И почему новые вместо них строятся годами
За последние пять лет в Цунтинском районе сгорело пять школ: в Сагаде, Гениятли, Мекали, Мококе и Хибиятли. Последнее ЧП случилось вечером 10 февраля: сгорело помещение школы в селе Хибиятли, в которой училось почти 90 учеников. «Молодежка» попыталась выяснить, почему в районе так часто случаются пожары и почему задерживается строительство новых школ вместо сгоревших.
«Школы – ветхие, их в 70-х годах построили»
Потушить огонь в хибиятлинской школе местные пытались своими силами, ведь ближайшая пожарная часть находится в 30 километрах – в селе Кидеро. Но не получилось. Жители района с горечью шутят, что в очереди на пожар оставшиеся школы. С 2017 года, когда начался отсчет огненным происшествиям, взамен утраченных школ появилась всего одна новая – в Сагаде. В остальных селениях дети занимаются в приспособленных помещениях.
«В Хибиятли была школа-интернат, уже не действующая, тоже старое здание. Пару классов там разместили, в здании сельской администрации – тоже», – рассказал «Молодежке» руководитель пресс-службы администрации Цунтинского района Ахмед Абдурахманов.
Причин, по которым так часто горят школы, он называет две: слабое напряжение в электросети и ветхость зданий школ.
«Очень слабое напряжение в районе, под нагрузкой всё работает. Все сгоревшие школы были ветхими. Были такие – первый этаж каменный, второй – деревянный. Они примерно 70-х годов постройки. Естественно, мы куда только не обращались, но финансирования не видели – разные отговорки», – говорит Абдурахманов.
«У нас тут как в Сибири»
В августе 2016 года крупный пожар случился в селе Мокок. Огонь уничтожил 83 строения – почти 90 процентов жилья в селе, без крова остались почти 500 человек. Но здание школы чудом уцелело. Однако через два с лишним года сгорела и она.
Здание школы, построенное в 1964 году, состояло из двух корпусов. Огонь уничтожил тот, где проводились занятия, а хозяйственный корпус удалось спасти.
«Мы его приспособили под школьные помещения, но всё в ужасном состоянии, – рассказал директор мококской школы Магомед Абдуллаев. – Учителям негде сидеть. Помещений не хватало, и мы внутри сделали дополнительные из деревянных материалов, и все равно дети занимаются даже в фойе. Рядом со школой живет один наш учитель, и он одно помещение в своем доме под класс предоставил. Вот такими вариантами перебиваемся. У нас нет библиотеки, учительской нет, кабинетов завучей. Себе я сделал кабинет в том помещении, где уборщицы раньше инвентарь хранили».
В холодное время года школа обогревается с помощью печей. Но обогревается – это громко сказано.
«Как может быть тепло у нас в школе зимой, если даже двери нормально не закрываются? Отопление ведь у нас печное. Мы уже привыкли и шубы не снимаем. И дети, и учителя. У нас тут как в Сибири. Сейчас снег высотой сантиметров 60. В ночное время мороз до 21 градуса бывает, а днем может быть плюс один», – объясняет директор.
У школы нет спортзала. А обедать младшие школьники ходят в еще одно приспособленное помещение, которое явно не соответствует никаким требованиям Роспотребнадзора.
По словам директора мококской школы, он многократно обращался в разные инстанции. Но получал только отписки.
«Не было места, куда бы я не обратился за помощью, начиная с района, заканчивая президентом Путиным. Знаешь, какая система это? Все мои обращения идут вновь к главе района: «Дайте ответ, по какой причине не строится». А район как может строить школы? Мы же дотационный регион тем более. Был у нас даже представитель администрации президента России, еще тогда, когда школа не сгорела, лет восемь назад. Я директором не работал тогда еще. Он посмотрел, изучил. Старое здание, оно давало трещины, гнили балки. Все это он увидел. И обещал, что добьется, чтобы для нашего села построили новую школу. Но ничего не изменилось», – сетует Абдуллаев.
В село Мокок, по его словам, электричество провели в 1974 году. И за почти 50 лет электросети практически не обновляли.
«С тех пор почти не менялись ни столбы, ни провода. Хотя на бумаге менялись, но фактически нет. Столбы падают. В любое время короткое замыкание может быть. По электричеству состояние ужасное. Проводки раньше в стенах, на крышах делали, – не видно, что там и в каком состоянии. В школах, что ли, будут менять, если в целом районе не меняют ни столбы, ничего. Света практически не бывает в школах, как и в самих населенных пунктах. До 120-130 вольт напряжение падает, а потом вдруг в ночное время резко поднимается. И это становится причиной постоянных пожаров», – уверен Магомед Абдуллаев.
Энергетики говорят, что в прошлом году заменили в Цунтинском районе 143 деревянные опоры, отремонтировали 25 трансформаторных подстанций, в том числе две из них в Мококе. В этом году работы обещали продолжить.
«В селе ученическое место обходится в два миллиона рублей»
Из 1412 дагестанских школ больше половины либо находятся в аварийном состоянии (130 школ), либо нуждаются в капитальном ремонте (598). В 2022 и 2023 годы из федерального бюджета предусмотрено 6,5 миллиарда рублей на капитальный ремонт и оснащение школ республики. На эти средства в течение двух лет будут отремонтированы 315 школ. Но несмотря на это, разом решить проблему не удастся, убежден начальник управления материально-технического обеспечения сферы образования минобрнауки Дагестана Марат Абдулгамидов.
«Возможности республиканского бюджета ограничены. Разом не можем все 130 аварийных школ… Стараемся включать в разные программы. Создание одного ученического места, грубо говоря, обходится в полтора миллиона рублей. В селе это обходится дороже – нужно учитывать логистику, транспортные расходы и другие. В горах одно ученическое место чуть ли не в два миллиона рублей обходится», – говорит Абдулгамидов.
Строительство современной школы отнимает достаточно времени: нужно соблюсти все требования и нормы. Иначе школа не сможет начать работу.
«Процесс строительства предусматривает не просто возведение каркаса. Надо, чтобы школа получила заключение Роспотребнадзора, ее нужно оснастить необходимым оборудованием, подключить к инженерным коммуникациям, получить технические условия», – перечисляет представитель дагестанского минобрнауки.
В 2017 году в селе Рахата Ботлихского района сгорела школа. Детей и учителей временно,как тогда казалось, переселили в здания местной фабрики бурок и сельской администрации. Уроки до сих проходят в приспособленных помещениях. Долгожданное строительство начали спустя почти три года после пожара – в 2020-м. Обещали, что осенью 2021 года ученики наконец пойдут в нормальную школу. Но этого не случилось.
«Эта школа имеет высокую степень готовности, и в этом году планируется ее ввод в эксплуатацию. Там есть ряд объективных причин, как нам строители говорят: это и удорожание строительных материалов, и какие-то проблемы, связанные с рельефом горной местности, с источниками водоснабжения, чтобы воду туда подвести. Но школа большая, на 400 мест. Процесс ее строительства не предусматривает возведение одного учебного корпуса. Современная школа должна иметь отдельный пищеблок, спортзал, актовый зал. Есть требования к воздушно-тепловым режимам, системе водоснабжения, должны быть локальные очистные сооружения. Очень много требований, которые нужно соблюсти. Это не просто построить каркас и завести детей. Вопрос затянулся, но, думаю, к логическому завершению идет», – говорит Абдулгамидов.
Как обойти бюрократию при строительстве школ
В Хибиятли решили построить модульную школу. По словам чиновников, это будет гораздо быстрее, чем строить капитальную. Но и тут пока никаких конкретных сроков сдачи объекта в эксплуатацию не называют.
«Есть преимущества у таких школ. Они по факту монтируются – это сборная быстровозводимая конструкция из металла, которая обшивается определенными материалами. В конечном итоге это все будет быстро и не требует прохождения госэкспертизы. Некоторые бюрократические процедуры таким образом можно обойти. Нужно спроектировать модуль исходя из того земельного участка, который предоставит местная администрация. Как он будет располагаться – этот корпус. Нужно сделать необходимые изыскания, потому что под модульный корпус надо заливать бетонную подушку, чтобы завтра не просело, не потрескалось ничего. И конкурсные процедуры на определение подрядной организации проводить – кто будет модуль устанавливать. Сам монтаж занимает не более двух месяцев, как мне известно. Это несложная конструкция. Но говорить о конкретных сроках с нашей стороны будет неправильно, вопрос до конца не отработан. Минстрой сейчас занимается этим вопросом», – сообщил Абдулгамидов.
Но опыт возведения модульных школ нельзя применить в любой местности. Такие здания подходят только для малокомплектных школ.
«Вроде бы они взялись за этот вопрос»
Земельный вопрос – еще одна причина, тормозящая строительство новых школ. Отсутствие генплана застройки в некоторых селениях не позволяет оформить земельные участки должным образом.
«В Мококе школа еще до пожара была включена в республиканскую программу, существовал проект, но он не прошел экспертизу. Школу сняли с финансирования по причине того, что не во всех селах Цунтинского района есть утвержденный документ территориального планирования. Этот вопрос в компетенции местной администрации, они документацию еще не представили, чтобы проект привязать к конкретной местности. Возникла такая проблема, и объект был снят. Но вроде бы они взялись за этот вопрос, приводят в порядок документы, чтобы передать в управление капстроительства и возобновить финансирование строительства школы в селе Мокок», – обнадежил представитель минобрнауки Дагестана.
Анастасия Расулова
Читайте также «Сетевой» бизнес