«Не знаю, что помогает нашим мечтам сбываться — удача или собственный труд. Но все детство я пропадала в книжных магазинах и мечтала увидеть свою книгу на витрине. И если ты о чем-то мечтаешь — не опускай руки. Даже если не получается, даже если теряешь смысл. Доведи до конца начатое и поставь галочку в своем дневнике. Быть может, именно эта галочка будет согревать тебя всю жизнь», — пишет Эльмира Битаева в «Инстаграме» пост к фотографии своей очередной книги «Вторая жена». Ее рассказ «Вывести из равновесия» стал обладателем международной русско-английской литературной премии, а ее «Вторая жена» — самая читаемая сегодня в республике.
— Ваша «Вторая жена» весьма своевременна и актуальна для Дагестана. Что подтолкнуло к написанию?
— Я никогда не пишу что-то специально. И актуальность книги лишь совпадение. В основу легла проблема, о которой долго не решалась писать. Обычно над книгой я работаю один-два года. Эту книгу написала быстрее, так как большая часть материала у меня уже была. Что хотела донести до читателя? То, что иногда мы можем попасть в тупик, и от этого никто не застрахован. Да, нелегко смириться, да, хочется идти дальше, к своим мечтам и планам. Но тут главное – понимать, что из тупика есть лишь один выход: идти назад и искать новую дорогу.
— Героини – это реальные персонажи?
— В большинстве своем вымышленные. Но думаю, в каждом герое все же есть частичка меня и моего окружения.
— Как вы продвигаете свои произведения?
— Все происходит само собой. Когда вышла книга «Вторая жена», я и подумать не могла, что она станет такой популярной.
— Насколько мне известно, вы по образованию юрист. Как удается связывать труд писателя и юриспруденцию?
— Я живу в Махачкале, училась в Москве. Окончила юридическую академию, хотя еще на первом курсе поняла, что юристом не хочу быть, всегда тянуло к творчеству. Пишу сколько себя помню. Еще в школу не ходила, а стишки сочиняла. Студенческие годы остались для меня в рассказах «Экзамен», «Маньяк», «Утро добрым не бывает». Свою первую книгу я издала на первом курсе. Она называлась «Цена свободы» и рассказывала о фантастических приключениях молодой девушки.
— Первое опубликованное произведение — повесть «Рубин». Вспомните, какой отклик оно вызвало у общества?
— Ее опубликовали в журнале «Гений». Помню, как я переживала, сомневалась, стоило ли вообще показывать ее людям. Как-то журнал попал в руки директора дагестанского издательства Магомед-Расула Расулова. Помню, он говорил, что читал мою повесть до трех утра и до того проникся, что у него даже поднялось давление. Я просто не верила своим ушам! А он уверенно сказал: «У тебя большое будущее, ты прославишь наш Дагестан. Только обещай, что не бросишь писать и не зазнаешься». Он издал мою первую книгу. И был рядом на моей первой презентации. До сих пор не могу поверить, что его больше нет с нами. Я и сегодня стараюсь поступать, как он велел.
— Вы пишете для взрослых, почему не для детей?
— Возможно, потому, что никогда не чувствовала себя ребенком. Я была старшей в семье, и на мне лежала ответственность за младших.
— Эльмира, а что для вас значит писать?
— Что для меня значит писать? Всё! Я не могу представить себя без книг, без творчества. Раньше на моем столе лежали листы, на которые я записывала свои мысли в течение дня, иногда даже ночью вставала и заносила в блокнот. Кстати, очень интересно перечитывать наспех записанные мысли. Что-то так и остается на бумаге, а что-то может стать основой нового произведения. Сейчас веду заметки в телефоне, их в нем сотни!
— Выходит, что книга начинается с записей в «сакральном» блокноте? Как вообще происходит написание книги?
— С идеи и огромного вдохновения. Садишься, пишешь первую страницу. На следующий день перечитываешь ее, вносишь изменения, настраиваешься и пишешь вторую. Через пятьдесят дней тебе уже надо перечитать пятьдесят страниц, прежде чем продолжить писать. И постоянно что-то корректируешь, добавляешь, убираешь. Но самое главное – чувствовать настроение книги. Если тебе надо написать о тревогах главной героини, а у тебя потрясающее настроение и хочется петь – ничего не выйдет. Твое настроение должно соответствовать.
— Есть любимое время суток для работы, любимая музыка? В общем, все те творческие фетиши, которые помогают музе прилетать как можно быстрее?
— Музыку я не слушаю, она только отвлекает. Хорошо писать вечером, в тишине. Если говорить об объеме, то в день я могу написать максимум одну страницу.
— А как вы продвигаете свои произведения?
— Я не знаю, как ответить на этот вопрос. Все происходит само собой. Когда вышла книга «Вторая жена», я и подумать не могла, что она станет такой популярной.
— С какими главными трудностями сталкиваются современные молодые писатели?
— Главные трудности кроются в нас самих. В первую очередь, это страх. Хорошо, когда близкие поддерживают тебя. Но самое главное — вера в себя.
— У вас есть рассказы, которыми вы гордитесь особенно? Или которые дались «с потом и кровью», что запомнятся навсегда?
— Мои любимые рассказы — те, что я написала на одном дыхании с первой до последней строчки. И таких у меня только два: «Вывести из равновесия» и «Вторая жена». И именно эти два рассказа получили самую яркую оценку. Рассказ «Вывести из равновесия» победил пять раз! Последняя победа была самой неожиданной для меня – я стала обладательницей международной русско-английской литературной премии. Эта новость просто перевернула мою жизнь с ног на голову.
— Вы так легко и просто рассказываете о литературном творчестве, можно решить, что это вполне себе легкое занятие. Но это ведь не так, мы-то, журналисты, это знаем. Интересно, как вы преодолеваете трудности кризиса? Случались такие моменты, когда ни строчки написать не получалось?
— Да, был период, когда я не могла писать. И он длился два года. Мне казалось, будто я ослепла. Я брала лист бумаги и могла полдня просидеть над ним. Было ужасно, до сих пор страшно вспоминать. Думаю, это время показало, как важны для меня книги и как я люблю то, чем занимаюсь. Порой бывает нелегко настроиться, но работать над книгой уже стало моей привычкой. Идей обычно полно, их больше, чем возможности написать о них. Часто спрашивают, что меня вдохновляет. Все вокруг. Иногда это может быть стук дождя по крыше, иногда встреча с близкой подругой. Все, что находит отклик в моей душе, помогает мне творить.
— А как с возрастом меняется литературный вкус?
— Раньше я больше читала современников и любила фантастику. Теперь мне ближе классика. Для меня очень важно, чтобы книга увлекла меня с первых строк. Не люблю философию, психологию. Книга должна быть динамичной, заставлять меня думать, смеяться или плакать, но точно не скучать. К сожалению, в последнее время все меньше времени на чтение книг. Последнее из прочитанного — «Гертруда» Гессе.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Над двумя произведениями одновременно. Такое со мной впервые. Но обе темы так интересны мне, что я просто не могу отказаться ни от одной из них.
Иногда мне кажется, что каждая последующая работа — это как еще один год в университете. Писательский труд для меня — вечная учеба.
Ясмина Алакаева
Читайте также:
Между полькой и лезгинкой. Пани Чьок пишет книгу о Дагестане
Ольга Брейнингер: Из Махачкалы увезу саблю и дружбу
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»:https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta