Как найти себя на рынке услуг и разрушить «пацанские» стереотипы.
«Жаль, что я уже не молодежь», – шутит Руслан Алиев, соглашаясь на интервью. В свои 32 прошел огонь и воду столичной борьбы за место под солнцем и искренне уверился в том, что работа в сфере обслуживания для дагестанца – дело стоящее.
Родился в поселке Дубки, отслужил в ВМФ России, окончил филиал Санкт-Петербургского университета противопожарной службы МЧС в Махачкале. Успел поработать бурильщиком на трех ГЭС, а в 2012 году приехал в Москву и построил карьеру в «Магните» от кассира до директора магазина.
Сейчас Руслан «отдыхает» в такси и готовится штурмовать иностранную торговую сеть. Первый стереотип о дагестанцах как вечных «опоздунах» был сломан еще до начала интервью – герой прибыл на место на 15 минут раньше меня. Ломать стереотипы он точно умеет.
О строптивой маме, работе на ГЭС и вороватых медведях
Когда строилась Миатлинская ГЭС, в нашем поселке жили, наверное, 80% русских. Мама приехала в Дубки с Украины. Работала поваром в столовой. Папа – бурильщик на ГЭС – говорит, она была высокомерной, пришлось долго добиваться. Однажды подарил часы, за которыми в очереди полгода приходилось стоять, а она их выкинула!
Но все-таки добился ее руки, поженились. Хотя и позже межнациональная семья не жила спокойно – как-то родители поссорились, а мама взяла да увезла нас с братом на Украину, пока отец в командировке был. Не зная языка, папа поехал в Львовскую область мириться. Так и жили между Дагестаном и Украиной, только с первого класса школы нас, детей, перестали надолго там оставлять.
В школе я занимался футболом и отлично бегал. А в 10 классе на ежегодном соревновании по пожарно-прикладному искусству занял второе место в Дагестане, потом и в армии в Калининграде служил в пожарной части.
Но после армии в пожарку устроиться не получилось. Отец бурильщиком на ГЭС работал, стал меня учить. Работа оказалась тяжелой и вредной, но со временем нравилась мне все больше. Представьте: если где-то в туннеле просочится вода, плотина не выдержит и рухнет. Моя задача – вовремя устранять протечку. Интересно и очень ответственно, а иногда опасно. Как-то бурил под плотиной и чуть не затопил все кругом. Инженеры-проектировщики неправильно расписали метраж.
На огромной Богучанской ГЭС, которую мы строили, был на лесосплаве – бревна скидывают в реку, а ниже по течению заказчик их встречает. Там в лесу впервые увидел настоящих медвежат, когда ночью поднялся из туннеля. Они там даже в поселке еду воровали.
Потом был в Таджикистане, на Рогунской ГЭС, на границе с Афганистаном. Учил местных строителей. Местные женщины рассказывали, что мужики бегут оттуда — кто в Россию, кто в Европу. В поселке все продукты привозные, электричество дают с перебоями, вода из-под крана по цвету напоминала кофе. В общем, через три месяца уехал, здоровье не выдержало.
Остановите у «Магнита»
Первое время в Москве было тяжело. Хорошо, что брат уже снял квартиру, потому что в то время дагестанцам арендовать жилье было нереально.
Устроился консультантом в магазин обуви, где на меня все смотрели снизу вверх: «Такой высокий, а работаешь консультантом! Тебе бы в охранники!»
Отношения с руководителями у меня сопровождались ссорами, для них в порядке вещей наорать на сотрудников. К сожалению, это манера общения, которую мне не поменять, только понял я это не сразу. Вот с клиентами общий язык я находил легко, особенно с девушками. Несмотря на то, что у меня был мужской отдел (улыбается). Работать в сфере обслуживания – не зазорно, это точно лучше, чем возвращаться обратно к родителям, потому что «не получилось».
В «Магнит» попал совершенно случайно. Проходил мимо магазина, увидел объявление о наборе сотрудников, сразу пообщался с директором. Там уже работал один дагестанец и хорошо себя зарекомендовал. К нему и отправили на стажировку.
На следующий день я быстро вник в задачи, сел за кассу. Стереотипы, в том числе и у меня в голове, говорили, что «мужчине не место за кассой». Но мне быстро объяснили, что это работа, за которую я получаю деньги, и все как-то встало на свои места. Ведь в Москву я приехал зарабатывать.
Тогда в 2012 году мое поколение только начало перебираться в Москву, в столице в основном были наши отцы и дяди – таксовали либо бизнесом занимались, но в сфере обслуживания, как я, не работали.
От кассира до директора магазина
Работал за кассой, потом продавцом. Дальше мне хотелось доказать свою пригодность на должность директора. Но меня все никак не отправляли на обучение. «Если когда-нибудь станешь директором, ты меня поймешь», – сказала тогда директор. Меня эти слова задели.
Все-таки удалось пойти на обучение, правда, на замдиректора. Через месяц мне дали новый магазин с соответствующей должностью. Я очень переживал – на мне база, персонал, ответственность! Но я справился, за два месяца поднял показатели, навел порядок.
Как-то в наш магазин приехал главный управляющий по Москве, появился как простой покупатель. А я и не знал, как он выглядит. После визита мне позвонил супервайзер и сказал, кто побывал в магазине. Я сразу попросился на собеседование. Когда он спросил, на какую должность претендую, ответил: «На твою!»
В итоге меня отправили на обучение. Параллельно занимался открытием магазина, где и стал руководителем. Кстати, потом на собрании директоров та самая первая начальница видела меня. Думаю, я смог что-то доказать и показать ей.
Профессионализм выше стереотипов
У меня в подчинении был большой магазин со штатом 30 человек. Есть в подборе персонала пара интересных моментов, особенно когда ты сам – «особенный».
Один из замов был в два раза старше меня, русский. Ему очень не нравилось, что им руководит дагестанец, да еще и молодой. Пришлось долго объяснять ему, что это работа, на которой я готов сделать его более профессиональным сотрудником, потому что на данном этапе знаю больше. Что готов помогать, но не пререкаться. Через какое-то время он стал ко мне прислушиваться, сработались, теперь вот тоже директор магазина и без комплексов на тему национальности.
Я прекрасно понимаю, что предвзятое отношение к дагестанцам было, есть и будет. Но сейчас ситуация меняется. Работодатели уже не смотрят на национальность, они смотрят на адекватность. Поэтому нужно адекватное восприятие себя и своего потенциала.
О кризисе
Сейчас в ритейле ситуация поменялась, кризис повлиял на бизнес, ассортимент меняется под клиента и под его кошелек. Если раньше покупатель мог себе позволить дорогие продукты, то сейчас нет, поэтому этой продукции минимум в магазине. В магазине у дома основной контингент – пенсионеры и студенты. Пенсионерам нужно молоко, хлеб, рыбка, курочка, а тинейджерам – чипсы, полуфабрикаты и напитки.
О такси, баранах и умении молчать
В такси я ушел отдохнуть. Здесь живые деньги, много общения, разные люди. У меня нет комплекса из-за смены деятельности из руководителя в таксисты, главная мотивация – заработок. Если дворник получает больше директора, я пойду работать дворником.
В основном в такси мне попадаются начитанные, образованные люди. Как-то даже возил на Рублевку маму и тетю певицы Славы, очень веселые женщины. В конце поездки сказали, что и не думали, что с дагестанцем можно так быстро найти общий язык.
Бывают разные люди. Забирал девушку из аэропорта, машина тогда была на «05» номерах. Она спросила, откуда номера, я ответил: «Дагестан». «Не поеду», – говорит. Что ж, ее право. Спокойно уехал. Зачем кому-то что-то доказывать.
Однажды вез супругов со свадьбы, навигатор завел куда-то в лес, они явно испугались. Я сначала даже не знал, как с ними разговор начать. А тут оказалось, что они на даче, куда мы ехали, начали выращивать дагестанских баранов на мясо. Разговорились, приятно пообщались.
Таксист – своего рода психолог. Бывают люди, которые садятся и не хотят разговаривать. И одна клиентка, когда выходила из машины, говорит:
— Спасибо!
– За что?
– Вы молчали!
Мария Малова
Читайте также:
Шкурный интерес. Корреспондент «Молодежки» взглянула на мир глазами коровы
Банк языков. Как дагестанский программист упаковал слова
Архитектор своей жизни. Как махачкалинка стала доктором наук в Германии
«Таксичное» производство. Махачкалинский таксист о странных клиентах и жадных коллегах
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta