Почему в Дагестане поднялись цены на изделия из муки и другие продукты
Почему буханка хлеба подорожала до сорока рублей, килограмм капусты – до ста, почему наценки розничных торговцев – зло, а эмоциональный спрос – это плохо, в интервью «Молодежке» объяснил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Дагестана Эмин Шайхгасанов.
Проклятье хлебопекарей
– Цена буханки хлеба в магазинах и супермаркетах республики сегодня поднялась до 40 рублей. С чем это связано?
– Хлеб для нас – особая тема. Это один из важнейших продуктов в группе социально значимых товаров. В этом году 750-граммовая буханка хлеба стоила 27 рублей. Я говорю об отпускной цене производителей хлеба. По нашей просьбе, до 15 марта они удерживали эту цену. Мы собрали у себя крупных хлебопекарей, обсудили с ними этот вопрос, рассказали, какие меры поддержки есть – государство им дает по 2,5 рубля на 1 кг произведенного хлеба при подтверждении затрат. Прием заявок уже начался.
С 15 марта они подняли отпускную цену на хлеб с 27 до 32 рублей, то есть на пять рублей. Мониторя ситуацию на рынке, мы видим, что розница грубо завышает цены, продают этот хлеб по 40, 42 рубля. Чурек, который покупают по 32, они по 45 продают. Не должно быть так.
– Но почему все-таки хлебопекари подняли отпускную цену?
– Они были вынуждены это сделать в связи с тем, что стала дороже логистика, подорожала мука – сегодня мешок муки высшего сорта стоит 1400 рублей, до этого он стоил 1330 рублей.
– Но это не такое радикальное подорожание, как, например, в случае с сахаром.
– Его и не могло быть, потому что Россия – крупнейший экспортер зерна на мировом рынке. 121 млн тонн зерна было произведено в прошлом году. Из этого количества мы потребляем только 70%. Таким образом, Россия экспортировала 38 млн тонн зерна. Стала подниматься экспортная цена во время пандемии – начали качаться цены на внутреннем рынке. И в этой связи минсельхозом была оказана поддержка, чтобы цены на хлеб не поднимались.
– При том, что запасов зерна у нас достаточно и мука подорожала не критично, почему поднятие отпускной цены хлеба на пять рублей было вынужденной мерой?
– По сравнению с другими регионами у нас самый дешевый хлеб. Во-первых, потому что Ставрополье, откуда мы привозим муку, находится близко. Во-вторых, в Дагестане самая большая конкуренция по производству хлеба. У нас пекут все.
Подорожали хлебобулочные изделия, но там другая причина – поднявшиеся в цене сахар и изюм. Я вам больше скажу: когда поднялась цена на сахар, в первые дни в некоторых регионах встали хлебозаводы, потому что есть зависимость от сахара.
Цены на хлеб мы мониторим очень тщательно, даже по два раза в день, потому что ситуация может измениться. Мы всегда на связи с нашими пекарями, созваниваемся с поставщиками муки. Для нас важно, чтобы хлеб не подорожал сильно. Пекари тоже чувствуют свою ответственность перед народом, да и в условиях высокой конкуренции поднять цену не так просто. Так что будьте спокойны.
– Как людям быть спокойными, если поднялась цена на самый потребляемый продукт? Возможно, если бы не было контроля и господдержки пекарей, этот рост был бы еще выше, но, тем не менее, даже пять рублей в сегодняшних условиях – это много.
– Я считаю, что нужно тщательно следить за розничной реализацией. Учитывая сегодняшнюю ситуацию, нужно немного забыть о прибыльности, включить патриотичность и ограничиться небольшой наценкой, потому что это большая нагрузка на малообеспеченного человека. В этих 32 рублях пекарей затрат очень много. Там мука, другие ингредиенты, электричество, выплата зарплат… А в чем затраты торговли, которая 5-7 рублей добавляет? Там надо следить. Одни нам даже сказали: «Резина на «Газель» подорожала». Они каждый день резину покупают, что ли? Поэтому возмущение людей справедливо.
Вот когда мы жалуемся, что подорожали парниковые помидоры и огурцы, я всем говорю, что в своем детстве вообще зимой никогда их не ел. Такие капризы, я думаю, можно, в принципе, не принимать слишком всерьез.
– Что касается господдержки хлебопекарей. В прошлом году из-за подорожания сжиженных углеводородов поднялась цена на муку. Чтобы предотвратить рост цены на хлеб, его производителям также была предложена аналогичная помощь. Ею, как оказалось, мало кто воспользовался, потому что выяснилось, что они не могут на нее претендовать, якобы из-за того, что работают не совсем «в белую». Насколько серьезной является эта проблема?
– Такая проблема существует, но нельзя сказать, что все работают нелегально и причина отказа от господдержки в этом. Некоторые отказались, потому что ставка была низкая – 2 рубля. Она покрывает лишь 5% производственных расходов. Но это зависит не от нас, ставку установило государство. Стоит сказать, несмотря на то, что производители в прошлом году не воспользовались господдержкой, они, в принципе, сдержали свое слово и не подняли цену выше той, которая обсуждалась.
– Сколько в Дагестане производителей хлеба?
– По информации налоговой, 398 предприятий, по виду деятельности занимающихся производством и реализацией хлебобулочных изделий. Но это не значит, что они все пекут.
– А сколько крупных производителей?
– 12-15 предприятий.
«В 2021 году была засуха, и наши производители капусты оказались на коне»
– Почему в этом году такая дорогая капуста? Всем известно, что Дагестан полностью обеспечивает себя капустой. Если и на складах нет дефицита, в чем тогда причина?
– Россия производит около 3 млн тонн капусты, из них 700 тысяч тонн – Дагестан, а точнее, два района республики – Акушинский и Левашинский. Основные производители капусты в стране – это Подмосковье, Марий-Эл, Ульяновская область. В 2021 году была засуха, поэтому наши оказались на коне. Они действительно произвели немало капусты и начали реализовывать ее в другие регионы по хорошей цене, так как появился спрос. Производителям капусты я говорю: «Не держите цены». Сейчас потеплеет – из Узбекистана капуста пойдет, из других стран. Это экономика.
Особо больших запасов капусты у наших производителей сейчас тоже нет (примерно 45-50 тысяч тонн) – они всё расторговали. Но при этом они говорят, что отдают ее по оптовой цене в 55-60 рублей. Почему такая цена? Потому что в этом году капуста востребована, ее закупает Москва и другие регионы. Производители говорят: «Это наш личный труд. Мы хотим заработать». Что мы можем им сказать? Это их личные подсобные хозяйства, по линии минсельхоза они никакую поддержку не получают, поскольку не предприниматели. Применить к ним эту меру поддержки на правовом уровне нереально. Одновременно с этим мы видим, что в магазинах капусту продают по 100 рублей.
Кстати, в Республике Марий-Эл, являющейся одним из крупных поставщиков капусты, оптовая цена сейчас составляет 82 рубля.
Эмоциональный спрос и картофель из Пакистана
– С чем связана такая высокая цена на картофель, установившаяся в последние месяцы?
– Запасы картофеля у нас есть. Дагестан картофелем вроде бы самообеспечен, но при этом основные его производители у нас – это личные подсобные хозяйства. Также картофель к нам поступает из Брянска, Нижнего Новгорода, Беларуси и Ирана. В прошлом году Иран хорошо поставлял картофель, и цена была приемлемая. Сегодня логистика подорожала. Но при этом я бы не сказал, что картошка у нас очень дорогая. К тому же сейчас к нам начнут завозить ее из Пакистана.
Негативно влияет на цены и ажиотажный спрос. Я бы сказал, что другие продукты так называемого «борщевого набора» – лук и морковь – растут в цене из-за эмоционального спроса. Бояться не нужно, запасы этих продуктов у нас достаточные.
И в завершение хотелось бы отметить, что цены – это прерогатива контрольных органов. Минсельхозпрод курирует производство продукта и думает, как его увеличить в случае дефицита.
Бэла Боярова
Читайте также Мурад Далгатов: «Не будет никакого необоснованного давления на бизнес»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте».