Карим Шехсаидов – руководитель спортклуба «Скала» и многократный чемпион России по армспорту среди лиц с повреждением опорно-двигательного аппарата. С недавних пор он при содействии министерства спорта Дагестана начал развивать в республике футбол на электроколясках. В интервью «Молодежке» Карим рассказал, насколько шустрыми могут оказаться люди, способные двигать лишь одним пальцем руки, объяснил, почему дагестанская команда решила поддаться сборной Ростова на Кубке РФС «Стальная воля», и отметил, что уже сейчас Дагестан способен занимать призовые места на всероссийских соревнованиях.
– Когда впервые услышал о футболе на электроколясках?
– В прошлом году, на форуме «Машук». Познакомился с одним парнем, которому предложили развивать этот вид спорта у себя в регионе. Он, видимо, и решил: «А чего мне одному в своем регионе развивать, пускай и в соседних поднатужатся» (улыбается). И дал мой номер президенту федерации футбола на электроколясках. Тот пригласил нас на Кубок РФС «Стальная воля» в Сочи. Там проводились соревнования по футболу в разных дисциплинах: среди незрячих, слабовидящих, ампутантов и так далее. Соответственно был и футбол на электроколясках.
Мы быстренько собрали команду и выехали. Это было в апреле нынешнего года.
На меня этот спорт произвел огромное впечатление. Основной плюс такого футбола – он подходит для слабых ребят, которые в силу серьезной травмы позвоночника – обычно шейного отдела – не могут заниматься армрестлингом, баскетболом, большинством дисциплин легкой атлетики. Некоторые из них не могут ничем двигать, кроме одного пальца руки. Но они так гоняют на этих электроколясках, кажется, что в душе они все – Шумахеры!
– Вам удалось сколотить полноценную команду?
– Я не знал, в каком формате все будет проходить, и для начала взял двоих ребят, полностью подходящих под критерии футбола на электроколясках, и двоих менее травмированных спортсменов. Я, например, тоже играл. Но нас без проблем допустили до соревнований. В России этот вид спорта начал развиваться относительно недавно, некоторые моменты пока дорабатываются. К тому же мы, кажется, и по баллам подходили.
– По баллам?
– Да, в зависимости от степени тяжести травмы игроку начисляется балл. Чем тяжелее травма – тем ниже балл. Потом баллы всех игроков суммируются. И если получившаяся сумма не превышает некое число – команду допускают до соревнований. Но я думаю, что, если бы мы даже слегка не проходили по баллам, нам бы все равно разрешили играть. Это было первое крупное спортивное событие такого рода. Там было важно само участие.
– Быстро освоился в электроколяске?
– Пришлось потрудиться. Там всего один рычажок для управления. Когда смотришь – кажется, легко. Когда играешь – понимаешь, как ошибался, когда смотрел и думал, что легко. Бывает момент – мяч перед тобой лежит и надо вправо ударить, но к тебе уже вовсю катит соперник, ты на эмоциях все не так рассчитываешь и отправляешь снаряд в противоположную сторону. А если совсем не повезет, еще и покружишься на месте (улыбается). Так что вспотеть можно и в этом виде спорта, хоть, казалось бы, просто сидишь и жмешь на рычаг.
– В итоге как выступили?
– Большинство других команд к тому моменту занимались уже по несколько лет, смысла не было за медали рубиться. Но я так скажу – проиграли мы не всем (улыбается). А в третьем матче мы даже решили поддаться сопернику. Это была ростовская команда, она полностью состояла из детей. В этом одна из особенностей футбола на электроколясках: в составе одной команды могут оказаться и мужчины, и женщины, и дети. Там все равны. Все на одной скорости. Остальные с ростовской командой жестко играли. Мы подумали – давай-ка их порадуем, поддадимся. Но потом я понял: это мне только кажется, что мы поддаемся, они очень хорошо играют и побеждают именно поэтому.
– Но уехали вы из Сочи с Кубком, насколько мне известно. Их всем, что ли, раздавали?
– Нас наградили за волю к победе. Были матчи, в которых мы обязаны были побеждать. Это все понимали.
– А что мешало?
– У нас есть игрок с ДЦП, совсем слабенький, он очень плохо управлял коляской, стоял на воротах и по ошибке забивал голы сам себе.
– То есть он забил в собственные ворота аж несколько раз?
– Он постоянно забивал в собственные ворота (смеется). Но ничего, укрепим эту зону, и я вам гарантирую, мы будем входить в тройку лучших по России. Вот недавно вернулись с турнира в Ростове с серебряными наградами. Это при том, что полноценно футбол на электроколясках у нас еще не развит.
– А потянем? Спортивные электроколяски наверняка не самый дешевый инвентарь.
– Есть ребята на электроколясках, их можно «переобуть». Думаю, потянем. Другие же регионы тянут. Поддержку от нашего министра спорта я ощущаю. Он видит, что спорт для инвалидов полезен, это социальная адаптация.
Инвалиды зачастую не очень общительные люди. Они пытаются максимально от себя внимание отвлечь. Кто-то стесняется, кто-то слегка закомплексован. Спорт помогает им почувствовать себя частью общества. Тем более в Дагестане, где, как я заметил, каждый мальчишка, занимающийся спортом, чувствует себя звездой.
– А с тренером как быть?
– Будет играющий тренер. Профессионального тренера нанять не получится, его по России-то не найдешь. Это не помеха. Будем сами по ходу дела учиться.
– Раньше «Скала» ассоциировалась только с баскетболом на колясках. Теперь есть баскетбольный клуб «Даки». И «Скала» переориентировалась на развитие сразу нескольких видов спорта?
– Верно. К примеру, недавно за счет грантовых средств я запустил пилотный проект по установке спортивного инвентаря на дому. Эта идея пришла ко мне во время пандемии, когда в условиях самоизоляции у спортсменов не было возможности посещать тренировки. А я же по себе знаю – инвалиду нужно двигаться, разгонять кровь по телу. Без этого у него очень быстро возникают всевозможные болячки. Нам вдвойне необходимо поддерживать себя в хорошей физической форме. А как это сделаешь, если все залы закрыты, если в парк и на стадион не пускают? Вот после снятия режима самоизоляции проходил чемпионат России по армспорту. И Дагестан был едва ли не единственным регионом, где спортсмены не могли заниматься подготовкой к соревнованиям. В других регионах залы открывались специально для небольших групп. По типу: сегодня занимаются трое армрестлеров, трое борцов, завтра – кто-то другой, и так далее. В Дагестане не стали заморачиваться. Тренеры ведь так и так зарплату получали. Когда я говорил: «Давайте хоть иногда открывать зал, чтобы ребята могли держать себя в форме», мне отвечали: «Чего ты паришься, зарплата же идет». А у меня вообще нет зарплаты, я общественник (смеется). Но я капитан команды, я хочу, чтобы ребята достойно выступали. В итоге многие наши хорошие спортсмены, которые могли стать чемпионами, стали вторыми, третьими, а кто и вообще без медали остался. И вот благодаря нашему проекту нам удалось приобрести специальный тренажер, который позволяет людям в коляске имитировать борьбу на руках. Также помогли кое-чем ребятам, занимающимся легкой атлетикой и баскетболом на колясках. Собственно, этим «Скала» теперь и занимается – помогает спортсменам с ограниченными возможностями.
Руслан Бакидов
Читайте также «Хулиганишь? Пойди посиди на шпагате»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»