Тина Митусова — москвичка, путешественница, преподаватель цигуна, женских даосских практик и арабской каллиграфии. Она была руководителем в Студии Артемия Лебедева, когда поняла, что в жизни нужна перезагрузка. Уволилась, продала машину, отключила телефон и уехала на месяц в одно из горных сел Дагестана. «Молодежка» узнала у Тины о том, что она здесь нашла, почему женщина на Кавказе должна быть сильной и как прийти к Богу.
«Когда я приехала в Дагестан впервые 15 лет назад, к Кавказу было очень отрицательное отношение. Как и у всех москвичей, ведь обычно в столице сталкиваешься не с профессорами с Кавказа, а с торговцами на рынке. «Солнышко мое», приставание, хамство — все это оставляет негативное впечатление. А здесь у меня что-то екнуло внутри: я почувствовала себя холодной москвичкой на фоне общего теплого гостеприимства. И со временем этот опыт очень сильно меня изменил».
«Все исполнялось по щелчку пальцев»
«У меня хорошо сложилась карьера в Москве, четыре года была руководителем подразделения отдела графического дизайна Студии Артемия Лебедева — это настоящая кузница кадров, молодой и талантливый коллектив со всей России. В тот момент многие компании стали задумываться о своем дизайне, и через меня прошли почти все банки страны — брендинг, логотипы, фирменные стили. Я не дизайнер, но умею управлять и продавать. Мне нравилось, что передо мной ставились задачи, но никто не указывал, как их выполнять, и я могла пробовать все. А творческая атмосфера позволяла, например, прийти на серьезную встречу в китайском платье и тюбетейке.
Вроде бы у меня было все — хорошая должность, престижный круг общения, а самые дурацкие желания исполнялись буквально по щелчку пальцев, но внутри ощущалась глубокая пустота, которую нельзя было насытить ни деньгами, ни вещами, ни статусами. Материальное меня не устраивало, но куда идти, я еще не знала — не было знания о том, что такое духовность. Тогда один мудрый человек мне сказал: «Посмотри, на что ты тратишь свою энергию»».
«Здесь слышно, как бьется сердце»
«Когда уволилась из Студии, первым делом купила билет в Дагестан. Я жила в горах Унцукульского района, в скромных условиях с удобствами во дворе. Мне было просто хорошо от того, что каждую секунду не звонит телефон, что можно ничего не делать, что над головой в синем небе летают орлы, где-то мычат коровы, а когда поднимаешься в горы, то остаешься в такой тишине, что слышно, как бьется сердце.
Я не люблю слово «депрессия» — для меня это процесс внутренней перестройки, прохождения кризиса. Да, в момент изменений тебе больно, страшно и неуютно, но без этого не двинешься дальше.
Я многое прошла через психологию и различные практики, пока искала свой путь. До ислама практиковала медитации, но когда попробовала зикр, поняла, насколько сильно он меняет наше сознание. Так я пришла в ислам — через суфизм. Я училась у двух шейхов — первый был из Индии, а после его смерти нашла наставника в Америке. В поисках знания много ездила по разным странам, жила в мусульманских семьях и общинах — в Индии, Марокко, Египте, Турции, Иране, Китае.
Вера делает меня сильной. Люди могут предавать и обманывать, рано или поздно они уходят из нашей жизни, деньги не надежны — сегодня они есть, а завтра — нет, молодое и красивое тело завтра станет старым и больным. Все это временно, а Бог есть всегда. У меня можно отнять все, но никто не может запретить мне делать молитву в своем сердце».
«Скоро здесь будет бум на все»
«Я езжу в Дагестан каждый год и вижу происходящие перемены. Последние 2-3 года начали активно развиваться различные сферы. Еще недавно туризм был на нулевом уровне, а теперь заложены многие перспективные проекты. Сейчас в горах зачастую негде остановиться, проблемы с транспортом, но это будет меняться. Скоро здесь будет бум на все. Меняется город, в различных областях появляются профессионалы, развиваются современные бизнес-проекты.
Я занимаюсь оздоровительным туризмом — раньше вывозила людей в Индию, сейчас начинаю приглашать и в Дагестан. Этим летом привозила сюда своих московских учениц по цигуну. Мы проехали по большому маршруту — Сулакский каньон, Ирганай, Салтинский водопад, Гуниб, Дербент, купались в горных водохранилищах, ели абрикосы с дерева. Для жителей мегаполиса это необычный опыт — оказаться в тишине среди совершенно другой природы и менталитета».
«Некоторые женщины ничего, кроме хинкала, делать не умеют»
«Я хочу культивировать у женщин сознание, что нужно постоянно развиваться. Даже проблемы в семье не проходят сами собой, для этого нужно что-то делать. Женщины раннего ислама были очень развитыми, например, жены Пророка знали больше, чем некоторые сподвижники. Это были образованнейшие, умнейшие женщины. А сейчас некоторые женщины, кроме хинкала, ничего делать не умеют, так развивается деградация. Мужчине некогда заниматься детьми, он должен зарабатывать, а если женщина не развивает свой интеллект, то дети тоже не вырастут умными — на одних хинкалах детей не вырастишь.
У женщин в целом нет понимания, что своим здоровьем нужно заниматься, так как традиционно привыкли следить за семьей и домом. Например, они не знают, что к родам нужно готовиться. Беременность, роды, кормление — это огромная нагрузка на организм, поэтому необходимо уметь восстанавливать свои ресурсы.
Люди готовы терпеть сильные боли вместо того, чтобы заниматься — даже на бесплатные занятия по цигуну не приходят. Им проще заплатить деньги за операцию, чем ходить на тренировки. Но это можно перевоспитывать, если формировать привычки с детства, тогда процент здоровых женщин был бы выше. В октябре я организовала первый в республике Фестиваль здоровья и саморазвития «Я есть». Думаю, лет за десять эту ситуацию в мышлении удастся переломить и женщины будут больше тратить деньги не на медицину, а на оздоровление».
«Насилие над личностью»
«Общение в Дагестане бывает очень тяжелым — что бы ты ни делал, люди начинают навязывать свои концепции, давать непрошеные советы, как жить, даже если абсолютно не разбираются в вопросе. Человек в 150 килограммов веса может указывать, что мне есть и чем заниматься. Общаясь с человеком, приходится потратить много сил, пока он не перестает переходить границы и начинает уважать твой личный выбор. Насилие над личностью — это серьезная проблема в Дагестане. Наверно, она идет от национального менталитета и традиции, что младший должен слушаться старшего, но нужно уметь объяснить свою позицию без подавления другого».
«Сколько дыханий, столько и путей к Богу»
«Для меня одним из показателей духовного развития человека является то, насколько широко он воспринимает происходящие вокруг процессы, насколько глубоко он видит, как развивается каждая душа в этот самый момент. Очень легко осудить и вынести приговор, но зачастую мы не знаем, что Всевышний приготовил на пути каждого из нас, и очень сложно принять, что кому-то порой правильно опуститься до самого дна, чтобы потом взлететь вверх. Нельзя заставлять другого жить так, как живу я, возможно, то, что мне кажется неправильным, для человека окажется самым важным опытом. У каждого свой прямой путь, свой виток жизни. Сколько дыханий, столько и путей к Богу.
Нужно быть очень аккуратным с другими. Некоторые люди молятся много лет подряд, читают много книг, а сердце у них остается очень жестким, ничего не помогает. Такие люди не поняли самого главного, что духовность — это та любовь, которую ты проявляешь к творениям Бога».
Дамир Саидгазин
Фото — из личного архива Тины Митусовой
Читайте также:
Взаперти. Киновед из Краснодара познал Дагестан, не выходя из комнаты
Ольга Брейнингер: Из Махачкалы увезу саблю и дружбу
Между полькой и лезгинкой. Пани Чьок пишет книгу о Дагестане
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta