Чем вдохновлены новые коллекции дагестанских дизайнеров
Лето в самом разгаре, а значит, самое время поговорить о коллекциях, созданных дагестанскими дизайнерами для сезона весна-лето — 2025. Где и в чем они искали вдохновение, какие смыслы вкладывали, к каким темам обращались.

Фото: соцсети Measure
Эхо Кубачи
Дизайнер, основательница и креативный директор бренда Measure Зайнаб Сайдулаева продолжает искать вдохновение в культуре и традициях Дагестана, и новую коллекцию SS25 Kubeschi она посвятила культурному наследию Кубачи, обратившись к теме сохранения исчезающего мастерства кубачинских ювелиров.
«Богатое наследие Кубачи может остаться слышимым эхом или стать живым повествованием – все зависит от взгляда наблюдателя. Новая коллекция обращается к угасающему мастерству кубачинских златокузнецов, превращая филигрань в метафору хрупкости аутентичного ремесла перед лицом современности», – представляла марка свою новую коллекцию.
Также бренд устроил в Махачкале pop-up выставку «Мастер неизвестен», показ и обсуждение одноименного fashion-фильма, назвав его «визуальным эссе о Кубачи и людях, чьи имена редко звучат вне мастерских».
Показ новой лимитированной коллекции, который состоялся минувшей весной на четвертой Московской неделе моды, по словам дизайнера, являлся кульминацией большого творческого исследования.
«Коллекция Kubeschi связала нас с Кубачи навсегда, мы узнали и стали ближе со многими кубачинцами, изучили большой пласт наследия и невольно сделались ювелирами и тонких дел мастерами»,
– написала Зайнаб Сайдулаева.
На Kubeschi и ее дагестанского дизайнера обратили внимание аргентинские издания Marie Claire и L’Officiel, отметив сочетание в ней традиционных элементов и современного дизайна, а также то, что эта коллекция открыла дискуссию о роли традиционных ремесел в моде XXI века.

Фото: соцсети Zuhat
Ностальгия и «бабл гам» со сливочным маслом
Весеннюю коллекцию этого года резидент Московской недели моды дизайнер Зухат Асекова создала в лучших традициях своего бренда. Ее Зухат назвала исследованием необычных цветовых решений и оригинальных сочетаний.
Итогом этого исследования мы имеем узнаваемый стиль Zuhat — строгий, геометричный, которому добавили теплых женственных красок. В коллекции присутствует белый цвет, светло-фисташковый, персиковый, кремово-бежевая палитра, а также трендовые «бабл гам» и оттенок сливочного масла. Получилась эталонная скромная мода сегодняшнего дня.
Кажется, мы правильно считали то, «что хотел сказать автор», так как, полистав соцсети бренда, нашли, как марка представляла свою fashion line: «В новой коллекции мы используем пастельные сочетания, исследуя темы идентичности и деконструкции. Строгие силуэты сочетаются с игривыми деталями, создавая интересный визуальный эффект. Мы вдохновляемся многослойностью и ностальгией архивных фотографий, акцентируя функциональность моделей и искренность в мире, где внешность часто важнее сути».

Фото: соцсети HADÁMI
Повседневный образ дидойки
Бренд HADÁMI, созданный сестрами Хадижат и Аминат Магомедрасуловыми, продолжает обращаться к теме корней и современной интерпретации традиционного костюма дидойских женщин. В новой коллекции SS25 представлено дизайнерское прочтение повседневного образа дидойки. В ней, как отмечают создатели, марка продолжает тему, начатую в прошлогодней коллекции SS24, – «Повседневный образ дидойки».
В коллекции много юбочных костюмов и сочетаний юбки с брюками, все потому, что бренд решил показать «свою интерпретацию стиля горянки, возвращаясь в свои воспоминания: юбки поверх брюк, пояса на талии и крупные украшения».
В этой дизайнерской линейке присутствуют костюмы, тренчи, классические жакеты, ну и «добротные» цвета – черный, красный, коричневый и темно-синий.
Кроме того, в этом году марка уже успела порадовать своих поклонников красивейшими фотосессиями. Так что дидойки, образы которых когда-то давно так восхитили кавказоведа Карла Гана, сравнившего их с древними героями в блестящих шлемах и воинственном одеянии, своими потомками могут быть довольны.

Фото: соцсети BOUZMA ethnique
Неповторимый «лакский» стиль
BOUZMA ethnique продолжает нести в неравнодушные к прекрасному массы неповторимый «лакский» стиль. Увидеть эту красоту на главном подиуме страны минувшей весной могли и ценители моды, посетившие Московскую неделю моды в «Манеже».
Модели с показа, обратившего на себя внимание Marie Claire Argentina (уверены, что не только), больше походили на героинь «Великолепного века», если бы он снимался в Дагестане.
Не беремся утверждать, что этот показ был круче прошлогоднего, устроенного брендом в Кулинском районе на высоте 2000 метров, но он однозначно прибавил BOUZMA поклонников среди российской публики. «Образы ханш», созданные дизайнером Майей Мамаевой, из бархата, льна, жаккарда, атласа и органзы, мы считаем, должны увидеть все. И носить тоже.

Фото: соцсети Arshaevy
Настроение шейхи и «та, что солд-аут»
Самый «дубайский» из дагестанских брендов одежды, проводник дубайского вайба, буквально посол Дубая в мире дагестанской моды – Arshaevy – продолжает вдохновляться ориентальной эстетикой и культурой арабского мира. Сестры Мадина и Айша Аршаевы создают в этом сезоне платья, платья-двойки, платья-рубашки и абаи, за которыми становятся в очередь и раскупают… Про горячие пирожки, пожалуй, не будем.
«У данной коллекции даже нет имени, но ее ласково зовут «та, что солд-аут», – не без гордости отмечают в бренде.
В чем секрет такого успеха? Ответ, оказывается, очень прост.
«Мгновенный sold out – то, что сопровождает каждую новую коллекцию нашего бренда. Это предсказуемо, когда новые творения выпускаются в самых актуальных оттенках сезона. И так изделия обретают статус неуловимых, желанных и ожидаемых с длинной очередью в предзаказе», – раскрывают секрет своих высоких продаж Аршаевы.
Настроение быть шейхой этого мира в абае цвета Аравийской пустыни, легкий силуэт и натуральные ткани, струящиеся в воздухе, – что еще нужно для этого жаркого дубайского дагестанского лета?
Бэла Боярова




















