Особенности пулевой стрельбы для спортсменов с ПОДА
Существуют «домашние мастера спорта» по пулевой стрельбе. Стрелкам нужны спортивные психологи, а их днем с огнем не сыщешь. К каждому выстрелу нужно относиться, как к последнему. Что вы еще не знали о пулевой стрельбе, расскажет тренер Магомед Дибиров.
Что общего у чемпиона паралимпийских игр по метанию клаба Мусы Таймазова и многократного чемпиона России по настольному теннису среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата Расула Назирова? Помимо того, что они выдающиеся спортсмены? Оба после получения травм начинали свой спортивный путь в национальной команде по регби на колясках под присмотром Магомеда Дибирова. Который, к слову, дважды приводил эту команду к победе на чемпионате страны. Именно он посоветовал Таймазову заняться метанием клаба, а Расула Назирова отправил в секцию по настольному теннису. Сам Магомед как спортсмен некоторое время занимался баскетболом на колясках и даже был капитаном махачкалинского клуба «Скала».
«Дагестанцам нравится стрелять»
– Агад Ванатиев, напарник по «Скале», предложил попробовать свои силы в пулевой стрельбе, – вспоминает Магомед. – Почему бы и не попробовать, раз силы есть, решил я. И ни разу об этом не пожалел. Занимаясь у тренера Абудулы Расуловича, понял: «Так это же мое». Несколько раз съездил на чемпионат России, был близок к победе, а через какое-то время получил предложение от нашей спортивно-адаптивной школы самому набрать команду стрелков.
– Долго набирал?
– Полгода. Долго ли это? Не знаю, надо поспрашивать у других: «А у вас как собиралась команда стрелков-колясочников» (улыбается). Я приглашал на тренировки людей из других видов спорта и говорил: «Вот пистолет, вон там мишень – стреляй». С первого-то раза почти всем нравилось. Если этот вид спорта по-прежнему нравился и через несколько месяцев – значит, человек пришел в тир не зря.
– А насколько пулевая стрельба сейчас массовый вид спорта для инвалидов?
– Есть очень хорошая команда слабослышащих. Стабильно выезжают на российские соревнования и редко возвращаются без наград. А вот для людей с ПОДА пулевая стрельба — это относительно новый вид спорта. У меня команда, у Расуловича. Другие точки по городу не знаю. Но мне кажется, наш спорт станет привлекать все больше внимания. Дагестанцам нравится стрелять (улыбается).
– К вам в тир могут заглянуть ребята и пострелять «чисто по приколу»?
– Без проблем, я всем рад. Начнет с «по приколу» закончит мастером спорта. Но стреляют всегда под моим присмотром. Пневматика такая штука – очень легко травму получить. Или кому-нибудь ее случайно нанести. Пистолеты хоть и тренировочные, а все же пули в них с заостренным концом, так что техника безопасности — на первом месте. Дуло пистолета всегда должно быть направлено либо в сторону мишени, либо вверх. Даже если он не заряженный или его сто раз проверяли и наверняка знают: «Никакой пули там нет». Без вариантов. Попробуй только на соревнованиях передай пистолет так, чтобы дуло смотрело не вверх, а в сторону: на тебя, на зрителей, на судью, на того, кому передаешь – всё, хана, сразу дисквалификация. Не будут делать устное предупреждение, снимать очки и выслушивать оговорки: «Да он же не заряжен». Пакуй вещи, езжай домой.
«Нужно к каждому выстрелу относиться, как к последнему»
– С первым местом разобрались – техника безопасности. А на втором?
– Ментальное состояние. Но давай оно тоже будет на первом. Потому что техника безопасности — это важно, но просто. Со временем все делаешь на автомате. А вот психика, твое состояние ума в момент выстрела – это и самое важное, и самое сложное. И нет в мире стрелка, который бы мог сказать, что полностью контролирует свою психику. Я когда на первый чемпионат России поехал, рядом со мной находился спортсмен, который уже лет десять во всероссийских состязаниях участвовал – у него перед стрельбой паника началась. Никак собраться не мог, ему пришлось отойти, подышать.
На втором чемпионате России я вышел в финальную часть, отлично стрелял… ровно до того момента, как услышал объявление: «Магомед Дибиров лидирует». Этого хватило, чтобы я начал косячить на ровном месте. Внутри меня будто огненная волна прокатилась. Мне оставалось пять-шесть выстрелов. Но пару из них я пустил мимо десятки. Попал то ли в семерку, то ли в восьмерку. И все – я уже на пятом месте. Стрельба — вид спорта, где ты сражаешься со своей головой. Кто в этом сражении окажется лучше, тот и победит. Нужно к каждому выстрелу относиться, как к последнему – будто у тебя больше не будет попыток. Существуешь ты и этот выстрел. Судьи не существует. Конкурентов тоже кто-то выдумал, нет никого ни слева, ни справа. Есть мишень, есть пистолет, есть палец на спусковом крючке. Это идеал. Недостижимый, само собой. Но кто ближе всего к этому идеалу подберется, тот золотую медаль с собой и увезет. Бывают специальные спортивные психологи, которые работают с командами стрелков. К сожалению, не то что в Дагестане, а даже в целом по России их считанные единицы. Так что нам приходится справляться самим.
– Когда у тебя появится возможность снова побороться за медали чемпионата России?
– Весной. В пулевой стрельбе много дисциплин, я снова попробую себя в своей любимой: спортсмены становятся на рубеж, дается сигнал, и у каждого есть 75 минут на 60 выстрелов. Распоряжайся временем, как тебе удобно: я на первых чемпионатах за полчаса отстреливался, и мне говорили: «А куда ты спешишь?» Больше не спешу. Восемь лучших стрелков отправляются в финал. Там результаты обнуляются, и все начинается по новой. Если за шестьдесят выстрелов набрал 555 очков, защищаешь звание мастера спорта. Я пока кандидат – набрал 550 баллов.
– А на тренировках в тире сколько уже раз становился мастером спорта?
– О, тут я почти на каждой тренировке мастером спорта становлюсь (улыбается). Но это совсем другое. Домашних мастеров спорта полно. Повторить эти 555 очков на соревнованиях другое дело. Но становиться «домашним мастером спорта» тоже важно.
«Дома есть свои тренировки»
– Когда твои ученики будут готовы к поездке на чемпионат России?
– Проверим через пару недель, когда состоится чемпионат Дагестана. Там нужно набрать не меньше 500 очков, чтобы получить второй разряд и шанс поехать на чемпионат страны.
– Если это произойдет, на чемпионате страны вы станете конкурентами.
– И очень хорошо, что станем. Если кто-то из моих учеников завоюет медаль, это же и моя победа. Так что я кругом в выигрыше! (Смеется).
Я очень хочу, чтобы мои ученики росли. У меня в тире одновременно могут стрелять только шесть человек. Когда приходят все ученики, я сам освобождаю место и не тренируюсь, мне важно, чтобы они подтягивали свой уровень. Они у меня молодцы, я ими очень доволен. Когда они только начинали, разброс по мишени был большой. То в восьмерку угодят, то в четверку, а то и вовсе мимо мишени выстрелят. А сейчас выстрелы кучкуются возле десятки.
– Когда речь заходит о спорте для инвалидов, всегда делается акцент на пользе для здоровья. Что в этом плане может предложить пулевая стрельба?
– Возможность заниматься хоть до ста лет. Любой спорт полезен. Конечно, если занимаешься с умом. Но вот где возраст не играет никакой роли, так это у нас. Так что, если какой-нибудь паратхэквондист или баскетболист-колясочник, регбист или армрестлер решит, что в силу возраста он в своих видах спорта уже не тянет, милости просим к нам. Кстати, есть еще польза от тренировочного процесса в домашних условиях. Это мы в тире только стреляем. Но дома есть свои тренировки. Одно из самых распространенных упражнений – это держать вес на вытянутой руке. Да, пистолеты не много весят, но поди подержи его слишком долго – рука вилять начнет, не прицелишься. Нужно быть к этому готовым. Поэтому мы держим в руке что получится. У кого-то есть гантели, кто-то заменяет их бутылкой с водой, а то и вовсе утюгом. И вот у спортсменов в инвалидной коляске, у кого из-за травмы была расхлябанность в спине, кому было сложно держать осанку и равновесие, благодаря этому упражнению наблюдаются заметные улучшения. В общем, придете на пулевую стрельбу, точно почувствуете себя лучше.
Руслан Бакидов