Где найти спонсора?
Таким вопросом озадачила меня Светлана Анохина. Намаявшись изрядно, она спрашивает об этом не только меня. Работа над проектом «Был такой город» продолжается и требует от журналистки не только таланта, но и денежных расходов. Она мотается в древний город по несколько раз в неделю. В дербентской администрации пообещали, но потом «разумно» решили, пусть девочка поработает, а в 2015 году и раскошелимся. Инвестиции в культуру должны быть просчитаны. В такие моменты в моей голове всплывает образ Фроси Бурлаковой из фильма Евгения Ташкова «Приходите завтра» и неотступное желание самому стать спонсором. Объявляю продажу своих картин в пользу проекта «Был такой город». Звоните!
Мы сидели в небольшой типографии на улице Маркова, и один из нашей компании, как пять пальцев знающий эти дворы, вспоминал, как в своём детстве они воровали яблоки из сада находящегося по соседству дома Абдурахмана Даниялова. Он даже помнит запах и цвет этих плодов. Даниялов, как ни удивительно это сегодня звучит, ходил купаться на городской пляж без охраны. Не буду отбирать у Анохиной её хлеб, но проходя мимо поблекшего одноэтажного дома лидера партии, имя которого теперь носит эта улица, испытываю двойственные чувства. В послевоенные годы даже первые лица не позволяли себе лишней жилплощади. Но как сурово кромсает время идеологические догмы и её вывески. В первых рядах всегда памятники и улицы города. Сегодня мало кто помнит революционеров и командармов, в честь которых переименовывались улицы приморского города. Казбековы, Марковы, Оскары, Леваневские, Бакинские комиссары уступили место современным героям.
Да, в компании нашей, на тихой улице Даниялова, было много вздохов об «удачных» вложениях в культуру. За окном, на противоположной стороне улицы, держат последнюю оборону домики XIX века, с арками внутренних дворов и скрипящими лестницами, а выше голубое небо с пушистыми облаками.
Но всё так плохо в Датском королевстве. Выйдем на улицу Р. Гамзатова, чтобы услышать музыку его домов.
А в городе идёт Всероссийский культурно-инвестиционный форум «Культура и экономика региональной политики в современных условиях». Предваряли его открытие несколько интересных концертов.
21 апреля в большом зале Русского театра состоялся концерт народного артиста России, народного артиста Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республик и Республики Адыгея Заура Тутова. В программе концерта прозвучали любимые и новые песни отечественной и зарубежной эстрады. С Зауром Тутовым мне удалось познакомиться перед выходом на сцену в другом, заключительном концерте, 23 апреля. Не буду говорить о песне «Молитва о Дагестане», в его исполнении мне понравилась адыгская народная песня. Интересно, что Заур Нажидович с 2005 по 2008 годы работал в должности министра культуры и информационных коммуникаций Кабардино-Балкарской Республики, одновременно продолжая концертную деятельность и занятия вокалом.
Большая жалость, что поленился и не попал 21 апреля на концерт известного российского пианиста, лауреата международных конкурсов, народного артиста России, профессора Российской Академии музыки им. Гнесиных Юрия Розума. Но посчастливилось присутствовать на его мастер-классе, который провёл пианист в Махачкалинском музыкальном училище.
Сначала было прослушано выступление студентки 2 курса фортепьянного отделения Ирады Залибековой. Она исполнила сочинение Бетховена, и Юрий Александрович стал его комментировать. Его замечания, высказанные в присутствии преподавателей и студентов, были живыми и нисколько не ранили исполнительницу, напротив, она вся ушла в слух. Ираде повезло, недавно её слушала другой именитый музыкант. 10 апреля пианистка Екатерина Мечетина, лауреат международных конкурсов, лауреат молодёжной премии «Триумф», лауреат премии Президента РФ для молодых деятелей культуры, солистка МГАФ, дала свой мастер-класс, а вечером концерт.
Возвращаясь к Юрию Розуму, следует отметить, что именитость человека нисколько не отражалась в манере разговора со слушателями, а вот исполнение, напротив, было высокого уровня. Он отпустил пару реплик из жизни пианиста и даже вспомнил, как его называли в молодости «лучшим исполнителем на худших инструментах», потом походил за сценой, вытащил сидушку от стула, сел на нее и заиграл…
Не знаю, сколько он играл, но мне, ходившему вокруг пианиста в поисках кадра, было жарко и совершенно безразлично, когда это может закончиться. Спасибо Юрию Александровичу за музыку и терпение, поскольку кроме меня вокруг сновали ещё два оператора.
Но его релакс был шикарным. Гость сидел, облокотившись на спинку учебного стула, отработав по полной программе, потягивал сок, отвечал на вопросы. Юрий Александрович коротко рассказал о своих родителях (отец — народный артист России, известный баритон Александр Григорьевич Розум и мама — народная артистка России Галина Дмитриевна Рождественская) и о своём Фонде.
23 апреля был очень насыщен мероприятиями, и в этой череде хочется отметить несколько замечательных встреч. Две из них с профессорами Российской Академии музыки им. Гнесиных прошли в том же музучилище двумя часами позже.
У хоровиков прошла встреча с нашим земляком, заслуженным деятелем искусств РФ Тамерланом Джандаровым. В маленькой тесной аудитории на третьем этаже свой урок давала теоретик классической музыки Ольга Леонидовна Берак.
Я добросовестно отснял дирижёрские уроки и побежал наверх. Единственным местом, куда я мог примоститься, это стул в первом ряду напротив ведущей. Она была так притягательна в своём диалоге с преподавателями. Нотную грамоту я осваивал два года и безрезультатно, но по мне один такой урок стоит сотни других. Ольга Леонидовна, которую я уже видел мельком на улице, задавала ритмы и расставляла акценты в музыкальном ряде так просто и интересно, что мне совершенно не хотелось уходить. Одна моя молодая знакомая пианистка, увидев меня, с улыбкой заметила: «Так вот скоро и станешь музыкантом!» Эх, мама, не слушал я тебя, всё футбол да хоккей. А так вот сидел бы, отстукивал и системе Берак выговорил, обозначая доли словами маль-чик, маль-чик… Де-воч-ка. Вот тебе и музыка.
В Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова проходил круглый стол «Дагестанское изобразительное искусство в 21 веке», на который, к сожалению, опоздал из-за накладок во времени. Его вела заслуженный деятель искусств, директор ДМИИ им. П. С. Гамзатовой Салихат Расуловна Гамзатова.
На встрече были заслушаны доклады известных искусствоведов.
Доцент ДГПУ Наталья Мусаева вспомнила о выдающихся художниках Дагестана, которые работали в Российской академии художеств. Директор художественной галереи современного искусства поведала о деятельности своей площадки, которой исполнилось пятнадцать лет, и о её роли в современном искусстве. Заведующий кафедрой ХГФ ДГПУ, профессор Абдулзагир Мусаев рассказал о подготовке живописцев и графиков на факультете. Председатель дагестанского отделения СХ России Курбанали Магомедов описал выставочную деятельность Союза. Научный сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН Сабир Гейбатов обозначил философские вопросы, стоящие перед современным дагестанским искусством. Судя по лицам участников, после завершения круглого стола посидели хорошо.
Когда мы говорим о культуре и пытаемся оценить её плоды, перспективы её развития, необходимы именно такие площадки. И ещё один компонент — присутствие на таких обсуждениях лиц из правительства, способных оценить важность экспертных оценок специалистов в области культуры именно из Дагестана, а не приглашённых из столиц.
Во второй день работы форума проводились ещё круглые столы: «Классика народного творчества и современность» в Республиканском доме народного творчества; в Союзе писателей республики обсудили сразу два вопроса – «Патриотизм в творчестве дагестанских писателей» и «Традиционная музыка Дагестана и современность». Гостем у писателей был обозреватель газеты «Советская Россия» Александр Бобров.
Форум завершился ярким концертом на большой сцене Русского драматического театра им. М. Горького, где выступили все известные фольклорные ансамбли республики и, конечно, гости. Особенно порадовали воспитанники музыкальной школы им. Мурада Кажлаева, исполнившие заводные песни.
В зале и за кулисами негде было яблоку упасть. Иногда, после таких концертов, думается, а может, не всё у нас так плохо, с культурой нашей?!
Поживём — увидим 🙂
Марат Гаджиев