Машина времени в России работает по-другому. Вместо того, чтобы переносить нас назад в прошлое, она доказывает, что прошлое никуда и не уходило. Просто декорации поменялись и время. А базис – остался. Та самая пресловутая русская колея, с которой сколько ни сворачивай, все равно на ней окажешься. Впрочем, возможно, это впечатление и обманчивое. Сериал «Слово пацана» — культурный феномен этого года, как та машина времени, вернула нас назад, чтобы еще раз показать – прошлое не мертво, оно ведь даже не прошлое.
Фильмы и сериалы про то, как было раньше, легко превращаются про то, как есть сейчас. На это, собственно, и расчет. Так работала «Бригада», так работал «Бумер» («Не мы такие, жизнь такая») и, конечно, балабановские «Брат», «Брат 2» и даже «Груз 200».
Как говорится, память субъективна, что вы хотите от творчества?
Сериал «Слово пацана» про казанские молодежные банды, орудовавшие на улицах, деливших асфальт и территорию в 70-е и 80-е годы в Казани, говорит с нами сразу на двух языках: ностальгии и современного нарратива.
Слово ностальгии
Каждому поколению – свой криминальный сериал/фильм. И в каждом из них по-своему используется ностальгия. «Слово пацана» талантливо и довольно достоверно передает дух времени, переносит на экран весь вайб того времени: начиная от костюмов, быта и обстановки хрущевок и заканчивая безудержным стремлением жить, идти вместе со всем миром в ногу, даже если для этого нужно отобрать кепку с надписью USA или «варить» джинсы. Не буду описывать сценки с видеомагнитофоном и салоном – сами посмотрите, если еще не видели.
Но отдельной строкой в сериале идет… музыка. Убери ее из сериала, и это будет совсем другая картина. Вместо «балабановского» рока в качестве саунда – попса, куда-то исчез питерский надрыв, протест и андеграунд, а вместо него пришел угар 80-х, когда каждый был «кто на что горазд». Современной молодежи это намного понятней – песни «Мираж» снова в топе, не говоря уже о татарской группе «Аигел» – рвет мировые чарты.
Родившиеся в 70-80-е выросли, они сейчас на середине своего жизненного пути, пришло их время ностальгировать. Жора Крыжовников (режиссер сериала) играет как раз на их поле. На нашем поле.
Это еще одна, банальная и предсказуемая, но всем понятная причина успеха сериала. Ведь все мы (кто-то раньше, кто-то позже) оттуда: только вспоминаем об этом по-разному.
Слово современного нарратива
Талантливая вещь – полифонична и может трактоваться очень широко. «Слово пацана» играет в эту игру (простите за тавтологию!) идеально.
Идет время, а по стране так и шагает слово пацана. Мир все так же делится на пацанов и чушпанов, ахишек и нефоров, слабых и сильных.
«Пацаны не извиняются», а напротив этой фразы вывернутая наизнанку истина, которая сейчас воплощается в культуре извинений – теперь она цветет буйным цветом в нашем обществе.
«Ты теперь пацан, ты теперь с улицы, а кругом враги» из того же теста, что и всем знакомый постулат «улица меня научила, если драка неизбежна – бей первым».
Закон пацанов – меняет закон гражданский. И если кто-то говорит, что есть закон выше, чем пацанский, то Бог ему судья. Придется выбирать: ты или приходишь в единение с самим собой, растешь морально, либо выходишь из пацанской системы, потому что «ты не пацан больше». А это чревато потерей силы и внутренней, культивируемой годами, своей личной правды. А, как мы знаем от старшего «брата», сила – в правде, и неважно, что у каждого она своя.
Полицейская система в сериале, кстати, тоже живет по пацанским понятиям. Только эти пацаны – в погонах.
Интересен и показателен факт того, что не смогли сделать для Марата (найти парня, который «не по-людски» поступил с его девушкой) ни пацаны, ни милиция, сделает чуть позже комсомол – это тоже отсылка к современности. В итоге Марат вступает в комсомол и выдавливает из себя: «Большинство всегда право».
Как завещал нам великий Михаил Васильевич Ломоносов: «Если где-то отнимается, то где-то в другом месте обязательно прибавляется».
В сериале вшито так много, что всего, конечно, не перечислишь. Но то, что сериал предложил дискуссию – это однозначно.
Кто-то спорит, вложил ли Крыжовников «политическую конъюнктуру» в 3 серию сериала, где во время монолога учительницы про потерянную шапку, в котором говорится «кто-то подло со спины напал на нашего завуча», мелькает классная доска, на которой выведена дата урока «24 февраля», а темой урока значится «Герой нашего времени».
Другие ломают копья на тему – нужен ли нам вообще такой сериал, который романтизирует бандитизм. Да и вообще, была ли эта романтизация.
Слово общества
Конечно, сериал обсудили все. Он успешно шагает не только в России, на постсоветском пространстве (в том числе и Украине), но и по всему миру. Топовые бойцы UFC говорят на камеру ушедшие в народ фразы из сериала, один из известнейших американских рэперов Канье Уэст постит в сторис фото Ералаша – одного из второстепенных, но полюбившихся персонажей сериала.
Такое, как говорится, не запретишь. Да и были ли серьезные попытки? Вступились такие мастодонты, как Михалков, а это своего рода маркер.
Марина Ежова, уполномоченный по правам ребенка в Республике Дагестан:
— Я вообще противник всяких запретов. Мы все смотрели такой сериал, как «Бригада», но никто не стал из-за этого плохим человеком. Кроме того, посмотрите, каких актеров нам подарил этот сериал. Важно, конечно, и то, как заканчивается сериал. В той же «Бригаде» герой теряет все, остается один, идет полная деромантизация бандитского образа жизни. Участники тех же казанских банд, как мы знаем, либо были убиты, либо осуждены и сели в тюрьму, остались живы, но теперь больные, с исковерканной жизнью.
Нам, взрослым, просто удобно сказать, что ребенок ведет себя плохо по той или иной причине. Давайте признаем, что почти все дети бесконтрольно «сидят» в телефонах, смотрят и играют в стрелялки, но совершают противоправные действия из них – единицы. К сожалению,гораздо чаще плохим примером для ребенка становится взрослый, живой человек, а не герой кинематографический.
Данил Ганюшкин, актер Республиканского Русского драматического театра им. М. Горького:
— «Слово пацана» — прекрасный сериал, очень хорошая картинка и игра молодых актеров. Мне было интересно видеть, как подросток без актерского образования играет одну из главных ролей – мальчика по прозвищу Пальто (Леон Кемстач. – Прим. «МД»).
Что касается социального нарратива, то мне сложно судить, как повлияет сериал на подростков. Я не политик, не воспитатель, пусть этим вопросом занимаются люди, которые в этом разбираются. Я смотрю «Слово пацана», как фильм, а не как посыл. Мне кажется, что воспитывают ребенка в первую очередь родители и школа, только потом, наверное, кино.
Ахмед Сулейманов, член молодежного совета Дагестанской таможни:
— Каждый человек индивидуален, и не стоит говорить про общую массу, кто-то из этого сериала может извлечь положительные моменты, а кто-то сплошной негатив (так же ходить по улице, воровать, драться и называть обычных мальчишек «чушпанами»). И, конечно же, это все зависит от воспитания, в первую очередь от того, как воспитают ребенка дома.
Этот сериал дал мне возможность погрузиться в атмосферу 80-х. В нем хорошо показано, как жили люди того времени и как им было нелегко. Сравнивая то время и наше, могу смело сказать, что создание подобных группировок в нынешней реалии ничего полезного и ничего хорошего в наше общество не принесет.
Слово дагестанского пацана
В Дагестане тоже много историй на тему пацанских банд и гордости района. Наверное, все помнят фразу «двор на двор» или «улица на улицу». Отца автора этого материала вот так чуть не убили в темном подъезде – от ножа спасла куртка и реакция.
Встречаться с девушкой с другого района всегда было чревато, могли побить или «поговорить», но пацаны ведь не отступают.
Более старшее поколение помнит те времена. Вспоминают с ностальгией, пусть это было и тяжелое время. Кстати, у тяжелых времен есть свойство – пока ты его проживаешь, ты об этом не задумываешься. Тяжелым ты его признаешь только с высоты прожитых лет.
Кайрав Кагерманов:
— Расскажу несколько историй.
Собрались как-то раз мы с друзьями права на вождение получать. Надо было ехать в автошколу, которая была расположена на территории педуниверситета, приехали, спросили, когда нужно приходить на занятия – нам ответили, что не надо приходить, через 1,5 месяца подойдете и заберете. Только нужны наши фотографии. У нас денег не было, пришлось возвращаться домой. Сели впазик, едем, автобус битком набит, сворачиваем с ул. 26 Бакинских комиссаров на ул. Гагарина – ехать еще несколько остановок. Тут друг толкает меня в плечо и говорит: «Выходим на остановке». Отвечаю: «Мы еще не доехали, нам еще две остановки ехать». Он настаивает: «Надо выходить». Показывает, в руках деньги. Тут я все понял. Мы, конечно, вышли. А фотографии сделали, считай, бесплатно, даже еще осталось. Права мы потом, конечно, забрали. Экзамен был — курам на смех. Но за права все равно пришлось заплатить. Кстати, мелких воришек тогда называли щипачами. Бывали случаи, когда они сталкивались друг с другом, даже по незнанию воровали друг у друга. Когда один замечал другого, он говорил: «Шуба!» — что означало «Свои».
Помню, прямо на улицах срывали норковые шапки, которые стоили тогда очень дорого. Наши люди, чтобы избежать кражи, привязывали шапку веревками к рукавам, чтобы сдернуть ее было сложно. Некоторые шли дальше – вставляли в шапку иголки таким образом, чтобы если схватишь ее – обязательно уколешься.
Вот такое вот противоугонное средство. Вот такие вот «острые козырьки».
Человека, который решал споры на районе, пользовался авторитетом среди молодежи, называли положенцем. На нашем районе (ул. Гагарина) был такой – Нариман по прозвищу Волнорез, с толстыми очками, поэтому его иногда принимали за ботаника, но это впечатление было обманчивым. А вот слова «чушпан» в нашем обиходе не было. Тех, кого не уважали, могли назвать «чушок» или «чёрт».
Еще одна история. Расскажу, как однажды, еще в школьное время, я проходил по уголовному делу.
Была суббота. Урок труда. Учитель попросил нас перенести кирпичи. В процессе заметили, как пацаны помладше, примерно на два года, играют в карты. Были раньше такие карты в ходу – эротического характера. Попросили посмотреть. Все их вернули обратно, а я нет. Сказал, в понедельник рубль принесешь – отдам. Он у себя нашел только 45 копеек. Сказал ему: ну, значит, 55 копеек будешь должен. Позже оказалось, что с него многие вот так собирали деньги – кто рубль, кто два, кто еще больше. Был большой скандал.
Сижу на уроке английского языка. Ведет Светлана Ивановна, ныне, к сожалению, уже покойная. Заходят двое в гражданском. Спрашивают меня, но имя говорят неправильно. Учительница: у нас такого нет. Но я встал, понял, что пришли из-за меня. Отвезли в Советское РОВД, говорят, что светит 3 года за вымогательство. Дескать, есть показания человека, в качестве суммы, которую вымогали, фигурирует 4000 рублей. Даже есть байка о том, что якобы банда закопала эти деньги где-то в парке 50-летия Октября («Собачий парк»). Я увидел, какое дело, и рассказал про те 45 копеек. Позже меня отпустили. Появился другой фигурант – ему дали условный срок.
Сложное время, но главное, что из него нужно сделать вывод. Забрать только хорошее, а плохое – не повторять.К примеру, отношения «старший-младший» были на другом уровне. Чтобы младшие ругались матом при старших – это было, в принципе, немыслимо. Не говоря уже о некоторых других вещах.
Тимур Магомаев