На этой неделе в Каспийске прошло необычное мероприятие для госслужащих. Необычным оно было потому, что здесь никто не раздавал ценных указаний, не спускал директив сверху, не требовал отчетов за прошлый квартал и даже не упоминал о календарном плане на текущий. Здесь раздавали ценные указания, но исключительно по стилю. Мы не госслужащие, но кто мы такие, чтобы противиться своему любопытству? Поэтому тоже послушали.
Какие силы могли привезти нас из Махачкалы в Каспийск в непредсказуемо резко ухудшившуюся погоду? Конечно, модные. Семинар под названием «Стиль и образ для госслужащих», анонсированный мэрией Каспийска на 6 февраля, обещал, что лекции стилистов Магомеда Халимова и Саины Кубылыевой позволят не только узнать все о дресс-коде, но и «развить чувство вкуса, красоты и умеренности в одежде», – и мы приехали.
В библиотеке имени Фазу Алиевой, где и проходило мероприятие, за столами, сервированными вазами с яркими живыми цветами и белоснежной посудой для чая (все, как мы, эстеты, любим), сидели люди в ожидании новых знаний по стилю. Их было не много, поэтому возник резонный вопрос: где все госслужащие (которых в Дагестане, по ощущениям, чуть ли не половина республики)? Ну, логично: наверное, на госслужбе.
«Для кого-то костюм – это способ заявить о себе, произвести какое-то впечатление, но не для представителей власти. Здесь костюм – это униформа, которая прежде всего должна быть удобной, стильной, лаконичной и практичной. Внешний облик делового человека – это его шаг к успеху», – задала тон происходящему директор ЦБС Каспийска Мадина Темирова, прежде чем передала слово мужскому стилисту-имиджмейкеру Магомеду Халимову. Забегая вперед, скажем: после его лекции нам сразу захотелось поставить памятник мужчинам, которые все это носят.
Никаких рисунков, никаких клеток
Все шло вроде бы неплохо. Но после упоминания о какой-то особенной посадке брюк, о том, что ткань для делового костюма должна создаваться из нитей определенной длины и толщины, и подробностей, что линия длины мужского пиджака не должна находиться выше кости большого пальца спущенной мужской руки, а кость у запястья должна то ли проглядываться из-под рукава рубашки, то ли быть спрятана (мы уже не помним, но, кажется, быть спрятана), хотелось кричать: «Хватит! Выпустите нас отсюда!»
«Добрый день! Всем салам алейкум! Как и ожидалось по статистике, большинство гостей — женского пола», – бодро поприветствовал публику Магомед Халимов и пояснил, что мужчинам более чем в 70% случаев гардероб собирает либо жена, либо помощник. «То есть настолько пока еще не развита культура внешнего вида, ухода за собой и дресс-кода, о котором мы будем говорить», – посетовал мужской стилист-имиджмейкер.
Спикер рассказал, что сегодня дресс-код упрощается во многих сферах, кроме самого высшего звена, где его игнорирование недопустимо.
«В последнее время было много онлайн-совещаний, которые постоянно показывали в новостях, и если убрать там лица, практически все выглядели одинаково – очень ограниченный выбор в цветах, сдержанные сочетания, потому что на этом уровне игнорировать правила нельзя»,
– рассказал стилист.
Глобально мужской дресс-код на сегодняшний день делится на три направления: business, casual и вечерний, — перечислил спикер.
«Первое направление – это business, это то, что тяжело игнорировать, чего нельзя не придерживаться. Casual – повседневная элегантная полуклассика, что-то между бизнесом и спортом. Это для тех людей, которые никак не зависят от дресс-кода. Третье – вечер, история про смокинг. Это не то, что нам сейчас нужно», – сообщил стилист и предложил остановиться на первых двух направлениях и том, что между ними.
«Если вы заметили, сейчас можно встретить человека в классическом костюме и в кроссовках. Еще пять-десять лет назад это было дико. Даже сейчас это в некоторых ситуациях дико, но кому-то это видится модным», – сказал имиджмейкер, предваряя разговор о business traditional – самом строгом дресс-коде для мужчин.
Рассказывая о множестве нюансов, бесконечных табу в мужском деловом стиле, Магомед Халимов в своей презентации предлагал разобрать гардероб как строго соблюдающего дресс-код мужчины, так и совершающего ошибки.
«Самым строгим, самым статусным цветом здесь считается синий и темно-серый. Если мы посмотрим на выступления большинства президентов – это практически всегда синий костюм. Никаких рисунков, никаких клеток, классический крой, две пуговицы, все понятно, все очень строго, – начал вдаваться в детали стилист. – Что касается рубашек, белый цвет всегда в приоритете. Даже бледно-голубой, сдержанные пастельные оттенки не допускаются. Обувь – синяя, коричневая и черная. В сочетании с синим или серым костюмом это будет очень крутой образ».
Узкий галстук и ужасный воротник
В случае с чиновниками допустимы серый, коричневый, синий и черный цвета костюмов, обратил внимание лектор и предложил разобрать образ, который немного не дотягивает до точного попадания в бизнес-дресс-код. «Если ни у кого нет вариантов, я…» – хотел было начать перечислять ошибки образа стилист, как из зала раздалось: «Рубашка не видна!»
«Да! Это первое – не видно манжеты рубашки. А вот здесь идеально. Вы видите? На сантиметр рубашка выглядывает. И еще второй момент. Может, кто-то ответит. Но на него сложнее обратить внимание», – разжигал стилист азарт в слушателях.
— Количество пуговиц на пиджаке! – предлагали версии люди из-за столов.
— И там, и там их две, – продолжал игру стилист.
— Нижнюю пуговицу не нужно застегивать! – прозвучала еще одна версия.
— А она здесь не застегнута, – обратил внимание стилист.
— А, да? Просто отсюда не видно, – с сожалением констатировали женщины.
— Брюки короткие!
— Нет.
— Кармашки?
— Галстук?
«Кто сказал галстук?! – просиял стилист. – Да, совершенно верно! У брюк здесь минимально допустимая длина. Если бы там были видны носки, это уже было бы недопустимо.
Что касается галстука. Узкий галстук – это вообще история не про классику изначально. Узкий галстук – это уже устаревший модный тренд. Есть самое простое правило, как правильно подобрать галстук к классическому костюму. Галстук приблизительно должен по самой широкой своей части равняться ширине лацкана». (Господи, и тут мы осознали, что никогда не произносили слово «лацкан» вслух.) «Здесь мы видим очень узкий галстук и костюм Tom Ford, у которого не может быть узкого лацкана. И в принципе хороший классический костюм не может быть с очень узким лацканом под такой галстук. Это очень грубая ошибка».
Далее аудитории было предложено разобрать еще один классический образ с двумя ошибками, одна из которых, по словам лектора, явная.
— Есть у кого-нибудь мысли? – обратился он к слушателям.
— Воротник! – послышалось из глубин одного стола.
«Вы занимаетесь одеждой?! – снова просиял стилист. – Да! Здесь ужасный воротник! Это признак плохой и, может быть, даже дешевой классической рубашки. Потому что в случае, когда рубашка под пиджак надевается с галстуком, воротник рубашки не должен заходить под лацкан». (Господи! Снова это страшное слово!) «Даже визуально это смотрится очень безобразно», – сказал спикер и показал хороший образец. «Вот два случая с крутым воротником, с очень хорошими рубашками», – продолжил лектор и посетовал на то, что в Махачкале, да и в Каспийске тоже, очень сложно найти хорошую рубашку по адекватной цене, которая была бы с правильным воротником:
«Есть два-три бренда люксовых, «президентских», с очень дорогими рубашками, а среднего сегмента рубашки могут быть из хорошей ткани, хорошего качества и пошива, но с воротником почему-то не ладится у производителей».
Бизнес с послаблениями и свои хотелки
Стилист перешел к рассказу о стиле casual и его разновидностях от business casual, самого близкого к официальному дресс-коду, до smart casual.
«Business casual – это уже более расслабленный вид, но тоже обязательно костюмно-пиджачная история», – предупредил Магомед Халимов.
«Здесь, допустим, нестрогий костюм, еле заметные клетки, полоски, непарное сочетание брюк и пиджака. Здесь можно появиться без галстука и также можно заменить рубашку на трикотаж», – продолжал рассказывать стилист и посетовал, что многие сегодня пытаются модные тренды совместить со стилем business casual, но делать этого категорически нельзя, предупредил стилист.
«Некоторые хотят вписать какие-то свои хотелки, трендовые истории в business casual. Но это уже убирает приставку «бизнес». Здесь недопустимы слишком объемные брюки, оверсайз, одежда с надписями и логотипами – это в целом устаревшая история. Также здесь недопустимы классические джинсы, но допустимы брюки из вельвета, однотонные брюки из хлопка. Это «бизнес» с послаблениями», – констатировал он.
Мы уже устали (думаем, вы тоже), но продолжим свой (уже более беглый) пересказ. Стилист перешел к smart casual, максимально расслабленному образу, который изначально считался пятничным дресс-кодом во всех крупных компаниях.
«Это послабление, когда менеджер может снять галстук, прийти не в костюме, в каком-то непарном сочетании, здесь уже допускаются джинсы, но джинсы максимально близкие к классике – однотонные темные модели без акцентов, рубашки в еле заметную клетку или полоску, вельветовые брюки и пиджаки. Позволяется замшевая обувь, допустимы вельвет и чиносы». («Господи, что такое чиносы?!» – подумали мы, но погуглили и успокоились: хлопковые брюки). «Допускается ношение костюмов со сложной клеткой, с более заметными рисунками и узорами. Но цвета остаются близкими к самым солидным оттенкам», – предупредил стилист.
«Раньше было все очень строго и четко. В последнее время произошло смешение стилей. Компании стали мягче относиться к дресс-коду. Стал меняться сам дресс-код. Некоторые компании могут месяцами не видеть своих сотрудников, а в чем он там работает, уже никого не заботит», – сообщил спикер. Также он рассказал о кедах, которые стали очень популярной обувью, поэтому часто ими не гнушаются даже чиновники в костюмах, и привел в пример красавца-мужчину, несбыточную мечту всех женщин мира, мэра Тбилиси Каху Каладзе.
«Он идет в кедах, а сзади все в костюмах»
«Я не успел добавить сюда фотографию. Возможно, вы слышали. Мэр Тбилиси Каха Каладзе. Он считается самым стильным политиком мира. Это бывший футболист, он прожил большую часть жизни в Италии. Очень модный дядя, и он может, например, выйти на какое-то мероприятие в своем городе в кроссовках Adidas, в костюме и галстуке, то есть он максимально ломает все стереотипы, – начал спикер обстоятельный анализ стиля Кахи Каладзе. – Он иногда бывает в классической рубашке, в классическом пиджаке, но у него могут быть объемные штаны, больше напоминающие спортивки, какие-то кеды. Это становится нормой, но только для тех, кто не может себе этого позволить. Он позволяет себе это, потому что это часть его имиджа с точки зрения позиционирования и пиара самого себя. У него очень большая поддержка молодежи, он бывший профессиональный футболист, в целом легенда Грузии, и за счет этого он использует свой стиль немного иначе, хотя вся его команда всегда бывает в классических костюмах. Он идет в кедах, а сзади все в костюмах. Кеды, белая подошва – плюс ко всему там отсутствуют носки – надо понимать, не вписываются в историю про формальный стиль», – резюмировал анализ стиля мэра Тбилиси стилист.
В общем, всем мэрам – нежелательно так ходить, но Кахе Каладзе – можно.
Стильный ликбез Магомеда Халимова завершился рассказом об алгоритме восприятия человека окружающими, который начинается с оценки общего силуэта и завершается вниманием к рукам и ногтям. «Это такой момент, когда нужно постараться, чтобы негативное впечатление осталось», – пошутил стилист, но сидящие рядом женщины зашептались: «Поэтому мужчины сейчас и педикюр больше нас делают, и маникюр…»
«Ну, круто?» — «Да, очень красиво!»
Стилист-имиджмейкер Саина Кубылыева рассказала о дресс-коде для женщин: white tie, black tie и business traditional.
White tie по праву считается самым строгим, но и самым роскошным дресс-кодом, предназначенным исключительно для вечерних мероприятий. Это про длинные платья, перчатки, фраки, диадемы и тиары (если вы королевская особа). Black tie – это тоже вечерний дресс-код, но не настолько, что называется, «на богатом». Он предназначен для свадеб, концертов, премий, театральных премьер и т. д.
Говоря о деловом стиле для женщин, спикер отметила, что не нужно считать его скучным и унылым, и, даже одеваясь строго, можно выглядеть женственно, но есть ряд строгих табу: укороченные жакеты, носки, юбки и платья выше колен, декольте, яркий макияж, крупные украшения, юбки-плиссе, обувь с открытым носом, чулки в сетку… В остальном – все, как у мужчин, с градацией от очень делового стиля до пятничного с некоторыми допустимыми послаблениями.
Эталонными для создания делового образа можно считать юбку-карандаш, платье-футляр, обувь на каблуке, классическую блузку и приталенный жакет. «Любимый мною оверсайз тоже немножечко сдает позиции. Тренд 2024 года – это женственность», – сообщила стилист.
«Вы в таких платьях, жакетах и юбках-карандашах будете выглядеть очень женственно, очень презентабельно», – комментировала спикер, демонстрируя разные образы, и… тоже просила аудиторию указать, где допущена ошибка.
«Что здесь лишнего на картинке вы видите? Что здесь приемлемо и неприемлемо?» – задала вопрос стилист. Оказалось, что серьги броские, юбка не та, много лишних деталей. «У делового костюма принцип такой – не говорить лишнего», – подчеркнула она.
Рассказывая про пятничный, расслабленный аутфит, спикер дала рекомендации накинуть поверх блузки свитер или дополнить образ жакетом в бежевых оттенках. «Ну, круто?» – поинтересовалась она у слушателей.
«Да, очень красиво!» – раздалось из-за стола.
«Необязательно носить все темное, необязательно носить все черное. В светлых оттенках тоже можно выглядеть очень круто», – поделилась своими знаниями стилист и рекомендовала разнообразить свой гардероб деловой женщины интересными сумками, часами, яркой обувью и другими фишками.
«Он слишком дерзко здесь смотрится»
«Как вам? Вот, мне кажется, эталон женственности. Не будем забывать, где мы живем – в Республике Дагестан. Вот так может выглядеть любая девушка. Здесь есть один лишний элемент. Я думаю, что все быстренько угадают, что это», – сказала лектор, демонстрируя образ девушки в белой блузке и длинной черной юбке.
«Чокер!» – мгновенно угадали женщины. («Ошейник!» – начал кто-то обсуждать.)
«Чокер! Да! Он здесь все портит. Он слишком дерзко здесь смотрится. Если бы не было чокера, то вполне себе отличный выход», – осталась довольна правильным ответом аудитории стилист.
Дальше были загадки с ошибками в образе в виде поясной сумки и укороченных брюк (светить щиколотками в офисе – табу!)
«Может, кто-то что-то хочет спросить?» – обратилась к аудитории стилист.
«Я вот хотела спросить, – раздалось из зала. – А национальные элементы вы не учитываете? Мы за сохранение своей национальной культуры, а у вас я ничего не увидела». В этот момент один из мужчин, сидевший за противоположным столом, начал громко аплодировать. В зале раздался смех.
«В настоящее время я перебираю гардероб. Здесь уже что-то не застегивается, здесь жирок видно… Поэтому дайте совет, что нам делать, полненьким, стареньким». В зале снова раздался смех и шутка: «Услуга платная!»
«Смотрите… я могу вам предложить личную консультацию. Безвозмездно, – посмеялась в ответ стилист. – Что вы имеете в виду? Вам не понравилась длина? Или для вас это слишком «Запад»?» Женщина пояснила, что «мы – национальная республика» и ей хотелось бы, чтобы национальная культура нашла отражение в современной, даже офисной, одежде, пусть хотя бы в каких-то деталях. «А у нас ориентировано все на Запад. На Центральную Россию, я скажу так», – резюмировала женщина.
«Ну, мы Россия и есть, – продолжила этот диалог стилист. – Поэтому основная история дресс-кодов – это именно соблюдение вот таких строгих элементов. Здесь можно, конечно, внедрить и платки, разбавить образ. Можно добавить и какие-то национальные истории – небольшие национальные сережки, например. Это, безусловно, можно сделать», – успокоила лектор свою визави.
Завершая свое выступление, стилист дала совет, как делать не нужно: «Ну и последнее. Самое важное. Если вы приходите в офис в чулках и мини-юбке, то ваша одежда однозначно не говорит о ваших менеджерских качествах, она рассказывает о вашем желании устроить личную жизнь, указывает на определенную вашу манерность и невоспитанность». И получила в ответ аплодисменты.
Бэла Боярова