Министр Яхья Бучаев ответил на вопросы депутатов о проблемах дагестанского образования
В минувший вторник, 22 февраля, врио министра образования и науки Дагестана Яхья Бучаев выступил перед республиканскими парламентариями. Глава минобрнауки ответил на вопросы депутатов об очередях в детские сады, ветхих и аварийных школах, организации противопожарной безопасности, горячего питания, преподавании родных языков и истории Дагестана и многом другом.
130 аварийных школ
Отвечая на вопрос о количестве аварийных школ и детских садов в Дагестане, а также об организации противопожарной безопасности в образовательных организациях республики, Бучаев рассказал, что на сегодняшний день по статистической отчетности в республике насчитывается 130 школ, находящихся в аварийном состоянии.
«Это школы, которые имеют ограниченное работоспособное состояние, и еще отдельно есть 47 образовательных организаций, которые в перспективе пяти-шести лет имеют риск перехода в это ограниченное работоспособное состояние», – пояснил министр.
– Ежегодно перед началом учебного года муниципалитеты республики оформляют паспорта готовности системы образования к новому учебному году. Ну и, конечно, муниципалитетами в этом плане проводится работа, чтобы хотя бы своими минимальными средствами эти школы в ограниченном работоспособном состоянии поддерживать, не допускать их переход совсем в аварийное состояние, при котором уже по решению суда нельзя проводить образовательный процесс.
Тем не менее правительством республики из этих 130 образовательных организаций по 29 уже определены источники финансирования и производится строительство общеобразовательных организаций, чтобы обеспечить приемлемые условия обучения детей.
По 101 образовательной организации пока источники финансирования не определены. По ряду образовательных организаций есть наши конкурсные заявки, которые мы отправили в министерство просвещения на строительство в 2023–2024 годах. Говоря в целом, у нас министерством совместно с муниципалитетами подготовлено 200 заданий на проектирование. Их мы будем включать в большую программу по строительству, реконструкции и модернизации системы образования Дагестана, которую мы формируем по поручению главы республики, до 2030 года, где уже все объекты будут в зависимости от их приоритетности сдвигаться влево или вправо с определением источников финансирования, – отчитался министр.
Недостающие 850 млн на противопожарную безопасность
Обращаясь к недавнему инциденту со сгоревшей школой в Цунтинском районе, глава минобрнауки отметил, что выезжал на место, и ситуация там крайне напряженная.
«Несмотря на то, что в республике 100% всех образовательных организаций имеют так называемый паспорт безопасности, который подписывают в том числе сотрудники МЧС, тем не менее мы знаем, что где-то, особенно в отдаленных муниципалитетах, бывает немного формальный подход к вопросам пожарной безопасности, особенно если это ветхая школа, сборно-щитовая школа. У нас в республике 182 сборно-щитовые школы, ветхих – более 80. Они находятся в очень печальном состоянии, и там полностью реализовать все мероприятия противопожарной безопасности также представляется затруднительным», – констатировал министр.
При этом он рассказал, что в Дагестане есть хорошая программа по обеспечению противопожарной безопасности, которая была принята на период 2019–2023 годов, но она осталась без финансирования. В рамках этой программы до 2020 года более чем в 200 образовательных организациях противопожарная безопасность была приведена в нормативное состояние. Далее источники финансирования в рамках этой программы определены не были, а потребность на сегодняшний день по приведению противопожарной системы в муниципальных образовательных организациях в нормативное состояние составляет более 700 млн рублей. Для образовательных организаций министерства образования и науки – около 150 млн. При материальной поддержке это все можно привести в порядок, считает Бучаев.
20 тысяч юнармейцев
Депутат Марат Алияров адресовал министру образования и науки вопрос о патриотическом и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
«В этом процессе важное значение имеет вовлечение школьников в детские общественные организации для патриотического, духовно-нравственного воспитания. Хотелось бы узнать, какие шаги предпринимаются министерством образования именно в этом направлении», – спросил депутат.
По словам министра, воспитательная работа в системе образования стоит на первом месте. Федеральный закон «Об образовании» ставит воспитательную работу на первое место, а уже потом – обучение, обратил внимание Бучаев.
В постсоветское время в этом плане сложилась «безыдейность», продолжил он, и с 2021 года в стране в рамках нацпроекта «Образование» действует федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ». В рамках этого проекта в 2021 году, по словам министра, была проведена очень большая работа по вовлечению широкого круга учащихся в российское движение школьников в рамках нацпроекта.
– Количество юнармейцев в республике сейчас составляет 20 тысяч человек. Главой Дагестана принято решение о строительстве регионального дома Юнармии, который будет строиться в центре города на территории Дагестанского института развития образования. Проводится работа по открытию центров военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард». На сегодняшний день по поручению Министерства обороны России мы открыли уже четыре центра в рамках подведомственных нам колледжей. Также главой республики принято решение о строительстве большого центра «Авангард» на базе оздоровительного лагеря «Каспий» в поселке Зеленоморск.
Когда эта инфраструктура выстроится, это поможет проводить такую работу качественно, уверен министр.
О ликвидации трехсменного режима в школах
Депутат Султанахмед Ибрагимов сказал, что у него несколько вопросов к министру и некоторые из них он оставит на потом. А озвучил он два своих вопроса.
В Махачкале сегодня 16 школ работают в трехсменном режиме. В школьных классах учатся по 35–40 человек, констатировал Ибрагимов. «О каком образовании можно говорить, и что вы предпринимаете, чтобы ликвидировать трехсменное образование? И второй вопрос. Тысячи детей до семи лет стоят в очереди в детских садах. Это тоже в Махачкале, у нас в республике. Какие меры принимаются для ликвидации этих очередей?» – спросил Бучаева парламентарий.
В Дагестане на 1 октября 2021 года функционировали 52 образовательные организации с трехсменным режимом обучения с 8780 учащимися. Это был самый худший показатель в стране, подчеркнул министр.
По словам Яхьи Бучаева, для ликвидации трехсменного режима обучения в республике в 2021 году было введено четыре школы, и сегодня остается 48 образовательных организаций, функционирующих с трехсменным режимом обучения.
– В целом всеми принятыми сейчас соглашениями – и республиканской инвестиционной программой, и в рамках нацпроекта «Образование» – у нас по всем школам, за исключением 14, источники финансирования определены. По 14 образовательным организациям для ликвидации трехсменного режима обучения до сих пор источники финансирования не определены. Девять из них включены в заявку, которую мы отправили в министерство просвещения в феврале 2022 года. Если она будет поддержана в полном объеме, то девять школ из этих 14 мы тоже сможем закрыть строительством в 2023–2024 годах. По пяти школам нам придется изыскать средства в рамках республиканской инвестиционной программы, потому что они не входят в демографическую субсидию – мы не можем их заявлять в рамках демографического роста населения. А те школы находятся не только в трехсменном режиме, но еще и в аварийном состоянии, – остановился подробно на вопросе глава минобрнауки.
При этом он акцентировал внимание на том, что мероприятия, которые рекомендует министерство просвещения страны (скользящие графики и т. д.), в ситуации с Дагестаном не помогают. «Это не ситуация Республики Дагестан. У нас трехсменка именно из-за того, что школы своей площадью и состоянием не соответствуют количеству обучающихся», – подчеркнул он.
«Эти мероприятия проводятся, но задача – крайне тяжелая. Президентом поставлена цель до 1 сентября 2023 года исключить полностью трехсменный режим. Как мы в Дагестане решим эту проблему – не знаю. Мы пока решение не выработали. Будем это обсуждать», – сказал Бучаев.
Он согласился с депутатом, что напряженная ситуация сложилась именно в Махачкале, и объяснил это отсутствием земельных участков рядом со школами для строительства дополнительных корпусов.
Отвечая на вопрос об очередях в детсады, министр образования также констатировал, что хвастаться пока нечем, и объяснил почему:
– По поводу дошкольных образовательных организаций. Очень неудобно постоянно говорить про самые последние места, но в плане охвата и доступности ситуация такая же.
Президентом России поставлена цель – уже в 2021 году достичь стопроцентной доступности дошкольного образования. Но в Дагестане до сих пор мы смогли только 80% доступности обеспечить. А охват у нас составляет 26%. Это крайне низкий показатель. Из 407 тысяч детей до восьми лет у нас охвачено дошкольным образованием только 105 тысяч, в том числе в частных детских садах. У нас крайне низкий охват.
Сегодня в рамках федерального проекта «Демография» в Дагестане строится 28 дошкольных образовательных учреждений и 16 – в рамках республиканской инвестиционной программы. Они позволят охватить большее количество детей дошкольным образованием, но не позволят решить проблему доступности, о которой говорит президент. Актуальная очередь на сегодня у нас составляет 25 тысяч детей. Она крайне низкая, и низкая потому, что родители не верят, что можно записать ребенка в детский сад. А когда будет инфраструктура, таких записывающихся будет больше.
Пока мы не построим большое количество дошкольных образовательных учреждений, мы не сможем решить задачу по стопроцентной доступности, которую поставил президент.
«3 млрд на горячее питание школьников – неподъемные средства»
Депутат Абдула Магомедов поднял вопрос горячего питания школьников, посетовав на то, что во время визита в Бабаюртовский район ему пожаловались на отсутствие для его организации в школах современного технологического оборудования.
«Когда все школы республики будут обеспечены соответствующим оборудованием?» – спросил депутат.
– Вопрос горячего питания находится на контроле не только у нашего министерства, но и всех федеральных структур, проверяющих структур. Задача президентом поставлена – к 1 сентября 2023 года обеспечить стопроцентное соответствие инфраструктуры горячего питания для учащихся 1–4 классов. У нас в республике с этим очень острая проблема. Из 1380 образовательных организаций, в которых организовано горячее питание для 1–4 классов с охватом 208 тысяч детей, лишь в 344 образовательных организациях есть типовые столовые. 102 образовательные организации занимаются обеспечением горячего питания в арендованных и приспособленных помещениях, которые вообще не соответствуют никаким требованиям. Эта ситуация очень тяжелая, – рассказал министр.
По его словам, программа по оснащению всех образовательных организаций модульными столовыми была разработана минобрнауки Дагестана и требует значительных средств – порядка 3 млрд рублей. Это неподъемные средства, подчеркнул он.
Привести в нормативное состояние пищеблоки, имеющиеся сейчас в школах, возможно по программе капитального ремонта, инициированной президентом, в рамках которой Дагестан за два года может отремонтировать 315 образовательных организаций. Правилами капремонта предусмотрен в том числе ремонт пищеблоков, если они расположены внутри зданий, в которых проводится образовательный процесс, отметил Бучаев.
«В целом, помимо организации питания для учащихся 1–4 классов, у нас остро стоит проблема организации питания учащихся 5–11 классов. Таких учащихся у нас 240 тысяч. В подавляющем большинстве образовательных организаций условия для их питания пока не созданы – в нарушение действующего законодательства», – рассказал министр, добавив, что в настоящее время минобрнауки Дагестана занято составлением дорожной карты совместно с муниципалитетами, как они видят организацию горячего питания и для школьников 5–11 классов.
До трех часов на родной язык. Если разрешат родители
Депутат Народного собрания Шамиль Омаров задал два вопроса. Он поинтересовался, сколько учебных часов выделяется для изучения родных языков в школах республики. «По нашей информации, два часа в неделю. А в некоторых других регионах – восемь часов в неделю», – заметил парламентарий.
«И второй вопрос. По обращениям жителей Дагестана (преподавательский состав, разный контингент жителей обращался ко мне) возник вопрос у меня лично. С 2017 года история Дагестана не является обязательным предметом. По какой причине так произошло и что мы можем с этим сделать?» – обратился к министру депутат.
Яхья Бучаев ответил, что в рамках действующих сегодня федеральных государственных образовательных стандартов возможность изучения родных языков прописана, и в рекомендованных учебных планах минпросвещения РФ в том варианте учебного плана, который образовательная организация может выбрать, на родные языки и родные литературы предусмотрено до трех часов изучения. При этом надо иметь в виду, что формирование образовательной программы, составление и утверждение учебного плана является в соответствии с законодательством РФ прерогативой самой образовательной организации.
«То есть навязывать им нельзя, можно только рекомендовать. Это в их компетенции», – подчеркнул министр.
– А в соответствии с изменениями, с 1 сентября 2022 года вступает в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт начального образования и федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Там предусматривается возможность изучения родных языков и родных литератур только для образовательных организаций, в которых такие условия могут существовать, и только при согласии родителей на изучение родных языков и родных литератур. Это, конечно, еще больше усложняет ситуацию с изучением родных языков и родных литератур, учитывая тенденции урбанизации, глобализации, которые в настоящее время происходят, – посетовал выступающий.
Что касается учебников по истории Дагестана, то и тут оказалось не без проблем. Яхья Бучаев рассказал, что учебники по истории Дагестана издательством «Просвещение» подготовлены к изданию в трех частях. Первая часть – для учащихся 5–6 классов. «Там есть некоторые юридические проблемы с авторским коллективом. Группа издателей издательства «Дрофа» включили себя в авторский коллектив, и издательство «Просвещение» никак не может урегулировать с ними авторские права», – поделился он информацией с парламентариями.
По второй и третьей частям для 7–9 и 10–11 классов проблем никаких нет, добавил министр. «В этом году все авторские договоры будут заключены с издательством «Просвещение», и они готовы по заявке Республики Дагестан, если она будет сформирована, если будут выделены средства, нам поставить для обучения», – рассказал Яхья Бучаев.
Бэла Боярова
Читайте также «Меня, даже если захочется, спрятать не получится»