Рост цен на автомобили за последний год ставит в тупик с вопросом «купить сейчас или дождаться падения цен?». Мы решили помочь разобраться с этим вопросом, а также понять, чем все-таки обусловлено подорожание.
Начнем с того, что цены на автомобили начали подниматься с января 2020 года. На это прежде всего повлиял рост ставки НДС. Как оказалось, налог на добавленную стоимость больше всего отражается на автопроме. Объясним, почему: автозавод покупает комплектующие, производители комплектующих закупают сырье, на каждом из этапов нужно платить НДС, а значит, возрастает потребность в свободных средствах, которые компании могут получить, только повысив цены на продукцию.
Но изменения 2020 года не ограничились повышенной ставкой НДС. Пандемия повлияла на всю мировую экономику. Упал курс рубля, временно перестали работать предприятия, производители стали испытывать острый дефицит комплектующих. В совокупности это способствовало росту цен на автомобили. Нестабильная эпидемиологическая ситуация и проблемы, вызванные ею, затянулись, и в 2021 году изменений на российском рынке не произошло.
В первую очередь поднялись цены на иномарки. Аналитики Авто.ру отмечают, что цены на новые машины в нашей стране растут очень быстро, это становится понятно на примере популярной в России марке Kia.
Так, с октября прошлого года по апрель текущего автомобили корейской компании в среднем подорожали на 80-350 тысяч рублей. Причем в данном случае речь идет об относительно дешевых моделях:
Ceed — с 1 139 900 до 1 394 900 рублей;
Ceed SW — с 1 169 900 до 1 424 900;
ProCeed — с 1 624 900 до 1 799 900;
Cerato — с 1 136 900 (данные за декабрь 2020) до 1 221 900.
Похожую динамику демонстрируют модели марки Hyundai.
А что отечественный автопром? По данным на начало марта, цены на российские модели выросли в среднем на 2-3%, а именно:
Vesta — на 20 тысяч рублей;
Granta — на 11 тысяч;
Granta Cross — на 16 тысяч;
Niva Legend (бывшая Lada 4х4) — на 14 тысяч;
Largus — на 14 тысяч;
XRay — на 15 тысяч.
В Дагестане, по словам автодилеров, цены выросли не только на новые (кстати, в махачкалинских салонах автомобили продают дороже, чем в соседних регионах), но и на подержанные автомобили, преимущественно ликвидные иномарки. На сумму до миллиона рублей выросла стоимость внедорожников марки «Тойота» и «Лексус» 2018-2019 года. Подержанная «Тойота Камри» последней комплектации подорожала на 400-500 тысяч рублей, автомобили «Киа» – на 200-300 тысяч.
Перекупщики уверены, что такое удорожание в республике спровоцировал повышенный спрос во время пандемии – люди начали обналичивать деньги и активно скупать автомобили. Ситуация отчасти напомнила конец 2014 года, когда падение рубля вызвало ажиотаж и искусственный рост цен на бытовую технику, которая оказалась раскуплена в считанные дни.
Кроме того, по мнению региональных экономистов, подорожание российских автомобилей связано с возможностью их приобретения за счет средств материнского капитала. Для Дагестана этот способ купли наиболее актуален.
Что же дальше? Изменится ли динамика, пока точно неизвестно. Как считают экономисты, повлиять на цены могут колебание курса рубля и изменения в логистике, обусловленные пандемией коронавируса или другими внешними факторами.
Эксперты Авто.ру также уверены, что если условия останутся прежними, то повышения цен не миновать. К началу осени 2021 года цены на новые автомобили бюджетного класса в России поднимутся ориентировочно еще на 8% относительно апреля. Такие изменения предположительно коснутся «АвтоВАЗа», Kia, Hyundai и Renault.
Что касается производителей премиальных моделей автомобилей, то у них цены меняются несколько иначе. К слову, компания BMW в прошлом году была одним из немногих производителей, которая в течение нескольких месяцев не меняла прайс-листы. Остальные представители премиального сегмента дорожали на 1-2%. Подобная динамика наблюдается и сейчас.
Сабина Колова, Хадижат Аммаева
Читайте также Пи здесь не живет. Почему в Дагестане поднялись цены на недвижимость