В Каспийске стартовал проект «Открытая вода»
Научить ребенка правильно плавать – дело нелегкое и в большинстве случаев еще и платное. А потому в Каспийске уже пятый год подряд реализуется проект «Открытая вода», инициаторами которого являются Федерация плавания Дагестана и Дагестанский филиал ПАО «РусГидро». Профессиональные инструкторы в течение всего лета бесплатно обучают детей азам плавания. Занятия проходят на каспийском детском пляже с 16:00 до 18:00. Корреспондент «Молодежки» побывал на одной из тренировок и выяснил у профессионального тренера Умакая Гаджиева, что общего у хорошего инструктора и заезженной пластинки, на какой глубине лучше всего обучать детей и насколько хорошо плавает «среднестатистический дагестанец».
– Как научить ребенка плавать?
– В первую очередь нужно помнить о правиле двух ушей. Это когда в одно влетает, в другое – вылетает. У детей уши работают только так и никак иначе. Ты им что-то сказал, и они сразу усвоили информацию – так это не работает. И с первого раза не усвоят, и со второго. И дело тренера — повторять, повторять, повторять. Хороший тренер в этом плане должен переплюнуть любую, самую заезженную пластинку.
Еще один важный момент – дети очень разные. Бывали случаи, когда на тренировки приходили братья-близнецы. Один уже через пару занятий на воде хорошо держится, другой и через две недели бревнышком плавает. Учитываешь эти моменты, и дальше уже — по накатанной схеме.
– Давайте о накатанной схеме.
– Плавание состоит из нескольких элементов. Обучаю каждому из них по отдельности. Для начала нужно просто научить ребенка держаться на воде. Чтобы приучить его лежать в расслабленном состоянии. Часто, лежа на спине, дети совершают одну и ту же ошибку – приподнимают голову. Им кажется, что если этого не сделать, то вода их может накрыть – попасть в уши, в нос, в глаза. Что в этот момент происходит? Шея напрягается, плечи напрягаются, попа уходит вниз. Если прозеваешь этот момент, не поправишь ребенка, его тело привыкнет находиться в напряженном состоянии. И плавать ребятенок будет, находясь в постоянном напряжении. И много он так проплывет? Метров 8–10. Это не дистанция.
Когда научатся лежать в расслабленном состоянии, учу по отдельности работать руками и ногами. Для этого есть специальный инвентарь. Дощечки и колобашки. Колобашки помещают между бедер, чтобы ребенок мог спокойно держаться на воде без участия ног и сфокусироваться на тренировке рук. Ну а дощечка, соответственно, позволяет сосредоточиться на тренировке ног.
По мере усвоения материала учу их правильно дышать и плавать кролем. Это наиболее практичный стиль.
Со стороны может показаться, будто я усложняю: руки, ноги, дыхание – всему учу по отдельности. Но, поверьте, если этого не делать, ребенок запутается. И в лучшем случае научится просто «не тонуть». А мы-то плавать учим, обучаем правильной технике. А техника дается только через многочисленные повторения. Иногда даже родители не понимают, почему я одному и тому же учу раз за разом. Но это как в единоборствах: лучшая тренировка – это когда полтренировки боец учится бить правой рукой, полтренировки – левой, а не отрабатывает что попало.
– Родители могут самостоятельно научить плавать детей?
– Чтобы вот прямо технически верно – нет. Нужны специальные знания. Но я вовлекаю родителей в тренировочный процесс. У нас же занятия начинаются с так называемой «сухой тренировки». Это разминка, причем полноценная, не по принципу «два наклона, два приседа», а как у профессиональных спортсменов. Плюс – все те движения, которые мы будем повторять в воде. В частности, это делается и для того, чтобы родители сами лучше запомнили эти движения и могли прорабатывать их с детьми дома. Я даю домашние задания. Туда может входить и повтор элементов, которым мы учились на тренировке, и какие-то базовые физические упражнения: отжимания, приседания и т. д. У нас есть группа в «Вотсапе». Обсуждаем там разные вопросы. Я родителям всегда говорю, чтобы приносили с собой на тренировку шапочку, термос, какой-нибудь перекус. Я запускаю детей в море, минут на десять – в зависимости от температуры воды, потом вывожу их на сушу, чтобы они согрелись. Одного солнца для этого недостаточно. Укутать ребенка в полотенце – это само собой. Но иногда не помешает и стаканчик горячего чая. Вот, к примеру, сегодня вода достаточно прохладная. Плюс ветрено. И чем раньше согреется ребенок, тем лучше.
Обычно я даю детишкам отдохнуть минут десять, потом собираю их вокруг себя и проверяю, в каком они состоянии. Достаточно рассмотреть их ладошки. Если пальцы сморщены, много складок – ребенок еще не согрелся, в воду рано. Если гладкие – можно запускать.
– Что с техникой безопасности?
– Разумеется, у нас тут нельзя баловаться: бороться, душить друг друга, кидаться песком. Ну а насчет глубины – я завожу детишек недалеко от берега. Вообще, для тренировок был выбран «детский» пляж именно потому, что здесь мелководье. Выше пояса не завожу в воду. И это только для работы рук – чтобы они не касались дна. Для отработки всех остальных элементов хватает и глубины до колен.
– Как относитесь к дополнительному инвентарю типа спасательных жилетов – они мешают освоить правильную технику или все же необходимы, особенно в детском возрасте, чтобы ребенок увереннее чувствовал себя на воде?
– Я спасательные жилеты не использую, они мешают освоению правильной техники. Те же дощечки и колобашки – только для отработки отдельных элементов. Дальше дети плавают уже без них. Это же море – тут каждый день разная погода, волны, течения, нужно, чтобы дети к этому привыкали и учились плавать без спасательных снаряжений. Если ребенок освоит технику, он будет уверенно себя чувствовать и без дополнительного инвентаря. У нас были детишки, которые боялись заходить в воду. Но они видели, как точно такие же дети бегут в море, спокойно лежат на спине, на животе, начинают плавать – и их страх проходил. Впоследствии именно такие дети первые ломятся в море.
– Как долго проводится обучение?
– До середины августа. Потом мы проводим экзамен – смотрим, какое расстояние проплывают дети, поощряем их наградами.
– Результаты экзамена обычно радуют?
– Во время экзамена дети частенько волнуются, и то, что в обычные дни у них хорошо получалось, им не удается повторить. Они торопятся, нервничают, что-то свое выдумывают. Радует, что они стараются, не радует – что забывают, как правильно плавать. Но в спокойной обстановке они сразу все вспоминают.
– Из-за чего чаще всего происходят несчастные случаи на воде?
– Причин множество: переоценил себя и полез в волны, затянуло течением, еще что-то… Главное – не паниковать. Топит людей не вода, топит людей паника. Как правило. У меня, бывало, и обе руки сводила судорога. Я ложился на спину, давал себе отдохнуть и начинал постепенно плыть к берегу. Не позволишь себе запаниковать, оценишь обстановку с холодной головой – с большой долей вероятности выйдешь из критической ситуации.
– Насколько хорошо плавают дагестанцы? Можете дать среднюю оценку?
– Тройка. Мы можем пройтись по берегу от Каспийска до Махачкалы, и если хотя бы пять процентов из увиденных нами людей будут плавать правильно – уже хорошо. Ну вот, собственно, эти занятия мы и проводим для того, чтобы ребятишки с малых лет осваивали правильную технику. Они ведь будут впоследствии передавать эти знания. Учить сверстников, младших ребят. Все не зря.
Руслан Бакидов
Читайте также «Небо — одно для всех». Мифы и правда о парашютном спорте