Особенности национальной стрельбы из лука
Как дагестанцы «проложили» собственный «Шелковый путь», «Молодежке» рассказал Джамал Махтибеков, руководитель одноименной дагестанской федерации по стрельбе из лука и вице-президент региональной федерации конного спорта. От него же мы узнали, что легче: научить всадника стрельбе из лука или лучника – верховой езде. И почему в Дагестан так и не приехал прославленный мастер конной стрельбы венгр Лайош Кассай. Дагестанцы его ждали очень сильно, а сам он уже «сидел на чемоданах» (чтобы вы понимали, насколько это крутой дяденька: центры конной стрельбы, руководствующиеся принципами его школы, функционируют в 14 странах и регулярно проводят Кубки мира). А еще Джамал Махтибеков рассказал, как появился международный турнир по 3Д-стрельбе из лука Canyon, что такое маршрут Caspianring и при чем здесь гунны.
Таков путь
– В детстве мастерили лук и стрелы из всех подручных средств. Ждали, пока мама банку компота откроет, чтобы из крышки сделать несколько наконечников. Процветал и «бизнес для ребят-сорванцов». Хорошая стрела, которая втыкалась в дерево и не ломалась, стоила 10 альчиков. Альчик – косточка коленного сустава барана. Это была наша ходовая валюта, которую со временем вытеснили фантики «Турбо». Точность в состязаниях по стрельбе в те времена нас несильно волновала. А вот что действительно было интересно, это у кого стрела полетит дальше, выше или насколько глубже воткнется в мишень. С возрастом мы совершенствовали свои луки. В основном с помощью слов: «Папа, сделай да мне лук».
Время пролетело стремительно. У нас началась взрослая жизнь: университет, семья, работа. Пришлось «повесить свои луки на гвоздь». Но я к этому оружию периодически возвращался.
Как и многие мальчишки, я стал заниматься восточными единоборствами. В республике есть несколько клубов, развивающие ушу и по факту являющиеся одной командой: небольшой клуб Ибрагима Махтибекова «Муслимаул» в Атланауле, легендарные «Пять сторон света» в Халимбекауле и не менее известная школа в Махачкале «ЮнЧун-Тарки» с Абдулкадыром Атаевым и Джамалом Ажигиреем. Спортсмены осваивают там все нюансы боевого искусства ушу. В том числе работу с различными видами оружия: мечом, копьем, посохом и луком.
Профессиональный лук у меня появился в 2000-х. Так детские игры перешли на профессиональный уровень. А в 2010-м мы основали федерацию «Шелковый путь». Существовали различные отдельные клубы по стрельбе из лука – правда, по факту некоторые из них были представлены только одним стрелком и флагом, а от некоторых после распада СССР только флаг и остался. Появилась необходимость как-то объединить усилия, чтобы культивировать этот вид спорта в Дагестане.
У нас очень талантливые ребята: выступают как с классическим, так и с блочным и историческим луком. Стреляют в помещении и на открытом воздухе, и в 3Д-стрельбе. Наши стрелки регулярно ездят на всероссийские соревнования и редко возвращаются без наград. В этом году дагестанская команда заняла первое общекомандное место и на чемпионате России, и в финале Кубка страны по 3Д-стрельбе из лука. А 31 августа у нас появился первый мастер спорта международного класса – Магомедариф Мирзаев.
Главное — что выжили
– Совместить стрельбу из лука с верховой ездой, если ты уже умеешь управлять лошадью, – ничего не стоит. А я занимался в конноспортивном клубе «Джигит». И идея провести турнир по верховой стрельбе показалась абсолютно логичной. Эти соревнования стали первым подобным турниром на территории России. Мы собирались развивать эту дисциплину на очень серьезном уровне. В 2012 году договорились о приезде в республику мирового рекордсмена по верховой стрельбе венгра Лайоша Кассая – он должен был провести у нас семинар. Это было бы значимое для нас событие, мы были на связи с его продюсером Кристиной Варгой. Но в августе этого же года мы потеряли клуб «Джигит». Его продали, пришлось перевести наших лошадей на другую базу. Так появился конноспортивный клуб «Узден», где обучают и верховой езде, и стрельбе из лука. Правда, работа по верховой стрельбе приостановилась, потому что мы пять лет находились в режиме выживания, пока не нашли инвестора в лице Зубая Магомедова. В итоге он возглавил региональную федерацию конного спорта. Основная цель федерации — чтобы у простого человека была возможность привести своего ребенка и тот бы мог научиться верховой езде. Поэтому занятия у нас бесплатные. Если бы детей приводили только богатые люди, искать среди них самородков было бы сложно.
Верховая стрельба пока не является самостоятельным видом спорта. Но ее временно включили в джигитовку. Джигитовка — очень сложный и красивый вид верховой езды. Он включает в себя акробатические элементы, работу с оружием: пистолетом, ножом, копьем, вот теперь еще и луком. Правда, пока мы уделяем джигитовке чуть меньше внимания, чем хотелось бы. В первую очередь мы должны поставить на должный уровень олимпийские виды конного спорта, типа конкура, а уже потом свободно заниматься творчеством. Но небольшие соревнования проводим постоянно, и у нас уже есть всадники, которые регулярно принимают в них участие.
Подарок от гуннов
– Мне гораздо легче всадника научить стрелять из лука, чем лучника посадить на коня. У нас есть топовые лучники, которые постоянно побеждают на всевозможных турнирах, но как только они садятся на коня, хватаются за поводья и… забывают про лук. В верховой стрельбе всадник должен уметь направлять лошадь одним корпусом. Я по опыту знаю — любого кавказского джигита возьми, как только он уверенно сядет в седло, стрельбу из лука освоит без проблем.
Всякая ли лошадь подходит для конной стрельбы? Я так скажу: лошадь должна быть правильно воспитана. Если человек ведет себя как тиран, заставляет работать ее через страх, то стрелять на ней из лука будет тяжело. Каждая вытащенная из колчана стрела будет расцениваться как хлыст. Бывали случаи, нам давали лошадь, мы вытаскивали стрелу, она моментально дергала головой, убирала ее в сторону. Потому что думала, что ее сейчас ударят. Ни для верховой стрельбы, ни тем более для джигитовки, где всадник размахивает шашкой, такая лошадь не подходит.
Поэтому прежде чем садиться на коня, нужно оценить его психологическое состояние. Если все нормально, никаких проблем не возникнет. Особыми физическими данными коню для этой дисциплины обладать необязательно.
Но если лошадь невысокая – это преимущество. В верховой стрельбе существуют разные маршруты. Самый популярный – корейский. Всадник заходит на маршрут длиной 90 метров. Вдоль маршрута расположено три мишени. И всадник должен на полном галопе пройти эту трассу, поразив все три цели. У него на это от силы 10-12 секунд. А чем лошадь выше, тем больше у нее шаг, соответственно, тем меньше времени у всадника, чтобы выпустить стрелы.
Кстати, мы хотим опробовать собственный маршрут. Он будет называться Caspianring – «Каспийское кольцо». В остальных маршрутах мишени построены по линии. У нас они будут расставлены по кругу. Диаметр круга будет либо 90 метров (классическая дистанция в большинстве маршрутов), либо мы ее увеличим до 100 метров, поскольку скакать по кругу все-таки чуть сложнее, чем по прямой. С количеством мишеней мы еще определимся, но, скорее всего, их будет три. Как только проведем несколько соревнований с таким маршрутом, мы отрегулируем все эти моменты: и длину маршрута, и количество мишеней, и прочие нюансы. В первую очередь мы опробуем индивидуальные состязания, а потом внедрим и командные. В командах будет по 3-5 человек. Пока верховая стрельба только развивается, собрать команды, в которых будет пять опытных стрелков, — сложно.
Мы разработали круговой маршрут не для того, чтобы выделиться. В V-X веках на территории современного Дагестана располагалось государство гуннов Варачан. У них была одна из сильнейших армий в мире. И больше всего она прославилась благодаря своим конным лучникам, которые часто обстреливали противников, выстраиваясь в круг.
Мы стремимся внедрить в наш спорт что-то из истории.
Лучшая охота – имитация охоты
Особой популярностью у нас пользуется 3Д-стрельба из лука. Наши лучники хорошо известны как за пределами республики, так и за пределами России. Нас приглашают в соседние страны, чтобы мы помогали организовать им соревнования. Неудивительно, что один из самых зрелищных международных турниров по 3Д-стрельбе на территории России проводится именно в Дагестане. Речь о турнире Canyon, который мы ежегодно проводим на территории Сулакского каньона.
Первый раз мы провели турнир в 2014 году. Он назывался просто «Дубки» и был республиканского масштаба. Тогда даже не все мишени были объемными. Фигуры животных на тот период времени изготовлялись только за рубежом и стоили огромных денег. Например, искусственная барашка стоила, как десять настоящих. Позже фигуры стали производить в России, и приобретать их стало чуть легче.
В 2016 году я познакомился с Русланом Салимагаевым. Он решил придать этому турниру международный статус и провести его в память о своем отце, который был главой администрации старого Зубутли. В 2016-м мы провели первый в истории Северного Кавказа международный турнир по стрельбе из лука. Приехали свыше 150 спортсменов из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Грузии и России. Причем Руслан полностью оплатил и проживание, и питание участников и гостей турнира.
До турнира Canyon о Сулакском каньоне практически никто не говорил. Он не был топовой туристической локацией. Но после того как мы провели турнир во второй раз, в 2017-м, мы, что называется, запустили сарафанное радио. К тому же нас показали по разным каналам, были корреспонденты с RT, каньон «заценили» зрители по всей России. У меня телефон две недели трещал. Меня закидывали кучей вопросов: «А как до вас добраться?», «А у вас точно безопасно?», «Я тебе верю, Джамал, но вот дочь и жена боятся меня отпускать, а я все равно приеду».
Я не говорю, что это мы развили здесь туризм. Но то, что турнир дал для этого огромный толчок, это очевидно. С каждым годом мы старались повышать планку. К сожалению, в мае 2022-го Руслан трагически погиб: у него случился инсульт за рулем, и он вместе с машиной упал в каньон. В том же году мы посвятили турнир его памяти.
В этом году мы провели его уже в седьмой раз. К нам приехали 250 спортсменов из 18 стран.
В чем особая прелесть 3Д-стрельбы? Конечно же, в особенностях трассы. Мишени расставляются таким образом, чтобы спортсменам было сложно определить расстояние до них. Мы изобретательно используем ландшафт, чтобы лучникам пришлось стрелять с возвышенности вниз и наоборот, где-то стрелять из света в тень, а из тени — в хорошо освещенную мишень. Все это путает стрелков, и им приходится по максимуму использовать все свои навыки, чтобы набрать нужные баллы.
Есть ведь много охотников, которые грезят испытать свои способности на природе, и 3Д-турнир — это прекрасная возможность почувствовать себя на реальной охоте без убийства животных.
Мы будем проводить этот турнир и в дальнейшем.
А в следующем году, в начале лета, у нас пройдет чемпионат России по 3Д-стрельбе. Скорее всего, проведем его в Кайтагском районе, в лагере «Огонек». Пока не могу сказать наверняка, но финальную часть мы планируем провести в Дербенте, в крепости Нарын-Кала. Ее даже не надо будет закрывать для посещения туристов, достаточно огородить зону, где будут проводиться соревнования. Я уверен, у туристов это мероприятие вызовет большой интерес.
Руслан Бакидов