В Доме поэзии прошел показ моноспектакля «Бессонница», созданного по одноименному поэтическому циклу Марины Цветаевой. Постановку осуществила режиссер Русского театра Марина Карпачева. Она же сыграла и главную роль в нем. Марина Карпачева – выпускница Театрального училища им. Б. Щукина, работает в Дагестане с 2004 года. Она приехала в Махачкалу по приглашению Скандарбека Тулпарова и поставила более 10 спектаклей. Со стихами Цветаевой Марина Карпачева работает давно:
– Этот спектакль возник еще в Москве, но был там немного в другом качестве и другой форме. Здесь я его никогда не играла. Так получилось, что актеры Русского театра приняли участие в Ночи искусств, которая проходила здесь, Доме поэзии. Я прочла несколько цветаевских стихотворений из этого цикла, и так появилась идея сыграть этот моноспектакль в полном объеме, но, конечно, он был переработан и дополнен.
– В спектакле участвует выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных, пианистка Рамина Магомедова. Как ваш союз появился?
– Дело в том, что мы вместе работали над спектаклем «Золушка». Рамина его музыкально оформляла. Это замечательная пианистка, она подобрала под стихи Цветаевой свои музыкальные ассоциации. В ее исполнении звучат фрагменты из произведений Бетховена, Скрябина, Чайковского. Я хочу заметить, что в «Бессоннице» мы с Раминой на равных. Музыка, которая звучит, — это тоже и стих, и эмоция, и поиск.
– Чем вам близка поэзия Цветаевой?
– Марина Цветаева – сложный поэт. Меня зацепила идея, что «…Только ночью душе посылаются знаки оттуда…» Вот это – не спи, а то проспишь все! Успеешь спать! Это же все из детства, когда казалось, что игрушки ночью оживают, разговаривают между собой и надо только не заснуть, тогда все увидишь. В последних четверостишиях об этом, когда деревья начинают ходить и говорить. Это стихи о том, как человек творит.
Цветаева пишет о тайнах обогащения души, об этом поиске, когда душа парит в полусне-полуяви посреди ночи. Вот этот калейдоскоп поиска божественной тайны меня привлекает.
Мария Шерматова,
фото автора