Между подходами. Отец и сын Назировы о тяжелой карьере штангиста
Бейбулат Назиров, юный штангист, прошел через много испытаний. Он ломал руку, ломал ногу, а вследствие падения с третьего этажа получил такую серьезную травму черепа, что десять дней пролежал в коме. Несмотря на это, парень регулярно завоевывает медали на крупных турнирах. В этом году и вовсе победил в первенстве России и взял бронзу юношеского Евро. В Мадриде спортсмен мог выступить и лучше, но не задался рывок. К счастью, юноша не растерялся, толкнул, что называется, от души и занял третье место. Для дебюта на европейском первенстве результат более чем достойный. Тренируются Бейбулат у своего отца – Омара Назирова. Корреспондент «Молодежки» посетил зал штангистов и пообщался с атлетом и его наставником.
– Дома настроили трансляцию с первенства и по телевизору, и по компьютеру, и в телефоне, – вспоминает Омар Назиров. — Если бы чайник умел вещать, мы бы и его задействовали. Я слишком нервничал и боялся, что какая-то аппаратура может выйти из строя в самый неподходящий момент. Не знаю, что бы со мной случилось, если бы я пропустил хотя бы одну секунду выступления.

Омар Назиров / Фото: Умар Даниялов
– Очевидно, после неудачной попытки в рывке вы были на взводе (Бейбулат хорошо справился с первой попытки – 96 кг, а вот вторая (101 кг) и третья (102 кг) оказались неудачными, спортсмен не зафиксировал вес, к тому же слегка повредил локоть – прим «Молодежки». Пытались дозвониться до сына?
Омар Назиров: – Я голосовое сообщение отправил, кричал на эмоциях: «Соберись, будь жестче!» Ну и другие дежурные слова, которые тренеры произносят, чтобы привести в чувство своего ученика. А вообще его побить нужно было. А я смотрю трансляцию – тренеры его там гладят, а не бьют. Ну разве так можно (смеется)? Я-то человек не кровожадный, но перед выходом на помост своих учеников бью – по ногам, по плечам, по трапециям. Чтобы взбодрить. Они сами меня об этом просят.
– Бейбулат, а ты испытывал психологическое давление перед толчком: рывок не пошел, если сейчас и с этим упражнением не выгорит, пролетишь мимо бронзы, а дома будет ждать злой папа?
Бейбулат Назиров: – Я был уверен, что потяну. Толчок у меня хорошо получался и дома во время рядовых тренировок, и на сборах при подготовке к первенству. Единственное, что чуть-чуть беспокоило – боль в локте. С первой попытки я толкнул 118 кг, и локоть неожиданно перестал болеть.
– Штанга вылечила.

Бейбулат Назиров: – Выходит, что так. Поэтом остальные подходы вообще без проблем пошли.
Омар Назиров: – В толчке Бейбулат на 2 кг уступил турку, занявшему второе место. Если бы я был в Мадриде, то, возможно, в последней попытке поставил бы не 126, а 128 кг. Дал бы рискнуть, чтобы побороться за серебро. Но итоговым результатом я удовлетворен. Не скажу, что доволен, можно было бы и лучше. Но для первого выезда на Евро неплохо.
– В марте на первенстве России Бейбулат толкнул 113 кг. В конце июля в Мадриде – уже 126 кг. Это серьезный прогресс?
Омар Назиров: – Это значительный прирост. Сказались сборы перед Евро. Как ни мучай спортсмена на тренировках, на сборах прогресс бывает заметнее. Кстати, с этим весом – 113 кг – в первенстве страны связана забавная история. Перед последней попыткой мы уже знали, что Бейбулат – чемпион. И я решил: дадим парню «чемпионский вес». То есть больше, чем он поднимал на сборах. «112 кг» — предложил я. Старший тренер, Расул Темирбеков, запротестовал: «Омар, он не потянет, он на сборах максимум 110 килограмм поднимал». Я ему в ответ: «Я себе ухо дам отрезать, если сын этот вес не толкнет». Расул успокоился. Видимо, решил, что в крайнем случае поедет домой с трофеем. И тут ко мне подходит руководитель юношеской сборной Владимир Викторович Гетц и говорит: «А давай 113 кг поставим». Я удивляюсь: «Зачем?» А он улыбается: «Сумма упражнений красивая получится» (Бейбулат в рывке поднял 87 кг и, соответственно, справившись с весом 113 кг в толчке, показал бы в сумме двоеборья 200 кг – прим «Молодежки»). Ну а кто сказал, что штангисты не эстеты? Во имя прекрасного можно и накинуть килограммчик. И Бейбулат толкнул 113 кг легче, чем 109 кг в предыдущей попытке.

Назир Омаров / Фото: Умар Даниялов
— Кураж поймал?
Бейбулат Назиров: – Да. Плюс, понимал, что вес побольше, вот и настроился лучше.
Омар Назиров: – Если первая попытка хорошо пошла, случается так, что вторая и третья идут еще лучше. Спортсмен начинает состязаться сам с собой, идет на личные рекорды, вот адреналин и бурлит в крови.
– Насколько Евро нервознее, чем Россия?
Омар Назиров: – В самом Мадриде меня не было, но дома я последние двое суток не спал. Ребят же еще и мучали перед вылетом – выдачу визы задерживали. В итоге один из наших лидеров, Расул Шираев, о котором мы точно знали: «Он в Мадриде победит», пропустил соревнования (поскольку визу дали поздно, Расул не успевал к своему выступлению в Мадриде, он остался в Москве – прим «Молодежки»). Он выступил на турнире «Путь к Олимпу» и поднял вес больше, чем победитель Европы.
— На килограмм, если не ошибаюсь.
Омар Назиров: – Он мог и больше поднять. Просто не было смысла. Команда просто показала – он выиграл победителя Евро. Эта история с визой и на Бекбулате сказалась. Если бы дали визу вовремя, он приехал бы пораньше, и у него было бы хотя бы пару дней на восстановление. А так – длительный перелет с пересадками, другое место и климат, другие люди вокруг, а выступать уже на следующий день. На восстановление было меньше суток. Так что я себе дома места не находил. Что творилось в Мадриде – не знаю.

— А что творилось в Мадриде, Бейбулат?
Бейбулат Назиров: – Да ничего особенного. Соблюдал режим, вышел на помост, завоевал медаль.
— Неужели нет ни одной развеселой истории из столицы Испании?
Бейбулат Назиров: – Был слишком сосредоточен на выступлении. Было не до веселья.
— А когда в следующий раз поедешь на Евро, будешь чуть более расслабленным?
Бейбулат Назиров: – Я буду менее напряженным. Буду чувствовать себя как дома, где бы ни проходило первенство.
— Я слышал, планируете перебираться в другой вес?
Омар Назиров: – Да, в 71 кг. Не хочу оставлять его в 65, он растет.
(В этот момент Бейбулат начинает отрицательно качать головой.)
— Кажется, Бейбулат протестует.
Омар Назиров: – Да мало ли, что он протестует (улыбается). Сейчас возраст такой – не то что гонять, даже держать вес не рекомендуется. Организм молодой, набирает мышечную массу, искусственно оставаться в 65 кг не имеет смысла. Уверен, в следующем году Бейбулат доберется до 71 кг и будет показывать отличный результат.
— Бейбулат – сын тренера по тяжелой атлетике. Еще и назван в честь чемпиона РСФСР (Бейбулат Гамидов, дядя Омара Назирова, мастер спорта СССР – прим. «Молодежки»). Он был обречен стать штангистом?

Омар Назиров: – Я его и старшего сына вообще отвел на кикбоксинг к своему хорошему товарищу. Они занимались год, удачно выступали на соревнованиях, но потом поменялось расписание в школе, и они не могли ходить к своему наставнику. Я сказал: «Давайте ко мне в зал, на физику поработаете, может, расписание еще поменяется, вернетесь в кикбоксинг». Но они решили остаться. Я их ни к чему не принуждал. Старший выполнил норматив КМС, два раза выиграл Дагестан, но сейчас не тренируется, отдал предпочтение учебе. А Бейбулат увлекся серьезно. Он у нас в третьем поколении штангист. Его дед, мой отец, рекордсмен Дагестана, мастер спорта. Бейбулату, несмотря на юный возраст, уже через многое пришлось пройти. У него было несколько серьезных травм. А однажды он упал с третьего этажа, у него был перелом черепа от уха до уха, 10 дней лежал в коме. Еле выкарабкался. Но штангу полюбил всерьез и, я так чувствую, надолго.
— А кто его главный болельщик?
Омар Назиров: — Дедушка. Он перед каждым соревнованием говорит: «Кто мне первый расскажет о победе Бейбулата, тому деньги дам». Всегда ждет хороших новостей.
— Какие еще планы на этот сезон?
Бейбулат Назиров: — В этом году больших стартов не осталось. А вот в следующем – первенство России и Европы. Нужно побеждать и там и там.

Руслан Бакидов




















