Несколько месяцев питаться одной морковкой? Было. Опаздывать везде и всюду и из-за этого однажды едва не погубить успешную спортивную карьеру? Проходили. Быть белым лебедем на соревнованиях и белой вороной – в обыденной жизни? И с таким сталкивались. В жизни Зухры Магомедовой, первого мастера спорта России по художественной гимнастике из Дагестана, полно интересных моментов. Поскольку в республике гимнастика потихоньку набирает обороты, «Молодежка» устроила допрос человеку, добившемуся успехов в этой дисциплине еще в лихие 90-е.
– Сколько вам было лет, когда вас отдали на гимнастику?
– Шесть с копейками. Мама отвела меня в зал, потому что я сутулилась. Не исключено, что еще и слегка косолапила (улыбается). Короче, срочно нужно было делать меня более грациозной и изящной. Мама услышала про гимнастику и отдала меня к Галине Ивановне Карловой. На растерзание (смеется).
– Вас там пытали?
– Я шучу, конечно же. Может, я и не с первых секунд полюбила гимнастику, но со временем она прочно обосновалась в моем сердце. А вообще, Галина Ивановна была очень строгой. Нет растяжки? Нет гибкости? Короткие ноги? Лишний вес? Такие девочки ей в секции были не нужны. Она еще и экзамены устраивала, требовала выполнять какие-то упражнения, и, если ученицы не справлялись, покидали зал. Но такой жесткий подход необходим – без него высоких достижений не будет. А Галина Ивановна и не скрывала, что хотела воспитывать именно чемпионок, а не просто учить девочек садиться на шпагат и делать кувырки.
– Осанку-то исправили?
– Галина Ивановна утверждала, что нет (улыбается). Всегда говорила: «По улице сгорбленная ходишь. Но начинается выступление — и ты превращаешься в белого лебедя». На соревнованиях я преображалась. Меня так и прозвали – белым лебедем. Видимо, из-за того что я всегда выступала в белом костюме.
– Кстати, насколько сложно в те времена было достать хороший костюм?
– Невозможно. Мама сама их шила. Она была очень вдохновлена, что ее дочь занимается гимнастикой, ездит на всероссийские турниры и еще занимает там первые места. Поэтому целую ночь могла просидеть за машинкой и шить мне костюм. Самодельный купальник приходил в непригодность после первых же соревнований, поскольку хорошую ткань тоже было сложно найти. У нас и предметы были неказистые. Помню, палочки мы делали из бамбуковых удочек. Брали удочку, разрезали и соединяли с ленточкой металлическим карабином. Мячик тоже был ужасный. У соперниц из других регионов России, как положено, – красивый, блестящий, а у меня с какими-то дурацкими рыбками. Но я не жаловалась – что было, с тем и работала.

– Давайте навалите еще какой-нибудь жести. Тренер жесткий, купальники самодельные, уродливый мячик… что еще?
– Я была самой худенькой в зале, и то считалось, что у меня есть лишний вес. И как-то раз нам сказали: «Садитесь на диету. Выбирайте, что есть в течение дня – килограмм моркови, шесть яблок или шесть апельсинов». Я выбрала морковь, потому что она казалась мне более сытной.
– Погодите, килограмм моркови за день – и всё?
– Да. Это не очень научный подход, я не исключаю, что и мы, дети, что-то неправильно поняли, но несколько месяцев я питалась исключительно морковкой. Пару раз на тренировках чуть не грохнулась в обморок. Не понимала, почему у меня нет сил, я была уверена, что всё делаю правильно. На обследованиях перед соревнованиями выяснилось, что у меня сильно упал гемоглобин, и с этой нездоровой диетой было покончено. Но я продолжала следить за питанием, понимая, что нельзя набирать лишний вес. Занимать первые места на соревнованиях для меня было важнее, чем вкусно есть. Я любила ставить перед собой какие-то серьезные цели и достигать их. Была настоящим перфекционистом.
– С таким характером вас, поди, обожали сверстницы.
– Ну естественно (смеется). Белым лебедем я была только на соревнованиях. В обыденной жизни – белой вороной. У меня не было близких подруг. Да мне и некогда было с кем-то дружить, всё расписано по секундам. Мне было нужно прийти домой, сразу сделать уроки и бегом на тренировку. Я тащила с собой разные гимнастические предметы: обруч, ленточки, булавы, и про меня говорили: «Вон девочка с палочками и обручем идет». А с тренировок возвращалась уже вечером. С таким режимом подружками не обзаведешься.
– У вашего тренера был крутой нрав, вы – девушка с характером, у вас не случались конфликты?
– Однажды произошла размолвка. Несмотря на весь перфекционизм, я непунктуальная. Везде и всюду опаздываю. Только на соревнованиях всегда появлялась вовремя, к своему выступлению. Я могла делать на тренировках всё идеально, но обязательно опоздать минут на десять. И Галину Ивановну это очень злило. Самое ироничное – я очень хорошо чувствую время. Однажды на соревнованиях во время моего выступления прервалась музыка. В такой ситуации большинство спортсменок растерялись бы. А я даже не обратила внимания, я работала согласно своему внутреннему ритму и закончила ровно в ту секунду, когда должна была закончиться музыкальная композиция. И зрители ахнули, когда я без музыки уложилась тютелька в тютельку. И Галина Ивановна не понимала, как с таким чувством времени я постоянно опаздываю. Однажды не вытерпела и отправила меня к директору спортивной школы. Я восприняла это как некое предательство. Я уже кмс, фаворитка на турнирах, давно тренируюсь, и тут в наши отношения с наставником впутывают третье лицо! И я перестала ходить на гимнастику. Мама очень переживала. Она знала, что я упрямая, что Галина Ивановна упрямая, и думала, что мы так больше и не сойдемся. И на некоторое время моя карьера действительно встала на паузу. Первый шаг к примирению сделала тренер. Однажды она пришла к нам в гости. Мы даже не разговаривали о случившемся. Просто посидели за столом. Но этого жеста мне было достаточно, чтобы на следующий же день я побежала в зал. В 95-м году я стала мастером спорта, а где-то в 97-м завершила карьеру. Но продолжаю заниматься гимнастикой и по сей день, для себя.

– И последний вопрос: а нет желания вернуться в художественную гимнастику уже в качестве тренера?
– Конечно, есть. Моя мечта — однажды открыть свою школу олимпийского резерва. С серьезной материально-технической базой, чтобы девочки могли конкурировать со спортсменками из других регионов страны, где художественная гимнастика – это спорт номер один. Надеюсь, однажды я осуществлю свою мечту.
Руслан Бакидов




















