Январь разгоняет год, он полон планов и надежд, но всегда разных. Это видно, если взять и сравнить начало года разных лет, провести мостик между прошлым и настоящим. В этой публикации мы попробуем подчинить себе пространственно-временной континуум и проехаться на машине времени по январям прошедших лет, чтобы вспомнить, что волновало журналистов «Молодежки» в первый месяц года.
Для начала стоит отметить, что повестка января — это не только про планы. Как ни крути, а от ее величества жизни никуда не деться, а значит, как и любой месяц, январь – это тоже про события. Какие-то события — мелочные, другие — судьбоносные. Оглядываясь назад, мы имеем полное право так говорить. Что-то, спустя годы, актуально и сейчас, другое так и осталось на страницах истории.
Журналисты в суде, лучший город на земле и Сталин
Ну вот, для сравнения: 2002 год, к примеру, для «Молодежки» начался с суда. Газета выиграла суд у комиссара махачкалинского отделения национально-большевистской партии Игоря Бойкова, который оскорбился на то, что в нескольких публикациях газеты национал-большевики (или нацболы, как они сами себя называли) сравнивались с фашистами.
В первом же номере газеты главред «Молодежки» Гаджи Абашилов написал колонку «Ностальгия по тирану», в которой выразил возмущение по поводу слухов о якобы предстоящем установлении памятника Сталину в Махачкале. Развернулась целая полемика. Ему парировал первый секретарь махачкалинского горкома компартии России Тагир Муслимов, который свел мысль к тому, что это не ностальгия по тирану, а ностальгия по возрождению страны. А чуть позже уже скульптор Виктор Чигирик также высказался на тему: взяв за руку читателя, он «прошелся» по всем улицам дагестанской столицы и указал, где Сталин (в той или иной форме) наблюдал за жизнью махачкалинцев. Возникал вопрос, а меняет что-то в жизни, трудоспособности и честности местных жителей наличие памятника государственному деятелю или дело только в памяти? Вопрос, который можно задать и сегодня.
Как сейчас интерпретировать события прошлого? Взять ту же самую Махачкалу, которая сегодня утопает в коммунальных проблемах. А 18 января 2002 года город Махачкала получил орден Петра Великого за «выдающиеся заслуги перед Отечеством, способствующие процветанию, величию и славе России». Награду, кстати, получал мэр столицы Саид Амиров из рук президента общественного фонда РФ «Лучшие менеджеры новой эпохи» Виктора Засыпко. Вот такой вот привет из прошлого.
Город, который получал награды, – сегодня буквально задыхается. И насколько смешными сейчас выглядят подобные награды и рейтинги. Время все расставляет по своим местам.
Другой вопрос, который сейчас выглядит выигрышно: чиновников больше не отстреливают. А, к примеру, 22 января 2002 года вписан в историю столицы республики черными буквами – убиты вице-мэр Махачкалы Ахмед Алиев и его супруга.
«Может быть, еще не поздно остановиться…»
Иногда кажется, что Дагестан не существует без новостей, а судьбы некоторых земляков – готовый сценарий для фильма. В январе 2003 года аварская певица Айшат Ахмедова в интервью «Молодежке» вспоминала покушение на нее. Предыстория такова: в 2002 году в ее квартиру ворвались бандиты, убили ее мать. Нанесли тяжелое ранение самой Айшат. С перерезанным горлом ей пришлось выпрыгнуть из окна третьего этажа.
«Перевязав, он уложил меня в позе сидящей на коленях, стоя сзади, поднял за волосы мою голову и ножом перерезал мне горло. Потом медики установят, что он перерезал мне трахею, пищевод, мышцу и голосовые связки. Пошла кровь, я услышала какой-то ужасный, клокочущий в моем горле звук. Потом я вспомнила, что этот же звук я слышала, когда находилась рядом с бараном, которого резали для какого-то праздничного мероприятия.
Он для верности резко крутанул мою голову руками, бросил меня, истекающую кровью, на пол и сверху накрыл подушкой. От шока я не шевелилась и только мысленно взывала о помощи к Аллаху. Он ушел к своему сообщнику на кухню, и оттуда я услышала ужасный крик матери, поняла, что убивают и ее.
Это как-то вернуло мне силы, я вскочила, закрыла свою рану каким-то платком, стараясь не шуметь, закрыла и заперла на щеколду дверь в комнату, в которой он оставил меня. Потом я подошла к окну…»
А еще в одном из январских номеров того года дагестанцы выражали свое мнение по поводу начала военных действий США в Ираке.
К примеру, вот слова домохозяйки П. Рабадановой: «Жалко, что опять из-за политиков будут умирать простые люди. Может быть, еще не поздно остановиться и договориться как-то по-другому, чтобы не началась война».
Глядя на то, что сейчас происходит в мире, хочется повторять слова Рабадановой как мантру. Вот только толку-то…
Личная трагедия, проспект Насрутдинова и классификация ваххабитов
Январь 2004 года – очень насыщенный. Это находит свое отражение на страницах нашей газеты.
13 января председателем Союза писателей был выбран аварский поэт и публицист Магомед Ахмедов. Он проработает в этой должности до самой своей смерти в 2023 году, а его сын, журналист Мурад Ахмедов, после посвятит не одно трогательное стихотворение своему отцу.
28 января в газете выйдет интервью президента ОАО «Дагсвязьинформ» Ахмеда Захарова, где он расскажет свою версию гибели его сына.
«Вопреки официальной версии я убежден, что Курбан был убит. В пользу этого свидетельствуют факты. Человеку достаточно 16-20% углекислого газа в крови, чтобы он перестал дышать и умер. У Курбана же обнаружили более 70%. Он что, продолжал дышать, умерев? Или ему умышленно ввели в организм такое количество? Во-вторых, поза, в которой он находился, когда его обнаружили, встречается разве что в одном случае из миллиона, если умирают естественной смертью. Кровь на лице, следы на горле, разбитый затылок также подтверждают черную версию», — скажет он.
Он пока не знает, но впереди его ждет отстранение от должности, суды, предательство и смерть.
Еще одно интервью – с министром сельского хозяйства и продовольствия Дагестана Умалатом Насрутдиновым. Интересный момент, когда главред газеты спрашивает у него, каково это — ехать на интервью по улице, названной в честь его отца? Ответ в духе: испытывает гордость и ответственность. Напомним, что проспект Насрутдинова назван в честь Ильмутдина Насрутдинова, участника Великой Отечественной войны, Героя Социалистического Труда и обладателя таких наград, как орден Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени.
Вообще, богатый месяц на разного рода беседы. К примеру, Азизбек Черкесов опровергал слухи о том, что должность руководителя Управления Госнаркоконтроля России по РД получить ему помог односельчанин Сулейман Керимов. А Мухаммад-Нури Османов, лауреат Госпремии РФ, ученый, профессор и доктор наук, в разговоре с журналистом газеты классифицировал ваххабитов.
В хадж на автомобиле, Кадыров и Сталин (опять)
В 2005 году Сталин снова — инфоповод. Причины две: желание КПРФ отметить 125-летие Сталина, а также мнение на этот счет все того же скульптора Виктора Чигирика. Журналисты «Молодежки» Гаджимурад Раджабов, Шамиль Абашилов и Альберт Мехтиханов на автомобиле отправляются в Мекку для совершения хаджа. Их пути и впечатлениям будет посвящено сразу несколько публикаций.
«Манера поведения иранских водителей на дорогах также весьма своеобразна: они просто не соблюдают никаких правил. Но так как каждый ждет это от другого, больших проблем не возникает (кроме гостей страны). Такая вот вежливая беспорядочность вместо строгого соблюдения правил. Возвращаясь к 25-летней форме правления с акцентом на шариат, отметим низкий уровень криминала в стране. В Иране вы можете оставить автомобиль, не заперев его, и быть уверенным, что он не исчезнет. Женщины бойко передвигаются по улице поздно вечером, не опасаясь, что их оскорбят или унизят. Мы практически не видели полицейских в городах страны. Похоже, что у них в самом деле мало работы», — говорится в одном из очерков.
Президент «Анжи» Магомед-Султан Магомедов отправится в Самару поздравить Гаджи Гаджиева и «Крылья Советов» с третьим местом в чемпионате России по футболу.
А Госсовет выдаст реакцию на нашумевший вояж Кадырова на территорию Дагестана.
Покушение на Большого Махача, борьба за Каспийск и снежный плен
А 2006 год начнется с того, что Магомед «Большой Махач» Магомедов, будучи еще главой Гергебильского района, рассказывал редакции о покушении на него. В результате – погиб его племянник, который сел за руль автомобиля Магомедова. Преступники подумали, что машиной управляет чиновник, и открыли огонь. По авто было выпущено 87 пуль.
Что еще? Толбоеву – 55 лет, а и. о. начальника Управления Федеральной миграционной службы РФ Раджаб Абдулатипов рассказывал о миграционной политике. Впереди чиновника ждали большие изменения как в профессиональном, так и личном плане.
Еще один твист, который хочется отметить. Один из январских номеров газеты выходит с заголовком на первой полосе: «Унесенный ветром. Утомленные солнцем. Униженные дождем. Занесенные снегом».
Попросту говоря, все 33 несчастья, с которыми будет жить Махачкала и которые с годами будут только расти в геометрической прогрессии.
Кстати, о снеге. В январе уже 2007 года в газете выйдет материал о трех селах Казбековского района (Иманалиросо, Артлух, Ахсу), которые оказались на 2,5 месяца оторванными от остального мира. С ноября 2006 года из-за сильных снегопадов туда можно будет добраться только вертолетом. Высота сугробов достигала двух метров.
В Каспийске в это время разгорались страсти вокруг кресла мэра города – им тогда был Джамалудин Омаров.
«Отдельная группа людей под руководством предпринимателя Магомеда Абакарова, или, как его иногда называют, «делового Маги», пытается, по мнению Омарова, дестабилизировать обстановку в городе, посеять раздор среди местного населения, вызвать недовольство действующим руководством. Везде должна быть здоровая критика, считает мэр, а заявлять голословно, что мы распродаем городскую недвижимость, — просто недостойно».
Напомним, что Омаров сохранит своей пост вплоть до 2015 года.
Помните покушение на Магомеда «Большого Махача» Магомедова? В январе 2007 года за это преступление к 18 годам будет приговорен глава Кизилюртовского района Абдурахман Гаджиев. Кстати, на жизнь самого Гаджиева тоже несколько раз покушались.
И да, еще одна важная новость, которую мы не можем не упомянуть, – Гаджи Абашилов ушел с поста главреда «Молодежки» и возглавил ГТРК «Дагестан».
«Анжи», крах «Экспресса», покушение на Ахмеднабиева, митинг в поддержку Палестины
Конечно, все прошедшие годы не препарируешь. Они все уникальны и оставили свой след в истории.
Например, в январе 2009 года прошла фотовыставка нашего коллеги Амира Амирова. К сожалению, в 2020 году, после болезни, Амир ушел из жизни.
Также в 2009-м будет приговорен к 16 годам убийца Фарида Бабаева, лидера дагестанского отделения партии «Яблоко».
И, что особенно интересно сейчас, учитывая международную повестку, 16 января 2009 года мусульмане Дагестана провели акцию протеста против израильской агрессии в Палестине. Мероприятие анонсировалось заранее, через СМИ.
В 2011 году, уже, как кажется, не столь далеком, Дагестан жил в предвкушении. Самая обсуждаемая январская новость – Сулейман Керимов купил «Анжи».
Из другого – теракт в Домодедово, 90 лет плану ГОЭЛРО (план электрификации), а также поддержка президентом страны Дмитрием Медведевым создания независимого Палестинского государства.
Как интересны порой круги, по которым ходит мировая история.
Идем чуть дальше и, наверное, на этом закончим.
В 2013 году Гус Хиддинк вовсю орудует в «Анжи». Впереди у команды играют Ласина Траоре и Самюэль Это′О, и кажется, что счастье будет длиться вечно.
«Умер» банк «Экспресс» — у банкоматов очереди, все пытаются снять деньги, но получается мало у кого. Позже большинству вкладчиков в рамках страхового случая деньги вернут. Выплаты начнутся с 1 февраля.
А 14 января произойдет покушение на журналиста Ахмеднаби Ахмеднабиева – машину обстреляют, но журналист не пострадает. По этому поводу Союз журналистов соберет пресс-конференцию. Повторное покушение, к сожалению, пережить не удастся – в июле того же года Ахмеднабиев будет застрелен рядом со своим домом в поселке Семендер.
Тимур Магомаев