Как учиться языку, чтобы уметь на нем разговаривать
Камиль Рамазанов более 25 лет преподает английский язык. Примерно столько же раз он побывал в Великобритании – перенимал опыт. Работал в университете и в сельской школе. Уже давно учит детей иностранному в частном образовательном учреждении. «МД» узнало у Камиля, что такое «мертвые уши», почему платное образование лучше бесплатного и что общего между аварским и английским.
– Откуда у вас такая тяга к английскому?
– В детстве на меня очень большое влияние оказали рассказы Джека Лондона, я уже тогда хотел читать на английском языке. А потом увлекся шпионскими рассказами, жил ими, читал их очень много. Про Зорге и других разведчиков. И думал: вот я тоже так хочу. Но никогда не предполагал, что стану учителем.
Я днем и ночью читал на английском огромные книги и множество художественной литературы. И мне было легче говорить на английском, чем на русском.
– Может ли ученик государственной школы сдать ЕГЭ без дополнительной подготовки?
– Школьники не могут ЕГЭ сдавать, если они будут готовиться к ним только в школе. Единицы сдают ЕГЭ самостоятельно. Им всем надо ходить заниматься. Почему так? Потому что учителя не готовы. Я встречался с педагогами: уровень низкий. Профессиональный уровень учителей нужно менять. Представьте себе: ты преподаешь иностранный, но нормально его не знаешь. Учитель должен ездить, учиться. Но куда он поедет? Все упирается в финансы. Если у него в школе есть условия – хотя бы фильмы можно же смотреть вместе с детьми на английском. Я всегда смотрю, и дети мне потом отчитываются, что смотрели.
В частной школе попробуй ты работать без мотивации. Тебе скажут: «Иди, до свидания». Работать надо. Просто так давать урок не получится. У нас в школе 8-10 уроков английского языка в неделю, учеников в группах мало. В восьмом у меня шестеро. В десятом – десять. Это максимальная группа в нашей школе. Там четыре урока в неделю у них идет только подготовка к ЕГЭ. Этим детям репетитор в принципе не нужен. Но у некоторых, видимо, финансы зашкаливают, надо, чтобы еще индивидуально тоже занимались.
Роль учителя тут огромна: нужен говорящий учитель, а не тот, который сидит и говорит «делай упражнение». Это самая тупая работа, которая может быть в школе. Уметь написать эссе, грамматическая часть, устный экзамен – это всего 20 процентов ЕГЭ. А они сидят, днем и ночью этим занимаются.
Я больше 25 раз был в Великобритании, бывал в их школах, возил туда детей. И они говорят, что из России всегда приезжают дети, которые хорошо тесты делают. Но стоит начать с ними разговаривать – дети никакие. Слуховое восприятие очень слабое. Они не слушают в классах английскую речь, учитель не говорит на английском. Откуда у детей восприятие языка? Они должны слышать его. У меня и слушают обязательно, мы читаем тексты, обсуждаем их. На русском я вообще не разговариваю во время урока.
– Представьте, что у вас есть полномочия изменить систему преподавания иностранных языков. Что бы вы сделали?
– В национальных сельских школах надо программу менять, на уровне государства. Начальные классы нужно учить английскому через родные языки, хотя бы до пятого класса. После университета я поехал в горы, два года преподавал в Гунибском районе, дети там вообще не владели русским. Я думал: как я должен еще английскому их учить, если они русский не знают? В итоге никому ничего не сказал, ни директору, никому, и перешел на аварский. Все прошло просто идеально. Дети все понимали, все выполняли. Английский язык надо объяснять через родной. По-другому для них тяжело было. Как можно учить через русский, если они им не владеют? В старших классах по-другому, там уже дети знают русский. У нас словари были – английский и аварский. У аварцев и англичан есть много схожего в плане построения предложений.
– Например?
– Аварцы всегда употребляют слова «есть, является». Без этого у аварцев не бывает. В русском нет «я есть счастливый». Англичане говорят: «Я есть счастливый», – так же, как и аварцы. Пять минут, и ребенок поймет, как строить фразу. Ты же не можешь ему на русском объяснять: «Я есть учитель, ты есть ученик» или «Мы есть в Москве». А аварцы так и разговаривают. И у аварцев есть, как и у англичан, два вида настоящего времени. «Я каждый день читаю» и «Я в данный момент читаю». В русском это одно и то же. У англичан и аварцев это разные действия. «Я есть читающий», говорят аварцы, если дословно переводить.
– Сейчас в своей работе вы используете это?
– Нет, дети не знают родного языка. У меня есть частные ученики, например, девушка-аварка, я могу ей такие вещи объяснять через родной язык. Ни одна страна не изучает же английский язык через другой иностранный, для большинства дагестанцев русский ведь не родной.
– Что самое важное в изучении языков?
– Слушать. Своим ученикам я говорю: в день хотя бы 20 минут слушать речь. Смотреть фильмы – еще лучше. Можно один раз посмотреть на русском, а потом на английском. Зачем в первом-втором классе учить детей алфавиту? Для чего? Выучили пару песен, счету и думают, что научили ребенка английскому. Это самая главная ошибка. Учат грамматику, начинают учить человека читать-писать, не научив его разговаривать. За разговором потом идет все. Нужно дать понять детям: не нужно думать, как сказать, думайте, что сказать. Почему я стеснялся говорить на русском в школе? Стеснялся ошибок, боялся насмешек. У нас были городские девочки в классе, они хихикали все время. Англичане, в отличие от нас, никогда не делают замечания по поводу того, как ты разговариваешь. Для них уже радость, что ты говоришь. Один выпускник Кембриджа мне сказал: «Камиль, английский язык уже не принадлежит ни Англии, ни Америке. У каждого человека право на свой английский. Говори, как хочешь, тебя любой человек поймет, пользуйся языком тела, уверенностью».
Ребенок говорит предложение, учитель обрубает его, потому что он неправильно сказал. А как он может разговаривать, если его все время обрубают? У меня дети, которые говорят активно, – у них куча ошибок бывает. Но мне не это сейчас важно. Надо уметь на языке спорить, ругаться, смеяться.
– Двойки ставите?
– Вообще не ставлю. Двойки, я считаю, учитель ставит в первую очередь себе. Для меня самое главное – активность на уроке. Конечно, ошибок может быть много. Но когда ученик окажется среди англичан, он будет говорящим, а отличник может вообще промолчать, не скажет ничего. Потому что уши у него «мертвые». Когда уши мертвые, человек не может ничего сказать.
– Когда нужно начинать учить ребенка языку?
– С рождения. Моя трехлетняя внучка все понимает, что я говорю ей на английском, но у нее смешанная речь, потому что дома на русском говорят. Детям язык нужно давать ненавязчиво.
– Как вы думаете, не станет ли в России вся система школьного образования платной?
– Родители итак в государственных школах за что-то платят. Мне кажется, скоро будет так: нужны ОГЭ или ЕГЭ – оплачивайте и занимайтесь, у нас есть курсы. К специализации в школах, думаю, придем, но это будет платная опция. Бесплатной будет только база.
– Можно ли сравнивать качество образования в госшколах и частных?
– Уровень образования в частной школе однозначно выше, если сравнивать с государственной.
Например, в Великобритании частных школ около пяти процентов в образовательной системе. Вряд ли их будет больше. Но выпускники этих школ управляют страной. Это всегда так.
Анастасия Расулова
Читайте также «Как заинтересовать ребенка классикой? Включайте и слушайте с ним»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»