Мастер-чеканщик – о древнем дагестанском искусстве и современности
Огонь и вода, металл и кислота, и снова стук молотка – так начинается утро в маленькой мастерской в селе Цияб Ичичали, что в Хасавюртовском районе. В старинной кузне каждый день мастер Умар Шейхов часами изготавливает медные кувшины. Он один из немногих умельцев, которые хранят и развивают давнее медно-чеканное ремесло ичичалинцев.
Цияб Ичичали – это село переселенцев из горного Ичичали Гумбетовского района. В прошлом веке оно славилось своими мастерами и их кувшинами. Спрос был такой, что делом был занят чуть ли не каждый житель села. Их кувшины были, как сейчас говорят, брендом. В каждом дагестанском доме был не один такой, а несколько – разных форм и размеров. Простые и не очень. Для особых случаев и бытовые.
Кувшины были так важны и нужны, что с этими предметами быта народ связал традиции и обычаи. Форма выдавала и национальность. Они были в приданом у всех дагестанских невест. Кувшин мог рассказать о многом. Например, у родника горцы присматривали себе невесту, и кувшин подсказывал, на кого можно обратить внимание, а на кого смотреть категорически запрещается. Незамужние девушки брали с собой изящный сосуд с утонченным горлышком, замужним полагался кувшин с коротким горлышком.
С годами ремесло превратилось в редкое искусство.
Умар Шейхов придает форму будущему изделию. Рассказывает, что дело было прибыльным.
– Пастух, врач, учитель, директор, продавец – неважно, кто кем работал, а кувшины делали все, – рассказывает мастер. Учиться приходилось шаг за шагом. Придать нужную форму сможет не каждый – годы учений и килограммы испорченного металла. Удар должен быть четкий. Надо быть скульптором, сварщиком и немного ювелиром.
– Невестам кувшины больше не вручают, ходить километрами за водой не приходится, дома ими тоже никто уже не пользуется, а кто сегодня ваши клиенты?
– В основном это уже сувенирная продукция, и я чаще делаю маленькие кувшины – они дешевле, их берут на подарки. Показываю изделия на различных фестивалях по народным промыслам, – рассказывает мастер, окуная кусок горячего металла в ведро с водой, чтобы закалить его.
Чем глаже кувшин – тем ценнее. В горном Ичичали, в Гумбетовском районе, тоже есть мастера, хранящие ремесло предков. Чтобы искусство не осталось лишь в воспоминаниях, учат ему своих сыновей. Как это делали их отцы. Они бы рады и других научить, но никто не идет, а своих можно заставить. Мастеру Умару ремесло досталось в наследство от дяди.
– Я говорил: «Дядя Саад, я уже устал стучать молотком. Посмотри, получилось же!» А он заставлял снова и снова, пока руки не отваливались, – вспоминает мастер. – Только потом я понял, что он ковал из меня умельца. Кувшин – это твое лицо, и за него не должно быть стыдно.
Проблем с количеством материала нет, только все сильно подорожало.
– Хоть два кувшина продай – лист меди не купишь, – говорит он.
Труд нелегкий, заработок минимальный, заинтересованных нет. Старинное искусство под угрозой исчезновения.
– Мне, в отличие от других мастеров, сильно повезло – хукумат (государство) помогает. Я на выставки езжу, там продаю. Маленький кувшин стоит 3500 рублей. Вижу, что делают мастера из других регионов, появляются новые идеи. Делаю подсвечники, тарелки, подносы, вазочки…
Повезло Умару и в том, что время облегчило процесс. Некоторые этапы сложной многодневной ручной работы можно заменить станочной.
– Раньше, при моих дедах, один кувшин делали сразу несколько мастеров. Закончат у одного и идут помогать другому. Без помощи было никак, – говорит он и окунает обожженную металлическую пластину в кислоту. – Это чтобы очистить металл и довести до блеска, – объясняет он и продолжает рассказ о том, как было раньше. А было непросто. Находчивые предки нашли выход – часами вымачивали кувшины в крутом растворе соленой воды.
Мастерская – это две маленькие глиняные комнатки. Настолько низенькие, что до потолка можно рукой достать, и, перемещаясь из одной в другую, приходится наклоняться. Мастерской уже более пятидесяти лет.
Семья Шейховых хранит не только секреты мастерства, но и самое главное – секрет семейного счастья. И, кажется, мы его почти разгадали. Пока умелец показывает все тонкости своего искусства, дом наполняется ароматами творожного чуду. Это хозяйка дома Загра готовит обед. Ну ладно, секрет счастья не только в чудушках, а в уважении и заботе друг о друге. И весь этот рецепт семейного долголетия заправлен чувством юмора. А семья Шейховых посмеяться любит. Женщина вспоминает, как она раньше помогала наносить узоры на кувшины специальным инструментом. А потом перестала – устала. Умар шутит, что не она устала, а он ее работу браковал.
Малика Курбанова
Читайте также Легендарная дагестанская бурка и как ее «готовят»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»