Как дагестанка после возвращения из Италии ушла на добровольный карантин
Наиля Вагабова, вернувшаяся из Ломбардии в Дагестан в середине марта, рассказала «Молодежке» о своей добровольной самоизоляции из-за коронавируса, о том, как, по ее мнению, избежать «итальянского» сценария распространения инфекции и почему именно сейчас проявление любви к близким – это приносить им необходимые продукты и оставлять у порога.
Вышел без причины – штраф в 5000 евро
– Сразу всем сказала: никаких контактов, – рассказывает Наиля о требованиях, которые выдвинула родным перед возвращением из Италии. – Родители мне организовали условия, оставили квартиру, и я самоизолировалась. Я их даже не видела. Очень благодарна семье за такое понимание. Они действительно с большой ответственностью подошли к этому делу.
Я помню Италию месяц назад. Это почти то же самое, что вижу сейчас здесь. И я очень боюсь не столько за себя, а прежде всего за свою семью и как будет протекать вся эта ситуация с вирусом в России и Дагестане в частности. Когда все только начиналось, я тоже была положительно настроена и собиралась оставаться в Милане, несмотря ни на что. Я не ожидала такого развития событий.
До девятого марта карантин не был жестким, он был только в нашем регионе, в Ломбардии, Милане. Многие работали дистанционно, многие заведения были в полурабочем режиме, некоторые закрылись, но все равно был еще поток и циркуляция людей по городу. Девятого марта объявили о всеобщем карантине, закрыли все, оставили открытыми только супермаркеты, аптеки и некоторые заводы, предприятия, которые обеспечивают население продуктами первой необходимости.
Без сертификата, который можно скачать с сайта министерства внутренних дел Италии, выходить из дома стало нельзя. В нем ты указываешь свои данные, причину, по которой вышел из дома. Сертификат должен быть при тебе, его наличие проверяют. Если причина невеская, могут оштрафовать. Вначале сумма штрафа составляла больше 200 евро или до трех месяцев ареста, с 22 марта ввели жесткие меры, практически военное положение. Если вышел без причины, штраф – более 5000 евро. Только супермаркет, аптека и больница. Еще можно выгуливать собаку, но на расстоянии до 200 метров от дома.
«Наши люди инфантильно относятся к коронавирусу»
– Когда только начались разговоры о карантине, пошли слухи, что продуктов питания может не быть, итальянцы просто выносили супермаркеты — за два дня. Не все итальянцы паникеры, но была и такая часть населения, как и в России, которая выносит гречку и туалетную бумагу. Закупаться нужно, но не в таких промышленных количествах, в которых закупались тогда люди. Там были пустые прилавки абсолютно. Чтобы опустошить прилавки в супермаркетах Италии, надо очень постараться. Это не наши супермаркеты — там полное изобилие. И к тому же правительство гарантировало, что будет обеспечение продуктами в любом случае каждый день. До сих пор так и есть. И сейчас люди приходят в супермаркеты, стоят в очереди, но в очереди они стоят не из-за нехватки продуктов, а из-за того что соблюдается дистанция. И чтобы не было скоплений внутри супермаркета, запускают по шесть, максимум семь человек, и все это под контролем полицейских.
Жесткий карантин – это, конечно, тяжело морально и физически, итальянцы привыкли к общению, к контакту с людьми, а тут они закрыты в квартирах. Некоторые сознательно самоизолировались. Некоторые не до конца понимали сложности ситуации, приняли карантин в какой-то степени как каникулы и до последнего гуляли по улицам, встречались с друзьями… Не отдавали себе отчета, что в этот момент они просто-напросто друг друга заражают. Хоть и ввели жесткие меры, как оказалось, было уже поздно.
Изначально, наверное, в Италии относились к карантину так же, как и в Дагестане, но тогда не было прецедентов. Был Китай, но Китай был далекий и малопонятный и для итальянцев, и для европейцев в целом. А тут, когда у нас есть пример Италии, которая, грубо говоря, за углом, и тот же Иран рядом, и другие европейские страны, я не понимаю наших людей, которые довольно инфантильно относятся к проблеме. Причем искусственно пытаются создать мнение, что это не такая проблема, какой ее описывают. Я не понимаю этой риторики.
«Тела погибших от коронавируса родственникам не выдают»
– Когда ты смотришь первоисточники, читаешь на итальянском, слушаешь на итальянском из первых уст, понимаешь, что это очень страшно. Заражаются просто тысячами, больницы все переполнены, очень много людей на интенсивной терапии, на всех элементарно не хватает аппаратов искусственного дыхания, с каждым днем умирает все больше людей, умирают врачи. Тела не выдают родственникам, помещают в специальные мешки и потом сразу же хоронят. Стоит выбор, кому аппарат искусственного дыхания подключать, а кому нет: ну, там просто уже есть безнадежные больные, которые умирают, а есть, которых можно еще спасти.
Мобилизовали врачей – тех, кто только окончил медицинские университеты, и тех, кто на пенсии. Они не снимают специальную одежду, маски до тех пор, пока у них не закончится смена. Работают по восемнадцать часов в день, через эту одежду не дышит тело. Я видела фотографии медработников в Италии, которые снимают маски, у них на лице кровоподтеки – из-за того что все давит. Они наиболее подвержены риску заражения.
У меня есть друзья-врачи, они тоже обеспокоены и с самого начала предупреждали, что это будет не обычный грипп, все будет сложнее намного, так и получилось. Я каждый день переписываюсь со своими итальянскими друзьями, и они говорят, что просто даже выходить на улицу сложно сейчас, даже просто прогуляться, — сразу же подбегают полицейские, начинают расспрашивать и отправляют домой.
В Италии событие сплотило народ. Если есть старики в доме, то соседи им покупают продукты, оставляют у порога, без прямого контакта. Много пожертвований на строительство новых больниц. Шеф-повара, рестораторы бесплатно готовят еду для медицинских работников. Много инициатив в том же самом «Инстаграме». Известные блогеры, музыканты, специалисты по иностранным языкам ведут бесплатные прямые эфиры, устраивают концерты, обучающие уроки для людей, которые сидят в этот момент дома. Стараются заполнить время, которое неожиданно образовалось, и помогают друг другу не только финансово, но и морально.
Соблюдай дистанцию
– В Италии практически все пострадали, но в большей части пострадало все, что было завязано на туризме. Гостиницы, рестораны, какие-то там вспомогательные структуры, та же самая индустрия моды. Сейчас вообще вся Италия просто в большом кризисе. Да и вся Европа будет. Ну и мы не в самом лучшем положении с 90 рублями за евро.
Я провожу авторские туры в Италии с гастрономическим уклоном. С 2014 года занимаюсь этим. Начала в Махачкале. В 2015 году переехала в Италию, поступила в магистратуру Миланского государственного университета и параллельно работала. И вот все мои клиенты, которые должны были прилететь в марте, апреле, мае, понятное дело, отменили свои поездки, и теперь неизвестно, когда все это будет. Работы как таковой в Милане не было со второй половины февраля.
Я почти неделю сидела на карантине дома в Милане, практически никуда не выходила, только в супермаркеты ну или немного прогуляться. Долго не решалась возвращаться в Дагестан, был риск, что я могла заразиться в Италии и просто привезти сюда вирус. И еще на тот момент семья не была готова к тому, чтобы меня изолировать, даже элементарно морально не готова. Когда уже ввели тотальный карантин по всей Италии, вечером я приняла решение, что лечу. В итоге вылетела последним рейсом «Победы» десятого марта. С 11 марта прекращали все вылеты в Италию и из Италии. Так как я гражданка России и возвращалась в Россию, меня пропустили, а передо мной были двое молодых людей, их развернули, сказали, что у них невеская причина вылета, – все было строго. Сразу после полицейского контроля был термоконтроль. Я нормально все прошла, никаких признаков не обнаружили.
Еще по выходе из самолета в Москве нам выдали сначала маски, потом мы прошли паспортный контроль, и после этого сразу нас всех построили змейкой, комиссия проверяла температуру. В Италии учитывалось расстояние, а в Москве несильно это соблюдалось, мы были в масках. Вообще я заметила и в Москве, и потом на махачкалинском рейсе на посадке – люди не соблюдают дистанцию. На махачкалинском на меня смотрели очень не по-доброму, потому что я была одна в маске, и это было очень странно, но всем не объяснишь, что это ради их блага и я соблюдаю какие-то меры предосторожности. Я же могу быть носителем вируса. Скорее всего, я им не являюсь, но все равно ношу маску.
Меня никак не контролировали вначале. По прилете в Москву раздали памятки, сказали, что возможен контроль. Взяли все контактные данные: адрес, номер телефона, сфотографировали наши документы. Роспотребнадзор с первого марта обязал уходить на карантин на 14 дней всех, кто прилетал из зараженных стран. Первый раз мне позвонили из Роспотребнадзора на 12-й день моего карантина. Сказали, что приедут и возьмут анализы для проверки на коронавирус. В Италии давно проводят тестирование, с самого начала стали всех проверять, налево и направо, грубо говоря.
Реальная любовь
– Вполне себя нормально чувствую на карантине. Нет абсолютно никакой депрессии, мне спокойно дома. Когда только прилетела, смотрела постоянно сериалы, хотя я вообще не их любитель. Слушаю подкасты на английском языке о еде, расширяю словарный запас. Приходилось еще и работать много. Параллельно сижу в «Инстаграме». Читаю. Общаюсь по телефону с мамой, папой, бабушкой. Статистика говорит, что наиболее подвержено риску заражения с тяжелыми последствиями именно старшее поколение. Поэтому считаю, что не стоит сейчас часто навещать их и принимать гостей. Это, кстати, в первое время ринулись делать итальянцы, так похожие в этом плане на нас. Проявление любви в нынешних условиях – это принести необходимые продукты, оставить их у порога и уйти.
Патимат Амирбекова
Читайте также:
Трэш, угар и карантин
Будем жить! Записки из родильного дома в первую чеченскую
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta