Гаджи Гаджиев, тренер, при котором «Анжи» впервые вышел в элитный российский дивизион, в интервью «Молодежке» рассказал, что, с его точки зрения, происходит с «Анжи», где клуб допустил ошибки, которые оказали влияние на его текущее положение, и как выйти из ситуации.
– Гаджи Муслимович, вы говорили в прессе, что готовы помогать «Анжи». Что можно сделать для клуба сейчас?
– Ситуация не просто тяжелая, а крайне тяжелая. Здесь много сопутствующих факторов, связанных и с выступлениями команды, и с финансовой составляющей. Можно сказать, что сейчас кризис и спортивный, и финансовый. Для спортивного кризиса еще можно найти какие-то рычаги, чтобы изменить ситуацию: улучшить качество игры, подобрать футболистов, совершенствовать методику. Это доступно. Что касается финансовой ситуации в «Анжи», то она катастрофическая. И с каждым днем усугубляется, потому что у клуба растут долги.
– Болельщики «Анжи» об этой ситуации, похоже, знают и собираются писать открытые письма, обращения. Насколько этим можно помочь, на ваш взгляд? Наверное, необходимы инвесторы?
– И поиски инвесторов были, и встречи с административными лицами были. В частности, с Магомедсаламом Магомедалиевичем (Магомедовым, заместителем руководителя администрации президента России. – «МД»). В принципе, ситуация хорошо известна и руководству республики, и людям, не безразличным к футболу, за пределами Дагестана. Но ситуация все равно остается крайне сложной.
А что касается болельщиков, это их право — выражать эмоции посредством выступлений в прессе или предпринимать какие-то еще шаги. Я помню, что аналогичная ситуация была в Самаре. И если бы там болельщики не сохранили команду, ее бы сейчас могло и не быть. А «Крылья Советов» — это клуб с куда более давней историей, чем у «Анжи». Собственно, благодаря активности болельщиков и удалось сохранить «Крылья Советов».
– Вы допускаете вероятность того, что «Анжи» не сможет доиграть сезон?
– Вполне допускаю. Легко допускаю. Всем, кто небезразличен к «Анжи», – а «Анжи» это все-таки достаточно весомая составляющая в социальной жизни Дагестана, – нужно объединить усилия.
В «Анжи» в два предыдущих трансферных окна были допущены ошибки при приобретении игроков. Результат-то какой в итоге? Десять игр, пять очков — по пол-очка за игру. Хотели достичь спортивного результата, это понятно.
Но здесь речь о чем: не будет какого-то спортивного результата, команда опустится в первую лигу и через какой-то промежуток времени имеет возможность опять подняться. Если же будет финансовый провал, тогда клуб вообще может исчезнуть.
Рекомендации на сегодняшний день по ситуации какие? Затянуть потуже пояса, минимизировать затраты и постараться ликвидировать имеющуюся задолженность. Допустим, сейчас 25 игроков в команде. Оставить 16, добавить к ним футболистов из молодежки. Но обязательно минимизировать затраты и постараться выправить финансовую ситуацию. Иначе мы можем потерять клуб. Пусть он будет в первой лиге, но он — будет.
— «Амкар» и «Тосно», выступавшие в прошлом сезоне в премьер-лиге, не просто пошли на понижение, — они прекратили существование. Сейчас такая же угроза над «Анжи». Что вообще происходит, на ваш взгляд?
— Не только «Анжи» эта ситуация касается. Наш российский футбол сегодня болен. Болен по той простой причине, что не отрегулированы финансовые механизмы. Поэтому многие клубы сходят с дистанции. У нас в стране, к сожалению, был перекос в сторону приглашения иностранных тренеров, но за это время из-за рубежа не пригласили ни одного квалифицированного менеджера. Эта проблема общая, российская, она касается многих клубов.
В Нидерландах бюджет среднего клуба — 30 миллионов евро. Из них 25 миллионов приносят доходы от телетрансляций и рекламы. Если клуб попадает в еврокубки, то и эти оставшиеся 5 миллионов евро в бюджете покрываются. То есть владелец клуба вообще ничего не тратит. А если клуб еще и в Лигу чемпионов пробивается, то и в плюсе остается.
У нас же этого нет. У нас телевидение по сравнению с этими странами платит копейки — раз в 30 меньше, чем в любой развитой футбольной стране. Вот такой итог, так мы теряем клубы. Подошла ситуация, когда обязательно должен быть решен этот вопрос. Если не решить его, у российского футбола будут очень большие проблемы. Кризис можно преодолеть только совместными усилиями власти и профессиональных клубов.
– Дефицит квалифицированных менеджеров в отечественном футболе – это один из постоянных ваших тезисов. В этой связи как вы расцениваете увольнение Саида Абдулаева с должности генерального директора «Анжи»?
– Он — один из лучших менеджеров, с которыми мне доводилось работать. Моя позиция хорошо известна, и Осману Кадиеву в том числе.
С Османом у нас старые дружеские отношения. Он нормальный мужик, не эгоист, предан футболу. Может малообеспеченного больного человека из Дагестана встретить в Москве, определить в клинику, позаботиться о нем. Может организовать ифтар, собрать человек триста, накормить их.
Осман доверил работу в клубе тем, кого он действительно хорошо знал. Но, может, ему следовало доверять, но проверять. Саид все время говорил, что клуб расходует больше, чем может себе позволить, что нужно сократить расходы. Другие убеждали Османа в обратном. И клуб влезал в долги… Когда у тебя нет ресурсов, ты должен жить экономно. За рамки возможностей выходить крайне опасно.
Осман, конечно, сейчас ищет спонсоров, проводит множество встреч. Крайне важно, чтобы в этой ситуации руководство республики не проявило безразличие к клубу.
— В стране прошел чемпионат мира по футболу. Построены новые стадионы, обновилась инфраструктура во многих городах, принимавших матчи Кубка мира. А у российского футбола, между тем, кризис. Трудно в этой ситуации не почувствовать какого-то диссонанса.
— Что нам показал чемпионат мира по футболу? Каково отношение к футболу в разных странах. Мы же видели, на трибунах присутствовали главы ведущих европейских государств и руководители нашей страны. И не понаслышке знаем, какова роль президента России в том, что чемпионат состоялся у нас. Благодаря его усилиям удалось так организованно и, можно сказать, блестяще провести этот турнир. Чемпионат — это же не только спортивное соревнование, он имеет серьезное политическое значение. Мы, например, стремимся к тому, чтобы позитивно представить нашу страну в глазах граждан других стран (ясно, что идет все время какая-то идеологическая война). И для решения задач, связанных с продвижением имиджа России, чемпионат сыграл огромную роль. И этого нельзя не замечать. Один из лозунгов ФИФА: «Земля — это мяч! Футбол движет миром!». Об актуальности этого лозунга я стал задумываться именно в дни чемпионата мира. Ведь это действительно так. В чем будут соревноваться страны? В вооружении? Ну, это не может бесконечно продолжаться. Поэтому — в спорте. А спорт номер один по популярности — футбол. Это 3-4 миллиарда зрителей, миллионы туристов.
Подробнее о ситуации в «Анжи» — в большом материале «Молодежки».
Ислам Абакаров
Читайте также:
Президент «Анжи»: С финансами в клубе дела очень плохи. Игроки и тренеры это знают
Гендиректор «Анжи» не исключает, что команда может не доиграть сезон
0:4. «Анжи» на сборе крупно проиграл дебютанту премьер-лиги
Юношеская команда «Анжи» допущена к Лиге чемпионов
Роберто Карлос продолжает следить за «Анжи»
С «Анжи» снят запрет на регистрацию новых игроков
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta