Минспорта республики указал на слабые результаты в этой дисциплине
Наименьшее за последние 20 лет количество медалей на российских и международных соревнованиях завоевали дагестанские дзюдоисты в 2019 году. Министр физической культуры и спорта Дагестана Магомед Магомедов указал на это в понедельник на совещании тренерам сборных команд республики и руководителям федерации дзюдо региона. Глава ведомства подчеркивает системное падение дагестанских результатов в этом виде спорта. «Молодежка» спросила у ведущих местных специалистов, в чем может быть причина.
«Это никуда не годится»
«В 1999 году у нас было 25 медалей, в 2009 – 21, а к 2019 году – всего 6. Причем системное падение результатов мы наблюдаем с 2012 года. Это результаты вашей работы, и они никуда не годятся», – приводит слова Магомедова пресс-служба ведомства.
По его словам, сегодня тренеры не могут пожаловаться на отсутствие условий для тренировочного процесса, поскольку министерство делает все необходимое для поддержки дзюдо в республике: реконструированы спортивные залы, открыты новые, выплачиваются зарплаты тренерам и стипендии отличившимся спортсменам.
«Готовиться надо в горах»
Вице-президент федерации дзюдо, директор кизилюртовской СДЮШОР по дзюдо Хабиб Магомедов в разговоре с корреспондентом «Молодежки» согласился с критикой министра.
«Действительно, после триумфа дагестанских дзюдоистов на Олимпийских играх и командном чемпионате мира в 2012 году мы перестали показывать яркие результаты. Мне очень трудно выделить какие-то конкретные причины, по которым это произошло. Раньше это можно было объяснить отъездом наших перспективных спортсменов в другие регионы, где они видели больше возможностей. Но в последнее время и федерация, и министерство стали работать в этом направлении, поэтому эта проблема уже не так актуальна.
Чтобы лучше готовить наших дзюдоистов, нам необходимо делать упор на тренировочные сборы, в том числе в горах. Министр поддержал это предложение и сказал, что поможет в организации 12 сборов в течение года», – прокомментировал Хабиб Магомедов.
«Не хватает дисциплины и индивидуального подхода»
Мастер спорта по дзюдо Ибрагимгаджи Ибрагимгаджиев заявил, что, по его ощущениям, условия для занятия этим видом спорта в республике улучшились, но результаты выступлений спортсменов остались на прежнем уровне, если не стали хуже.
«Я не могу понять, почему так. В наше время не всегда была возможность даже нормально душ принять после тренировок. Я уже не говорю о том, что приходилось подрабатывать на стороне, чтобы не было проблем с деньгами. Для меня эта проблема была актуальна, даже когда я показывал хорошие результаты, пока Эсенбулат Хаджалович (Магомедов, бывший президент федерации дзюдо Дагестана. – «МД») не стал помогать мне финансово.
Сейчас и деньги выделяются, и залы оснащены всем необходимым. Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что спортсменам не хватает дисциплины, а тренерам — индивидуального подхода к подопечным. Посмотрите на нашего титулованного борца Абдулрашида Садулаев. Он не тратит время попусту, всегда держит себя в форме: бегает, занимается в зале. Даже в свободное от сборов время. С юных лет и до сих пор его сопровождает личный тренер Шамиль Омаров. Он контролировал каждый его шаг, вплоть до питания. Покойный директор «Спартака» Газимагомед Ахмедов приходил в вуз, где учились его подопечные, чтобы решать какие-то их проблемы. Нам нужно это, если мы хотим подготовить чемпионов.
Еще есть такая проблема, актуальная именно для наших ребят: международная федерация дзюдо внесла изменения, которые запрещают излюбленные приемы наших дзюдоистов, совершаемые с помощью захватов за пояс и прохода в ноги. Конечно же, это отразилось на результативности», – считает Ибрагимгаджиев.
«Смена еще не подоспела»
Директор СШОР им. Ахмедова, президент федерации дзюдо Махачкалы Шамиль Магомедов более позитивно оценил перспективы дагестанских дзюдоистов.
«То, о чем говорил министр, конечно, имеет место. На мой взгляд, это связано с тем, что наши известные дзюдоисты, например, Сираж Магомедов и Камал Ханмагомедов, перестали выступать и ушли в тренерскую деятельность. Их смена еще не подоспела. Но я уверен, что мы продемонстрируем результаты в ближайшее время. У нас уже есть Абдула Абдужалилов, который входит в десятку лучших дзюдоистов страны. Есть центр олимпийской подготовки, где мы уже на другом уровне будем тренировать спортсменов. Рядом со СШОР им. Ахмедова мы построили детский сад «Дзюдошка», чтобы заниматься будущими дзюдоистами с раннего возраста. Если нам удастся организовать участие наших спортсменов в международных сборах, это даст сильный толчок. Я на своем примере это ощутил несколько лет назад, когда, попав в сборную страны, оказался на сборах в Испании. Обмен опытом колоссальный. Но не стоит ожидать, что мы будем показывать тот же результат, что и наша сборная по вольной борьбе. Конкуренция в дзюдо более высокая. К слову, у вольников, если не ошибаюсь, всего 50 стран постоянно участвуют в соревнованиях, а у нас, дзюдоистов, – 200», – сообщил Магомедов.
Президент федерации дзюдо Дагестана Ирасхан Джафаров в разговоре с «Молодежкой» назвал ключевые факторы, влияющие на положение дел в дагестанском дзюдо.
Дисциплина
– Мы можем строить какие угодно залы, вкладывать кучу денег, но от этого толку не будет, если нет дисциплины в среде спортсменов. На чемпионате России в Ингушетии в прошлом году меня удивили чеченцы. Дисциплина на высшем уровне. Как солдаты приехали, собрались, сели. А мне сделали замечание за неорганизованность наших ребят. Это основа спорта. Кто бы что ни говорил, дисциплина бьет талант.
Главный тренер сборной России Эцио Гамба дал нам трех олимпийских чемпионов. Ему это удалось благодаря дисциплине. У него в зале авторитет только один – тренер. Олимпийский чемпион Мансур Исаев рассказывал мне, как Гамба его чуть не выгнал за опоздание на зарядку. Спортсмены это чувствуют и усердно тренируются. А у них бывают такие тренировки, что потом они еле доползают до кровати. И, конечно, невероятная забота о своих спортсменах. Тот же Мансур говорил, что, когда он заболел и не мог тренироваться, Гамба не отходил от него. Тренер от бога.
У нас тоже есть такой тренер – Хабиб Сиражудинович (директор кизилюртовской ДЮСШОР Хабиб Магомедов. – «МД»). Из его зала вышли олимпийские чемпионы, чемпионы мира. У него тоже жесткая дисциплина. Если его воспитанник проспал, на зарядку не пришел, он знает, что это будет иметь последствия. Мансур Исаев — его ученик. Он уехал в сборную из Кизилюрта уже подготовленный Хабибом Сиражудиновичем.
Как-то известный борец Бувайсар Сайтиев проиграл схватку. Корреспондент спросил, как так получилось. Он ответил: «Это моя ошибка, недоработка, я пойду сейчас и буду дорабатывать». Понимаете, он не стал искать виноватого. И стал трехкратным олимпийским чемпионом. Нашему подрастающему поколению нужно прививать такое понимание.
– А что мешает тренерам требовать дисциплины?
– Ничто не мешает. Мы взялись за это. Вы знаете, что за всю историю дагестанского дзюдо ни одного человека не дисквалифицировали? Первые мы это сделали. На турнире памяти Имама Шамиля в Кизилюрте подрались два парня в зале. На первый раз я их пожалел, дисквалифицировал на полгода. Кто только не подходил, кто только не звонил, я отвечал – даже разговаривать не буду с вами. Это я еще в щадящем режиме решение принял. Вообще их следовало бы выгнать навсегда. Нам не нужны такие спортсмены.
Я строго предупредил, что в тренировочный процесс ни один человек не должен вмешиваться. Ни родители, ни друзья. У нас как бывает? Ребенок показал результат, родители начинают его баловать, приходить и учить тренеров, как с ним работать.
У нас сейчас вся работа федерации перестроена для решения главной нашей проблемы – отсутствие дисциплины.
Отток
– С ростом популярности ММА многие ребята начали выбирать этот вид спорта. Там больше возможности заработать. Не могу утверждать, что массовые переходы есть, но это ощущается.
Важнее другой момент. Многих наших перспективных ребят переманивают в другие регионы. Я министру об этом сказал, мы будем бороться за них. У нас есть юристы, мы обсуждали с ними этот вопрос и решили, что можем повлиять на это. Мы готовы бороться за этих ребят вплоть до суда. Пока будет идти судебное разбирательство, этот спортсмен не сможет бороться на соревнованиях.
– А если дзюдоист хочет выступать, например, за Москву. Как ему это запретить?
– Ну пусть выступает за Москву. Но пусть эта федерация заплатит за работу, которую с ним провел наш тренер, выкупит его. А то что получается? Есть много богатых регионов, у них залы есть, но нет способных детей. В итоге регионы покупают готовых спортсменов у нас. И когда те попадают в олимпийский цикл, в этот регион минспорта России направляет большие деньги. Например, недавно нашего чемпиона мира по боксу Муслима Гаджимагомедова забрали в Краснодар. Почему так просто отдали?
Всем ребятам, тренерам сказал: если кто-то уедет, не дам им бороться. Пусть меня как хотят воспринимают, но работу нашего министерства, работу федерации, работу тренеров я не позволю сводить к нулю. В любом случае, если мы будем бороться с этим, будем писать жалобы, отстаивать, это сработает, я думаю. Просто не захотят с нами вступать в конфликт.
Правила
– Большую роль сыграли изменения, которые международная федерация дзюдо внесла в правила. Наша родная кавказская борьба – это плотная борьба, захват за пояс, бросок. Или тот же «бычок» (название броска в дзюдо. – «МД»). Правила изменились, система борьбы, которая у нас была выстроена, оказалась неактуальной. Эти изменения, я думаю, инициировали японцы, после того как сразу три кавказца стали олимпийскими чемпионами в Лондоне. Многое изменилось. Тот же квадрат, внутри которого борются соперники, стал меньше. Захват двумя руками срывать больше нельзя. И нашим дзюдоистам, для которых это являлось основой борьбы, сложно переориентироваться.
Чтобы перейти на новую систему, нужно переучивать людей. Мы намерены проводить семинары для наших ребят, чтобы помочь им в этом. Специалисты российской федерации дзюдо помогут нам. Они будут приезжать сюда.
«Подставки»
– Почему у нас снизились результаты среди юношей? Мы пресекли практику, когда подделывается год рождения спортсмена на более поздний, чтобы он мог выступать среди тех, кто младше него. Мы намерены жестко разбираться с этим. Пока я вижу, что хватило предупреждения: мы дали понять, что это неприемлемо. Нас поняли. Сказать, что подделок совсем нет, я не могу. Но их стало гораздо меньше. Это одна из причин, по которой упал результат. Ведь в юношеском спорте разница в возрасте дает заметное преимущество. Но ребенок, которого «подделали», никогда не станет борцом. Может, он будет побеждать среди юношей, а потом это прекратится.
В то же время мы заняли второе общекомандное место на чемпионате России в прошлом году: две серебряные медали и одна бронзовая. Имея такой результат, разве можно говорить об упадке? Да, наши юноши и молодежь, к сожалению, все проиграли. Но в спорте самый ценный – это результат, который дают «мужики».
Преемственность
– Уход из жизни таких известных тренеров, как Газимагомед Ахмедов, Абдулгаджи Баркалаев можно назвать одной из причин спада?
– Конечно, это отцы-основатели дзюдо в республике. Еще Зубаир Хизриев, Магомед Расулов. Сколько дзюдоистов-международников они воспитали: Рашид Ибрагимов, Казанби Казанбиев, Шамиль Расулов, Руслан Гамзатов, Магомедбек Алиев, Магомед Джафаров, Джабраил Баркалаев.
Необходимо, чтобы дзюдоисты такого уровня сегодня заходили в залы, встречались с новым поколением. Когда дети будут их видеть, это будет здорово стимулировать их.
– А какие школы сегодня в Дагестане ведущие?
– СШОР имени Газимагомеда Ахмедова, школа имени Магомеда Джафарова, школы в Кизилюрте и Дербенте. Всего в республике тренируются около 16 тысяч человек, работают 200 тренеров.
– А наиболее перспективные дзюдоисты?
– Абдул Абдулжалилов, Ибрагимгаджи Сулейманов, Магомедкарим Пидуриев, Гаджи Шамилов, Иса Исаев.
Опыт
– Обмен опытом обязателен. Воспитанники наших школ дзюдо должны ездить друг к другу бороться, обмениваться опытом.
У нас много планов, как изменить ситуацию с результатами к лучшему, но из-за пандемии не получается их осуществить. К примеру, главный тренер сборной Турции предложил отправиться к ним на сборы. Говорит, ни рубля не надо, просто организуйте перелет. Массажисты, питание, спортивные залы – они готовы все предоставить. Те же азербайджанцы хотят с нами сборы проводить. Те же грузины. Если мы начнем возить молодежь по этим сборам, у нас будет хороший результат, я не сомневаюсь. Мы готовы это сделать. Но из-за пандемии не знаем, что нас ждет. Мы даже тренироваться нормально не можем из-за ограничений.
Рамазан Раджабов, Шамиль Ибрагимов
Читайте также Хабиб Нурмагомедов: «Не нужно кресло или кабинет, чтобы помогать окружающим»
«Молодежка» в Telegram: https://t.me/molodejka05
«Молодежка» в Instagram: https://instagram.com/mdgazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в VK: https://vk.com/md_gazeta