аналитическое мышление, память, повышают концентрацию внимания.
«Бокс и шахматы — несовместимые вещи»
— Классические шахматы по-прежнему самые престижные. Но есть мнение, что будущее все-таки за быстрыми шахматами. Согласны?
— Количество турниров с укороченным контролем растет. На первом месте рапид, он же быстрые шахматы (разновидность игры в шахматы с ограничением времени на обдумывание, где каждому игроку на всю партию дается больше 10 минут, но не больше часа. – Прим. «Молодежки), потом блиц (игроку дается менее 10 минут на партию. – Прим. «Молодежки»). Если в российском календаре 20-30 турниров по быстрым шахматам, то по классическим наберется турниров десять. Сейчас не все могут или хотят по девять дней играть на одном турнире. В быстрых шахматах соревнования длятся обычно два дня. Сокращаются расходы. Как для спортсменов, так и для организаторов турнира. Это веяние времени, и мы стараемся ему соответствовать, поэтому увеличиваем количество соревнований по рапиду и блицу в нашем, республиканском календаре.
— Как часто игрок проявляет себя хорошо и в классических шахматах, и в рапиде, и в блице?
— Сильный игрок хорош во всех трех дисциплинах. Но есть отдельные специалисты по блицу. Они могут рубиться и даже побеждать в блице тех, кто легко обыгрывает их в классических шахматах.
— Если бы у вас была возможность пригласить кого-то из шахматных звезд, кто бы это был и почему?
— Я бы с большим удовольствием позвал к нам Анатолия Карпова (12-й чемпион мира по шахматам. – Прим. «Молодежки»), чье имя носит наша школа. Он уже был у нас два раза. На открытии школы и на ее пятнадцатилетие. Было бы очень здорово, если бы он приехал к нам и на двадцатилетие, которое будет совсем скоро. Я думаю, надо приглашать таких людей, которые и школе, и республике дадут большой толчок в плане развития шахмат. Должна быть медийная фигура, известная за пределами шахматного мира. И в этом плане есть несколько кандидатур. К примеру, Сергей Карякин. Экс-чемпион мира, выдающийся шахматист, к тому же активно занимающийся общественно-политической деятельностью. Если говорить про иностранцев, то, без сомнения, Магнус Карлсен. При жизни поставил себе монумент своими рейтинговыми рекордами и достижениями. Еще хочу добавить фамилию: Левон Араян. Армянский супергроссмейстер. Я с ним знаком, играли вместе на соревнованиях, он исключительно одаренный шахматист, эрудированный человек и при этом очень мягкий, обаятельный
— И напоследок такой вопрос. Вы наверняка слышали о гибриде бокса и шахмат с незатейливым названием шахбокс. Как относитесь к этому виду спорта? Приняли бы участие в его развитии, если бы вам предложили?
— Один наш земляк, который в Москве занимается развитием шахбокса, приходил ко мне и спрашивал, как обучить шахматам ребят, которые у него в зале боксируют. Мы пытались что-то придумать, но в целом дальше каких-то разговоров дело не пошло. Бокс и шахматы, мне кажется, — несовместимые вещи. Разве что в медийном пространстве. Какое-то шоу устраивать, но не соревнования. Мне кажется, шахбокс — это не совсем спорт. Больше похоже на представление.
Руслан Бакидов