Что, если бы Али Алиев занимался греко-римской борьбой и все свои успехи достиг именно в этой дисциплине? Может, тогда в Дагестане борьба классического стиля была бы number one. А есть ли у нее шансы стать такой в будущем? Не спешите крутить пальцем у виска. На минувшем чемпионате Европы совсем молодой классик Магомед Муртазалиев завоевал серебро. Притом что о поездке в Румынию он узнал за день до начала соревнований и не готовился конкретно к этому старту (в последний момент он заменил Артура Саргсяна, которому не открыли визу). Еще один дагестанец, Милад (Мухаммад) Алирзаев, поборется за путевку на Олимпийские игры. Наша молодежь начала регулярно приезжать с международных соревнований с наградами. Греко-римская борьба набирает в Дагестане обороты. С чем это связано и к чему может привести, «Молодежке» рассказал главный тренер сборной Дагестана Магомедали Магомедалиев.
О двух лидерах замолвим словечко
– Давайте начнем с Магомеда. Когда в начале финальной схватки он повёл в счете 3:0, возникло ощущение, что сейчас может случиться победа на чемпионате Европы?
– Мы с самого начала верили в Магомеда. Не было такого: «Да нет, олимпийского чемпиона в финале точно не пройдет». Хотя, конечно, когда в самом начале сделал нырок и вырвался вперед, уверенность, что Магомед способен завоевать золото, только возросла. Но все понимали – его соперник олимпийский чемпион, опытнейший борец, а впереди еще пять минут схватки, и все может измениться. И, как мы видим, все действительно изменилось, Алексанян свое взял.
– По итогу этот результат скорее «круто, у нас серебро чемпионата Европы» или «как жаль, что упустили золото»?
– Мы результатом довольны. Всевышний лучше знает, что нам нужно.
– Магомед выступал в непривычной для себя весовой категории, поднявшись с 87-ми в 97. Оставите его в этом весе, раз все так удачно сложилось?
– В следующем году мы железно переводим его в 97. Такой план у нас был еще до поездки в Бухарест. А пока он будет «плавать» между этими весами, в зависимости от запросов национальной сборной. Будет нужно выступить в 87-ми – без проблем. Понадобится в весе повыше – и к этому будет готов.
– А где сейчас лидер дагестанской сборной Милад Алирзаев? Он отлично начал сезон, победив на рейтинговом турнире в Хорватии. Но потом пропустил и чемпионат России, и чемпионат Европы и пропал с радаров.
– С Миладом все в порядке, он в хорошей форме. Был готов выступать на чемпионате страны, хоть он и начинался буквально через несколько дней после турнира в Хорватии. Но тренерский штаб его освободил. На чемпионате Европы они решили проверить другого борца, Алана Остаева, который тоже неплохо выступил на хорватском турнире. А Милад сейчас готовится к олимпийскому лицензионному турниру в Азербайджане. У российской сборной пока нет ни одной путевки на Олимпиаду, это нужно исправлять. Не исключаю, что вместе с Алирзаевым в Баку отправится и Муртазалиев.
Про молодых и опасных
– Давайте поговорим о наших перспективных ребятах, которые уже проявляют себя на международной арене или проявят в ближайшее время.
– Магомед Мухтаров, 97 кг, в прошлом году по молодежи стал третьим на первенстве мира. И показал очень яркую борьбу на чемпионате страны среди взрослых, завоевав бронзовую медаль. Я беру его на сборы с основным составом российской команды. Говорю: «Вот тебе возможность, площадка, здесь лучшие борцы России, развивайся». Парень очень перспективный, верим в него. Из молодых есть прошлогодний чемпион первенства России до 21 года Агаев Даниял. Есть очень талантливый парень 2006-го года рождения Гаджимагомедов Сайфулла – 97 кг. На первенстве мира по юношам завоевал серебро. И то вел в финале 6:0, суету поймал, чересчур хотел выиграть и сам себе навредил. Если продолжит развиваться, добьется больших успехов. Нельзя не упомянуть Абдурахмана Абдулкадырова. Он чемпион Европы по старшим юношам и бронзовый призер первенства мира. Еще есть Гамзат Гаджиев, на чемпионате страны он занял пятое место, и я сейчас объясню, почему это все равно достойный результат. Он выступал в весе до 77 кг, а это, пожалуй, самая тяжелая категория в российской команде, там очень жёсткая конкуренция. И ему всего 18. Очень перспективный спортсмен. Скоро едет на первенство России по молодежи, я ему сказал: «Только золото».
– А насколько мы конкурентоспособны на российском уровне и в каком регионе сейчас классика развита лучше всего? По-прежнему в Москве?
– Раньше была Москва, сейчас Подмосковье столицу обогнало. А насчет нашей конкурентоспособности так скажу: едем на чемпионат или первенство страны, план всегда такой – один чемпион, пара призеров. Плюс-минус этот план мы выполняем. Но если мы сохраним ту динамику, с которой сейчас развиваемся, то через пару лет, когда подрастут ребята, о которых я только что говорил, мы начнем охотиться за большим количеством наград. Сейчас в нашей команде два человека, у которых есть реальные шансы попасть на Олимпиаду. Это Алирзаев и Муртазалиев. Лет пять назад не было никого. Уверен, что к следующей Олимпиаде претендентов станет значительно больше.
– А такой прогресс за эти пять лет с чем связан?
– Подобралась отличная тренерская команда. Движемся в одном направлении, все тренеры друг друга слышат, понимают, если и возникают разногласия, то небольшие. Плюс хорошую работу проделывает президент Федерации греко-римской борьбы СКФО Мурат Пайзулаев. Он поддерживает наших спортсменов, в том числе и финансово. Он и свои деньги вкладывает, и находит спонсоров. А финансовый момент очень важен. Не было бы финансовой поддержки, талантливые ребята начали бы разъезжаться. А так они дома остаются.
Сейчас уже наши ребята из других регионов звонят, спрашивают, можно ли к нам вторым зачетом. Я отвечаю: «Вторым зачетом не вариант, а вот если хотите первым, тогда можно поговорить». Но в принципе, нам со стороны никто не нужен. Мы своих растим, нам их хватает.
Вольная борьба – это круто. Но не для классики
– В вольной борьбе конкурируют в основном Хасавюрт и Махачкала. А в классической?
– Махачкала и Буйнакск. По взрослым Буйнакску со столицей бодаться сложно. Это очень легко объяснить: все взрослые перебираются в Махачкалу ради спарринг-партнеров. В том числе и из Буйнакска. А вот по юношам Буйнакск дает Махачкале очень жесткую конкуренцию.
– Залы вольной борьбы есть почти в каждом селе. Как думаете, греко-римский стиль когда-нибудь станет таким же представительным?
– Вряд ли мы догоним вольников. У них только тренеров несколько тысяч. Но что очень хорошо, Мурат Пайзулаев планирует открыть в Махачкале училище олимпийского резерва по греко-римской борьбе. Чтобы молодые ребята поступали на первый курс, получали здесь образование, жили, питались, ну и, конечно же, тренировались. В свое время именно открытие УОР в Хасавюрте дало толчок вольной борьбе. То же самое произойдет и с греко-римской.
– Насколько загружен график борцов греко-римского стиля?
– По юношам проводим больше турниров. Наши школы, даже если официальных стартов нет, каждый месяц стараются проводить небольшие мини-турниры. Чтобы ребята привыкали к соревнованиям. В соседние регионы ездим. В Чечню, Кабардино-Балкарию. В соседние – чтобы накладно не было. Ребята на такие турниры ездят за свой счет. По другим возрастам, постарше, у нас основные старты это чемпионат Дагестана, СКФО и России. Плюс несколько турниров по стране.
– У вольников есть Алиевский. Есть какой-то аналог этому турниру у классиков?
– Внутри республики такого турнира нет. Если говорить о международных, я бы привел другой пример. У вольников есть Ярыгинский. Очень представительный турнир. У нас был турнир Поддубного. Туда приезжали все главные спортсмены страны плюс сильные классики из-за рубежа. Сейчас этот турнир не проводится, и это очень плохо. Теперь у борцов греко-римского стиля есть только одно соревнование, на котором они могут себя проявить, чтобы попасть в состав сборной и вместе с ней проходить сборы в течение сезона. Это чемпионат России. Не попал в тройку на чемпионате России, жди следующего года. Хочешь ездить на сборы – ездишь только за свой счет, а это накладно. Раньше был турнир Поддубного. Из-за того, что он был таким масштабным, конкурентным, тренеры российской сборной включали в состав национальной команды призеров этих соревнований.
– Какова вероятность, что турнир Поддубного возродят?
– Слухи об этом ходят давно. Должны возрождать, это поможет развитию греко-римской борьбы в стране.
– Популярность вольной борьбы отрицательно сказывается на развитии классической?
– Такое влияние есть. На слуху вольная борьба, все стремятся туда. Если у ребенка нет друзей, которые уже занимаются греко-римской, и он, и его родители скорее предпочтут вольную. Нам олимпийская медаль нужна. Это сильно повлияет на популяризацию и развитие греко-римской борьбы.
– А если бы Али Алиев был борцом греко-римского стиля и достиг таких высот в этой дисциплине?
– Думаю, сейчас была бы другая картина. Яркие, талантливые атлеты привлекают внимание к своему виду спорта. Яркие и талантливые у нас уже появились. Ждем, когда они покажут свой максимум.
Руслан Бакидов