Каково быть армрестлером в Дагестане
В нулевых дагестанские рукоборцы гремели на чемпионатах мира и Европы, завоевывая многочисленные награды. Однако ближе к 2010-му армспорт в Дагестане начал постепенно затухать. В этом году наша команда довольно неплохо выступила на чемпионате России и вернулась домой с четырьмя медалями: двумя золотыми, одной серебряной и одной бронзовой. У нас появились перспективные спортсмены, но это не значит, что армспорт в Дагестане вот-вот возродится и мы снова начнем нагонять страху на международной арене. Чего не хватает дагестанскому армрестлингу, корреспонденту «Молодежки» рассказали основоположник этого вида спорта в республике Гасан Алибеков и чемпион России прошлого года Магомедвели Халиков.
«Тренер не ударил бы — не выиграл»
— Для поездки на чемпионат мира в Польшу в 2001-м пошли к Шахабасу Шахову деньги просить, – вспоминает Гасан Алибеков. — Он спрашивает: «Сколько чемпионов будет?» Я, не задумываясь, отвечаю: «Десять». Мои ребята в коридоре стояли, услышали эту цифру и за голову схватились. Мол: «Ты о чем вообще, какие десять, сказал бы, что четыре». Шахабас говорит: «Ты это с потолка, что ли, взял?» Я разозлился и выпалил: «Если 10 золотых медалей не привезу, дом продам, тебе деньги верну». 11 золотых наград завоевали.
— Как настраивали ребят, чтобы точно 10 медалей завоевать? Дом-то продавать, наверное, не хотелось?
Гасан Алибеков: О, настраивал я их серьезно. Лупил (смеется).
— Вот прям серьезно, от души, или такой легкий чапалах, чтобы привести в чувство?
Гасан Алибеков: От души. Даже до крови дело доходило. Я их бил, они злились, но меня ударить в ответ не могли. И всю злость выплескивали на соперников. Самый запоминающийся удар – это тот, который я нанес Шухрату Шехметову. Кажется, на чемпионате мира в Канаде в 2003-м. Он в первой схватке боролся с американцем. Как объявили, что он трехкратный чемпион мира, Шухрат стушевался. Буквально без сопротивления руку отдал. Я как засадил ему по морде после поединка, кровь брызнула. Говорю: «Проиграешь, домой пешком пойдешь». Он после этого все схватки выиграл. В финале с тем же американцем встретился — тот ему руку сдвинуть не мог. Когда журналисты спросили Шухрата, что ему помогло выиграть опытного атлета, тот ответил: «Тренер не ударил бы — не выиграл».
— Сейчас тоже такой метод используете для настроя спортсменов?
Гасан Алибеков: Сейчас уже аккуратнее действую, конечно. Слова подбираю.
— Бережете, значит, ребят.
Гасан Алибеков: Да я себя берегу (смеется). Я уже в возрасте, если нервничаю, давление поднимается. Кстати, для верного настроя я иногда спортсменам и коньяк давал выпить грамм пятьдесят перед схваткой.
— На дорожку.
Гасан Алибеков: Коньяк от мандража хорошо помогает.
— А если бы судьи запах учуяли?
— А коньяк не допинг, кто будет придираться? Не пьяным же к столу спортсмен подходит.
Заработать можно. Но есть нюансы
— В Канаде в 2003-м мы выступили не хуже, чем в Польше, насколько я понимаю.
Гасан Алибеков: Наград было чуть меньше – восемь, но благодаря этому результату меня признали лучшим тренером мира. Наши ребята отлично выступали примерно до 2010 года, постоянно побеждали. Но слишком долго такие результаты мы давать не могли. Дагестан – единственная республика на Северном Кавказе, где нет своей специализированной школы по армрестлингу. Сколько раз я писал заявление с просьбой открыть такую школу, обращался и в правительство, и в минспорт, толка никакого. Последние пару лет ходят слухи, что вот-вот откроют, но пока это только слухи. В большинстве регионов России, если чемпионом страны по армспорту стал, – выдают ежемесячную стипендию в 25 тысяч. Целый год, до следующего чемпионата. А у нас – ничего.
Магомедвели Халиков: В Ингушетии всей тройке призеров стипендию дают. Они меня уже к себе зовут.
Гасан Алибеков: И многие ребята переходят.
Магомедвели Халиков: А почему не переходить? В прошлом году стал первым – ничего. В этом – завоевал серебро, снова никакой реакции. А в других регионах хоть какие-то деньги платят. Я этим спортом на жизнь не зарабатываю, для меня это скорее хобби. Но этой стипендией можно хотя бы подготовку оправдать.
— А занимаясь армрестлингом, заработать можно?
Магомедвели Халиков: Есть лига Маирбека Хасиева по армрестлингу АМС. Они в год проводят 3-4 турнира в России. 6 тысяч долларов первое место. 4 тысячи долларов — второе. Какую-то сумму платят и за третье место. Если регулярно выступать на их турнирах, попадать в тройку, то заработать можно. Но там только правой рукой борются. У меня левая гораздо сильнее, поэтому я там не выступаю. В Турции есть своя лига Eastvs West. Они соревнования проводят без турнирной сетки. Выставляют одного спортсмена против другого – как в UFC. И одному могут заплатить миллион долларов, а другому сто тысяч. Гонорар зависит от того, насколько известен спортсмен. Но если с этой лигой контракт заключаешь, то уже не имеешь права выступать на других соревнованиях: внутренних чемпионатах и чемпионатах мира и Европы.
«Если в России стал первым, железно войдешь в тройку на чемпионатах Европы и мира»
— Специализированной школы нет, а где сейчас можно заниматься армрестлингом в Дагестане?
— В Махачкале можно в школе имени Али Алиева. В Каспийске есть секция во Дворце спорта имени Курамагомеда Курамагомедова. В других городах и районах тоже есть секции. Но целенаправленно развивать спорт без специализированной школы невозможно. Есть специализированная школа, есть оплачиваемые тренеры, с них можно спрашивать: «Где результат? Где чемпионы? Сколько ребят в этом году мастерами спорта стали?» А если только секции, разбросанные по городам и селам, что я, как тренер республиканской команды, с них спрошу? Они перед директором той спортивной школы, в здании которой тренируют, отчитываются. А в этих школах основной вид спорта как правило борьба, армрестлинг там на вторых или третьих ролях.
— Кстати, что нужно сделать, чтобы стать мастером спорта?
Гасан Алибеков: Войти в шестёрку на чемпионате России. Или победить на одном из мастерских турниров. Пять-шесть таких турниров в России проводятся ежегодно.
Магомедвели Халиков: Со следующего года будет проходить и мастерский турнир имени Гасана Алибекова, кстати.
Гасан Алибеков: Но в Дагестане это звание тебе ничего не даст.
Магомедвели Халиков: Ну, вот я получаю прибавку к зарплате. 6200 рублей (улыбается).
— Сколько ребят выступают на первенствах и чемпионатах Дагестана?
Гасан Алибеков: В этом году было неожиданно много участников – человек триста. Я и не ожидал такого количества. Обычно ребят поменьше. В следующем году будем ждать столько же.
— Насколько я понимаю, последний чемпионат России можно считать удачным.
Гасан Алибеков: Четыре медали – хороший результат. Обычно привозим одну, две награды. Сейчас есть перспективные ребята. Но снова поднимать тему специализированной школы не буду. По-моему, уже ясно, что без нее мы еще пару лет, может, и выступим удачно на России, а потом снова будет затишье.
— Пока мы под санкциями, нас не допускают на чемпионаты Европы и мира. Но если пустят прямо сейчас, дагестанские ребята из числа перспективных что смогут там показать?
Магомедвели Халиков: Сборная России считается одной из самых сильных в мире. Если в России стал первым, железно войдешь в тройку на чемпионатах Европы и мира. Наши основные конкуренты на международной арене — это казахи, грузины и украинцы. Например, в США армрестлинг особо не развит. Был бы развит – этот спорт уже был бы на Олимпиаде (улыбается).
— Магомедвели, что тебя подвигло к занятию армрестлингом?
Магомедвели Халиков: Да я много чем занимался, в основном всякими единоборствами. Но однажды получил травму головы, и с этим пришлось завязать. А у меня дяди, ученики Гасана, всерьез занимались армспортом. Я ходил болеть за них на чемпионате Дагестана, их куртки держал, когда они выступали (смеется). Раньше такая атмосфера была огненная на этих соревнованиях, зал был битком набит зрителями. Как-то Гасан звонит отцу, говорит: «Чемпионат России скоро будет, давай твоего сына тоже возьмем».
Я поехал, само собой, проиграл, но сама атмосфера мне понравилась. Стал потихоньку заниматься. Начал побеждать на городских соревнованиях, потом на республиканских, в 2014-м стал мастером спорта. На чемпионатах России среди взрослых постоянно чего-то не хватало для победы. Те, кого я побеждал в первом круге, выходили в финал, а я где-то в пятерке терялся. В прошлом году, наконец, стал чемпионом. В этом выступил чуть хуже, завоевав серебро. Я не рву себя на тренировках круглый год, не вижу в этом смысла. Да и времени из-за работы нет. Начинаю целенаправленно заниматься месяца за три до соревнований.
— Кстати, сейчас на чемпионаты Дагестана приходит много болельщиков?
Магомедвели Халиков: Бывает, что раз в десять меньше, чем в те времена, о которых я рассказывал. В основном зрители – это знакомые и родные тех, кто выступает.
— Ну и напоследок вопрос Гасану: что должен помнить каждый армрестлер, решивший добиться успеха?
Гасан Алибеков: Что успех зависит не только от силы руки. Но и от техники, ума и целеустремленности.
Руслан Бакидов