Корреспондент «Молодежки» проник в Центр интеллектуального развития «Идальго» под видом простого гражданина, чтобы выяснить: чем дышат (и как вообще выглядят) загадочные дагестанские эрудиты и зачем они вот уже несколько лет собираются в одном и том же месте. И вот что из этого вышло.
«Меня терзают смутные ответы»
Во-первых, я был близко к разоблачению.
Ну, например, когда сам пару раз громко, но хотя бы невнятно назвался по имени, фамилии и скромной должности. Сила привычки, знаете ли. Но вроде пронесло. Эрудиты были заняты своими повседневными делами. Кажется, кто-то извлекал корень квадратный из числа Пи (возможно, извлек и тут же спрятал), а кто-то обсуждал с единомышленниками различные способы терраформирования Марса.
Во-вторых, я выяснил, что в Дагестане полно людей, которые любят помять свои нейрончики, а то и вовсе всерьез «похрустеть» мозгами. Для первых существует «Игра с умом». Она проводится дважды в неделю: во вторник и в пятницу — и всякий раз собирает до 10-12 команд, в которых от 4 до 8 человек. За игру они должны ответить на (плюс-минус) 48 вопросов средней тяжести. Темы: какие взбредут в начитанную голову Марата Ибрагимова – постоянного автора вопросов для «Игры с умом». Я втерся в доверие к команде Gold Scull именно во время такой викторины. Собирался посидеть, понаблюдать за происходящим пару туров, но впоследствии был взят в плен азартом и досидел до победного конца. Победного, правда, для другого коллектива. Чтобы уважаемый и, наверняка, тоже эрудированный читатель смог оценить нынешнее состояние своего интеллекта, вот один из вопросов, прозвучавших на игре (не дословно, естественно, я ж вам не диктофон):
«Жила-была женщина, и вечно-то ее терзали на работе смутные сомнения: а не оставила ли она часом включенным утюг? Из-за этого она так переживала, что частенько срывалась домой, проверить – не спалила ли своей бытовой техникой полквартала. Вредные коллеги из-за этого постоянно над ней подтрунивали. Справиться с тревогой ей помог мудрый психотерапевт. Что именно он ей посоветовал?»
Громко закройте глаза, чтобы не прочитать ответ в следующем абзаце, а найти его самостоятельно.
Совет был такой: «Берите утюг с собой на работу». Между прочим, один из членов команды Gold Scull ответил на этот вопрос. Я сам принес в копилку нашей команды несколько баллов и каждому радовался так, будто изобрел лекарство от рака и помирил все враждующие страны.
Один раз не настоял на своем варианте. И зря. Поскольку был прав. Один раз настоял. И снова зря. Облажался и лишил команду балла. К счастью, участники Gold Scull не только умные, но еще и добрые, поэтому пинать меня не стали.
Победители викторины «Игра с умом» получают в качестве награды книги. Их они могут выбрать сами — из тех, что стоят на полках в помещении, где проводится викторина. Аналогичный приз достается еще двум командам, которые выбираются рандомно.
«Другой уровень, дорогой…»
Для любителей всерьез напрячь извилины существует «Игра с умом Pro». Она проходит по средам. Вопросы тут сложнее, заковыристее, и неподготовленный игрок может морально пострадать от мысли: «Кажется, я совсем тупой». И будет неправ. Создатели обеих викторин придумали их вовсе не для того, чтобы кто-то начал считать себя глупым. А для того, чтобы стремился стать умнее.
Кстати, умнее ты становишься прямо в ходе игры. Эмоции помогают закрепить полученные во время викторины знания. Это когда ты слышишь вопрос «Что Артур Шопенгауэр называл займом, сделанным у смерти?», чешешь репу слева, справа, под углом, не находишь верного ответа, а потом слышишь от ведущего слово на три буквы. Сон. И произносишь: «А-а-а-а! Это же так логично!», а еще шлепаешь ладонью об ладонь и на всю жизнь запоминаешь высказывание немецкого умника. И поверьте, вы хлопнете ладонью об ладонь. Вы еще и с другими участниками викторины будете несколько дней обсуждать этот и другие вопросы.
Помимо «Игры с умом» и «Игры с умом Pro» в клубе «Идальго» раз в две недели по понедельникам проходит «Киноигра с умом». Это для тех, кто влюблен в кинематограф и точно знает, почему во вступительных титрах Вуди Аллен предпочитает перечислять исполнителей ролей в алфавитном порядке, в каком фильме Квентин Тарантино сыграл двойника Элвиса Пресли и из-за чего Марлон Брандо отказывался запоминать свои реплики на съемках «Крестного отца».
Своим появлением «Игры с умом» обязаны в первую очередь Руслану Рузанову и уже упомянутому Марату Ибрагимову.
«Ядерный потанцевал»
Руслан – книголюб со стажем. С глубокого детства он хватал одну книгу за другой, зачитывал их до дыр и хоть не всегда понимал скрытые смысли и подтексты, получал удовольствие от самого процесса чтения. А еще балдел от таких телевизионных передач, как «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и «Поле чудес». Другие передачи у него дома и не смотрели. Он мечтал попасть на одну из этих программ, и поэтому, когда в университетскую пору его позвали играть за сборную факультета по брейн-рингу в «Открытой лиге ДГУ», он ответил: «Где ж вы были раньше?!» Его команда частенько побеждала соперников, и однажды возник резонный вопрос: «А куда же двигаться дальше?» Тогда-то на горизонте очень вовремя объявилась Международная ассоциация клубов игры «Что? Где? Когда?». Так, на базе интеллектуального центра «Идальго» сформировалась команда «Эсквайр», которая довольно неплохо выступала на всероссийских турнирах. На какое-то время Руслан интеллектуальную деятельность оставил, но в конце концов вернулся к ней в 2018-м, когда вместе с Маратом Ибрагимовым (автором книг «500 вопросов и ответов о Дагестане» и «500 вопросов и ответов об исламе») создали проект «Игры с умом». С каждым годом игра привлекала все больше участников, и вот теперь любителей поломать головы над каверзными вопросами уже несколько сотен человек. Именно поэтому викторины и приходится проводить несколько раз в неделю.
Никакой политики. Никаких споров в духе диванных экспертов. Только сама игра и килоджоули позитивной энергии. А самое главное: никто, даже самый эрудированный и мозговитый, не стремится показать, насколько он умнее других. А потому новичкам так легко влиться в коллектив. На первую игру ты приходишь в качестве наблюдателя. На вторую подсаживаешься за стол к какой-нибудь команде, в основном молчишь и лишь иногда робко высказываешь какие-то предположения. А на третьей уже приводишь своих друзей и формируешь собственную команду. Такое за время существования «Игр с умом» происходило уже множество раз.
Так как же устроен мозг дагестанского интеллектуала? Да, собственно, так же, как и у всех. Все те же 2% от общей массы тела, собранные из 90 миллиардов нейронов и еще нескольких миллиардов ненейронных клеток. А значит, каждый из нас интеллектуал. Хотя бы в потенциале. Так почему бы этот потенциал не реализовать? Возможно, это станет самым захватывающим предприятием в вашей жизни.
Руслан Бакидов