Спустя почти два года после всенародного схода в степях Ногая, в селе Терекли-Мектеб, в 2017 году, потомки номадов решили в очередной раз собраться и с размахом отметить Сабантой, но на этот раз в Кунбатаре — селе в Ногайском районе Дагестана.
«Сабан» — это плуг, а «той» – праздник. Сабантой — праздник начала посевных работ. Праздник начала работ… Надо же. Интересными людьми были предки.
Кстати, о предках. Вопреки расхожему мнению, ногайцы — не чисто кочевой, а полукочевой народ.
– Праздник Сабантой был распространен в основном среди кубанских и кумских ногайцев. Поскольку в массе своей они жили оседло и занимались земледелием. А караногайцы на севере Дагестана были кочевым сообществом, и отмечать Сабантой они начали сравнительно недавно, – уточняет председатель Союза писателей КЧР Иса Капаев, автор книги «Несостоявшийся Сабантой».
Караногайцы начали переходить на оседлый образ жизни в начале XX века. И не только на севере, но и в центральном Дагестане находились их кочевые аулы. Например, поселок Сулак под Махачкалой возник на месте нескольких кочевий.
Специалист по фольклору Тагир Акманбетов подчеркивает, что у праздника языческие корни. Его проводили перед посевом специально, чтобы задобрить духа земли Ер иеси («Хозяина земли» в ногайской мифологии). И начинали с церемонии вскапывания первой борозды. Доверяли это самому уважаемому и пожилому жителю общины. За ним проходила и бросала семена самая многодетная женщина. Она символизировала собой плодородие.
Иса Капаев рассказывает, что раньше во время празднования ставили на возвышении ханский шатер, где располагались уважаемые жители аула. И водружали знамена: красное, зеленое, синее и желтое. Красный цвет символизирует огонь. Желтый – солнце. Зеленый – траву, корм для скота. А синий – небо, которому поклонялись все кочевники Великой степи. Сегодня ногайцы в массе своей забыли об этой смысловой нагрузке, осталась только сама форма.
За победу в играх могли дать быка или телку, за второе место — взрослого барана, а за третье — аксессуар или что-нибудь из одежды. Например, девушки перед праздником заранее изготавливали каракулевую папаху в качестве подарка, награды. Традиционной одеждой был «шепкен» (черкеска), в обязательный набор мужчины входили папаха, пояс и кинжал. Победителям также могли подарить «савыт» — оружие и доспехи. Сегодня все это заменяют денежные призы.
Кунбатарцы постарались провести праздник в этноформате. Собрали три юрты с музейными уголками (если эту часть юрты можно назвать углом, юрта ведь круглая), навес, где люди могли подкрепиться, перегородки для парковок и для зрителей.
В юртах были поставлены «тоьре» (почетное место для аксакалов, пожилых женщин, гостей), другие предметы быта и интерьера, старинные украшения. Не забыли ковер из специального сорта камыша – «шыпта». Его стелют, как правило, под войлочный ковер («кийгиз»). Это очень редкая вещь, многие ногайцы забыли о ней. Выставили и оригинальную старинную ногайскую домбру. По словам специалиста по традиционной материальной культуре ногайцев Рамиля Ишмухамбетова, от казахской она отличается грушевидной формой.
Провели соревнования по этническим играм кочевников: борьбе на поясах, табан тирес (что-то похожее на перетягивание каната, но вместо каната используется палка), бросанию камня (железного ядра), стрельбе из лука и скачкам.
Из игр больше всего мне запомнилась борьба на поясах. Уровень брутальности и тестостерона зашкаливал как у борцов, так и у зрителей. Ощущение, что не между борцами идет схватка, а между аулами. Помню момент — один из атлетов схватил плотно соперника, и в этот момент раздается свисток, один из зрителей не выдерживает и кричит: «Таслай койта оны!» («Добей бросок по-братски»). И, на радость зрителям, он повалил соперника.
На скачках так же, нервы у жокеев на пределе, порой по несколько раз рестарты объявлялись. Тут уже весь Северный Кавказ собрался: Дагестан, Чечня, Ставропольский край. И не только ногайцы.
А вот стрельба из лука… Несколько раз этот «пулемет Средневековья» позволял номадам создавать огромные империи. Сложные композитные луки использовали скифы и сарматы, хунну и гунны, венгры и тюрки, маньчжуры и монголы. Кульминация – государства Чингизидов. Башкирские, ногайские, казахские конные лучники сражались даже с Наполеоном. Сегодня не то что на скаку – об этом вообще речи нет – с земли не каждый в мишень со 100 метров попадает. Да и луки уже не те.
В качестве угощения «подавали» заваренные в казанах бульоны с мясом и фирменное ногайское блюдо «курали» — ягненка, запеченного в земляной яме.
А на десерт лично у меня были бабушки. Они меня окружили и потребовали: «Снимай нас! Мы будем исполнять старинные ногайские песни». Любой фольклорист был бы счастлив от такой возможности. Обычно собирание фольклора — это долгий и кропотливый труд. А тут они все здесь, вместе, сами изъявили желание поделиться с людьми старинными мотивами. Где-то час я их снимал, пообещав, что выложу съемки в Интернете как общенациональное достояние.
У ногайцев говорят: «Сердце матери — в сыне, сердце сына — в степи». Если хотите почувствовать степной дух, увидеть что-нибудь новенькое, советую вам не пропускать такие мероприятия.
Кунбатар — это своеобразная конфедерация уже давно вымерших аулов. В начале XX века на этом месте располагалось более двух десятков небольших поселений, с приходом советской власти всех их объединили в один аул.
Ныне здесь проживают чуть больше 1,5 тысяч жителей. Большая часть молодежи — «на северах» и в Москве. Но аул живет и развивается. В прошлом году построили новую джума-мечеть, а старую переоборудовали в спортзал, оградили парковую зону возле нее и собираются сажать деревья. Периодически для борьбы с саранчой местные жители и фермеры-соседи скидываются для самостоятельной борьбы с вредителями.
Местные ребята традиционно «с большой теплотой и уважением» относятся к «столичной» молодежи из Терекли-Мектеба. Название аула с ногайского переводится как «запад», и мы школьниками между собой называли его «Диким Западом».
Старшие товарищи рассказывают, что в советское время массовые драки были обычным делом. Молодежь грузилась на трактора, в грузовики, прицепы и ехала в какой-нибудь аул на импровизированные кулачные бои. Там их уже ждали местные, и в степи начиналась замятня. Строго голыми руками. А потом, как обычно, собирали друг друга по всей окрестности и уезжали обратно, как будто после пикника.
Кунбатар же и в этом плане отличался – если к их селу подъезжали орды, «в поле» выходили все: женщины, дети, старики — и издалека поддерживали своих.
Знакомый работал в Кунбатаре на строительстве школы. Он рассказывал, что когда они после работы шли на танцы, местные встречали их уже возле порога и тут же устраивали разборки на кулаках – очень ревностно следили, чтобы к их девчонкам ни один чужак не лез.
Курали – редкое блюдо ногайской кухни, его готовили даже не на каждый праздник. Для приготовления используется ягненок или козленок. В метровой яме разводят огонь, а когда она накаляется, на угли кладут тушу и накрывают тыльной стороной шкуры. Раньше мясо не мариновали, специй, соли и прочих приправ не добавляли – в условиях кочевой жизни такое могли себе позволить богатые люди. …1,5-2 часа – и кушать подано!
Эмир Отевалиев. Фото — автора
Читайте также:
Кто поедет в Карагас? Там арбузы, невесты и коровы-наркоманы
Полоса отчуждения. Почему молчат ногайские невестки
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta