В минувшую субботу музеи дагестанской столицы присоединились ко Всероссийской акции «Ночь музеев». «Молодежка» задалась целью посмотреть дефиле женских национальных костюмов «Дагестанском ауле» и дефиле «Платок горянки» в музее изобразительных искусств. Как прошла эта «ночь» – читайте в нашем репортаже.
«Итак, пожалуйста, музыку!»
Вообще, этот текст хочется начать с дисклеймера: музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» располагается в двух зданиях – помещениях на углу Буйнакского и Дахадаева, а также в знаменитом «доме с атлантами», там же, где и нацмузей. Это необходимо знать, чтобы в случае чего не зайти, как говорится, не в ту дверь. У входа в музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» нас встретила компания юношей с кумузами, а внутри – много элегантных женщин.
– Подскажите, пожалуйста, а дефиле где будет? – спрашиваем у мужчины, разруливающего обстановку на месте.
– Дефиле скоро будет. Скоро начнется. Переодеваются сейчас, готовятся, – охотно поделился информацией мужчина.
Проходим в зал номер один, на который указал наш собеседник.
– По ковру не ходите! – просит женщина, судя по всему, школьный педагог, сопровождавшая своих учениц. Вокруг идут приготовления. Молодая девушка в костюме кубачинки расслабленно сидит на стуле с вензелями, больше напоминающем трон королевы гор, если б у нас она была.
– Что-то я зрителей не вижу, – раздается в общей суматохе среди организаторов.
– Сейчас давайте соберем! Давайте встанем все в круг! – вызвался помочь создать массовку инициативный мужчина, тот самый, у кого мы спрашивали про дефиле.
Заместитель гендиректора музея Ирина Хайбулаева поздравила собравшихся со Всероссийской акцией «Ночь музеев» и передала огромный привет от руководителя Зумруд Сулеймановой, которая в это время находилась на форуме в Казани.
«Сегодняшнее мероприятие мы начинаем с дефиле традиционных костюмов народов Дагестана, которое представляют нам студенты технического колледжа имени Ашуралиева и руководитель Серова Татьяна Михайловна»,
– сообщила она, прежде чем передать слово Татьяне Серовой.
«Я бы хотела начать с цитаты Елены Николаевны Студенецкой, известного кавказоведа, которая сказала, что Кавказ – это одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью, обилием украшений; традиционный костюм передается из поколения в поколение, – продолжила Татьяна Михайловна, предваряя дефиле своих подопечных. – По его покрою, декору можно определить, где живет человек, носящий его. Итак, пожалуйста, музыку!»
«Первый костюм – даргинский. Селение Кубачи… Следующий костюм – акушинский. Селение Балхар… Я хотела бы отметить, что это все стилизованные костюмы, выполненные нашими студентами», – комментировала происходящее на «подиуме» руководитель.
По очереди выходили девушки в костюмах балхарки, андийки, кумычки, терской казачки… «Все вы знаете, что балхарский костюм славится именно декором в области груди, в передней части туникообразного платья. Никто не задумывался, почему украшали именно нагрудную часть и нижнюю часть по рукавам? Когда женщина проходила в этом платье, она отпугивала духов. Эти металлические украшения имели магическое значение», – подробно останавливалась на каждом образе Татьяна Серова.
Суета, шашлычный дым и студенческое закулисье
Дефиле длилось недолго, и после него зрителям было предложено послушать другое представление – музыкально-поэтическую композицию «Бахчисарайский фонтан» в исполнении студентки второго курса факультета культуры ДГУ.
«Сорочка легкая спустилась с ее прелестного плеча…» – доносилось с импровизированной сцены, а в коридоре в это время, как принято говорить в Дагестане, была суета.
Кто-то вел серьезный диалог о допустимой влажности и состоянии здания, в котором все это происходило:
– А что еще здесь есть?
– Министерство сельского хозяйства.
– А-а-а, да?
А кто-то – разыскивал своих студентов, которым предстояло выступать.
– Мухаммад где? – спрашивала педагог у остальных.
– Ушел.
– Куда ушел?! Скоро все начнется. Мы сейчас начинаем свою программу!
Давайте! Соберитесь!
– Время еще есть?
– Нет времени!
…
– Карнизы красивые сохранились… – продолжался чей-то диалог о судьбе здания.
…
В коридоре царили вайбы закулисья какого-нибудь смотра студенческой самодеятельности. Педагоги разыскивали недостающих участников ипризывали попавшихся под руку немедленно их найти…
– «Ночь музеев» называется мероприятие! Нет! Не юбилей Сулеймана Стальского! – одна из педагогов пыталась донести до своих подопечных суть происходящего.
Из седьмого зала доносилась игра на музыкальных инструментах.
– Татьяна Михайловна, до свидания!
– Все, давайте, в понедельник две пары! – донесся до нас диалог отстрелявшихся студентов колледжа имени Ашуралиева с их руководителем.
– Давай быстрее! Что? Ничего не знаю! Мне сказали, чтобы ты была здесь как штык! – уговаривала девушка кого-то по телефону немедленно явиться сюда.
– …
– Давай-давай, пожалуйста!
В конце коридора преподавательница красивым, мелодичным голосом напевала своей студентке какую-то песню.
– О, так красиво! – восхитилась благодарная слушательница.
…
– Не могли бы вы одолжить свой халат после выступления?
– Я?! Это не халат, это юбка с кофтой.
В коридоре продолжалась суета, а в зале номер один – декламация каких-то произведений (возможно, все еще «Бахчисарайского фонтана», но это не точно), которых в общем гуле толком не было слышно.
Тут нас обдало чьим-то бронебойным парфюмом – благо было открыто окно во внутренний двор, где, по ощущениям, собралось полгорода и тоже царила суета: бариста разливал кофе по стаканчикам, остальные – продавали сувенирную продукцию.
Оставаться здесь больше не хотелось, а до следующего дефиле – теперь уже платков в музее изо – оставался час.
– О! Сюда голову можно вставить?! – удивлялся страж порядка в предбаннике музея, комментируя большой плакат балхарки с отверстием для головы.
После приема духовной пищи необходимо было проветриться. Проветриваться пришлось по окрестностям Буйнакского, пропахшим шашлычным дымом и «Баккарой».
На многолюдной улице за две минуты у нас успели спросить, как вызвать сюда такси, и попросить телефон, чтобы кому-то позвонить.
– Давай без слез! Тебе не понравилось, что мы забрали тебя погулять? – пыталась призвать к конструктивному диалогу свою внучку бабушка.
На Родопском бульваре (или как его сейчас нужно называть?) происходило что-то, напоминающее ярмарку изделий народных художественных промыслов.
– Давай маме выберем что-нибудь? Какое-нибудь серебряное кольцо. Крупное.
– Серебряное?
– Да.
– Крупное ей не подойдёт. Давай голубое что-нибудь выберем под цвет ее глаз.
Мальчик, стоявший у балясин с двумя дрессированными (как он сказал) голубями,охотно поделился с нами подробностями из их жизни, рассказал, что сейчас они сонные – один вообще засыпает на ходу, а другой еще ничего. Сонные голуби в этот момент, на минуточку, находились на работе. Одна фотография – сто рублей, сообщил мальчик.
«Чем-то пахнет здесь!»
В 20:00 в Дагестанском музее изобразительных искусств им. Патимат Гамзатовой должно было начаться дефиле «Платок горянки», показ авторской коллекции платков дизайнера Калимат Омаровой в рамках акции «Креативная среда».
Музей изобразительных искусств сразу с порога ослепил едким запахом лакокрасочных изделий. Увидев лица в фейс-арте и работающие мастер-классы, сначала показалось, что, возможно, поэтому так специфически пахнет, но нет – ремонт.
Здесь были взрослые одни и пришедшие с детьми. На первом этаже собралось немало народу.
– Это хризопраз, – рассказывал кому-то из посетителей мужчина, выставивший здесь на продажу серебряные украшения.
Время 20:11. Дефиле платков еще не началось. Здесь было более богемно. Среди посетителей были замечены экс-директор Аварского театра Магомедрасул Магомедрасулов, художники Наталья Савельева и Магомед Дибиров… Сотрудники музея были приветливы и улыбчивы. В зале появилась и сама Салихат Гамзатова, которая подошла к знакомым гостям и после смол-тока, посмеявшись, пригласила кого-то на чай: «Заходите, чай попьем!»
От паров краски уже пощипывало глаза. Хотелось посмотреть платки и уже идти. Дефиле прошло быстро. На лестнице, с которой спускались девушки в платках, стояла и сама Калимат, представлявшая свои модели.
В толпе периодически звучало: «Чем-то пахнет здесь!», «Так пахнет!», «У вас свежая краска?»
– Всё у них?
– Вроде да, – послышался диалог уходящих. Мы знали, что это не всё, но тоже решили поскорее уйти, спасая себя от интоксикации.
Бэла Боярова
Другие материалы этого автора