Спойлер: это не про вакцинацию…
В Махачкале установили билборды в поддержку спортсменов, и среди брутальных дагестанских боксеров и борцов выделяется обаятельная девушка, чемпионка мира среди юниоров по фехтованию Айзанат Муртазаева.
Юная Айзанат на Олимпийских играх удивила всех и опередила своих именитых соперниц-шпажисток из команды. И хотя олимпийскую медаль в этот раз ей завоевать не удалось, она покорила зрителей и судей красивой техникой и целеустремленностью.
– Ты показала лучший результат в команде и была в шаге от пьедестала, мы все тобой очень гордимся, а ты сама что чувствуешь после Олимпиады?
– Хочу вернуться через три года и забрать медаль. Я, как и любой профессиональный спортсмен, ставлю себе высокие цели, и олимпийская медаль является признанием заслуг не только моих, но и тренера Юлии Равильевны, которая вложила в меня много усилий.
– Расскажи, как ты пришла в фехтование. Это не самый популярный вид спорта в Дагестане.
– Я в трехлетнем возрасте переехала с родителями в Москву, и фехтованием начала заниматься уже там. То, что я пришла именно в этот спорт, можно назвать случайностью. Моему старшему брату Шамилю после травмы руки врачи рекомендовали заниматься фехтованием, и я часто ходила на тренировки брата. Меня привлекала сабля, перчатки, вся спортивная атрибутика. Спорт всегда меня интересовал больше, чем учеба, я очень неусидчивая и активная. Думаю, что фехтование заметно повлияло на формирование моего характера, без секции я была бы немножко другим человеком.
– Как получилось, что на Олимпиаду ты поехала без тренера? Не было бы тебе проще соревноваться, если бы рядом присутствовала она?
– Для поездки было выделено определенное количество мест, и, к сожалению, Юлия Равильевна не смогла попасть на Олимпиаду. Конечно, с ней было бы намного легче, она очень близкий мне человек.
– Насколько опасно заниматься профессионально фехтованием? С какими травмами тебе самой пришлось столкнуться?
– Травмы всегда есть в профессиональном спорте. Уколы во время боя, конечно, — неприятная штука, но терпимая. У меня травм было немного. Больше всего запомнилось, как однажды я подвернула ногу и не смогла участвовать в командном турнире, было обидно.
– Где и кем ты видишь себя через двадцать лет?
– Мне будет уже сорок лет, и я вижу себя в кругу семьи. Пока не могу сказать, чем бы я хотела заниматься после окончания спортивной карьеры, это будет зависеть от того, как и когда я ее завершу.
– Какие впечатления оставила Олимпиада? Пустые трибуны помогали сосредоточиться на соревнованиях или наоборот?
– Обычно все соревнования по фехтованию проходят практически без зрителей, это не настолько популярный вид спорта, мы до пандемии тоже стадионы не собирали. Поэтому без зрителей соревноваться было привычно.
Соперницы по жеребьевке попались серьезные, но волнения у меня не было. Считаю, что я показала хорошее фехтование, за свое выступление мне не стыдно. Я чувствовала колоссальную поддержку болельщиков из России и, в частности, Дагестана. Родные и близкие всю ночь не спали и прошли эти испытания вместе со мной, я не могла их подвести.
– Что тебе помогает восстановиться после тяжелых соревнований?
– Провести несколько дней в кругу семьи – это лучшее восстановление. Еще у меня есть прекрасный домашний питомец кот Саблик – курильский бобтейл. Очень помогает от стрессов и усталости, такой пушистый антидепрессант.
– А почему Саблик?
– Брат профессионально занимался фехтованием на саблях, сейчас тренирует детей, имя ему выбрал он, и, мне кажется, оно ему очень подходит.
– Твой успех – это в первую очередь природный дар или тяжелый труд?
– Когда речь идет о взрослых серьезных соревнованиях, таких как Олимпийские игры, без тяжелого труда ничего не добьешься. Я всю жизнь много трудилась для результата, но без природных способностей, может быть, ничего бы и не получилось.
– Как ты планируешь режим дня и питания? Тебе нужно придерживаться определенной диеты? И насколько строго?
– По большому счету ни режима дня, ни режима питания у меня нет, разве что во время спортивных сборов. Ложусь, когда захочу, просыпаюсь так же. Я люблю вкусно поесть, у меня мама очень хорошо готовит. Дома завтракаю обычно калмыцким чаем. Предпочитаю дагестанскую кухню – хинкал, чуду, курзе. Сама я не готовлю, потому что целый день нахожусь на тренировках или занятиях, и у мамы это получается гораздо лучше.
– Судя по любимым блюдам, связь с исторической родиной не теряешь…
– Конечно, я очень люблю Дагестан. У меня там живут две бабушки, и я каждый год стараюсь по возможности приезжать. Провожу немного времени и в Махачкале, и в Хунзахе. Я прямо физически ощущаю, когда нахожусь там, что это моя родина.
Амина Дамадаева
Читайте также Домкрат. Танк. Чемпион