Ушел из жизни Камиль Ханмурзаев, известный филолог, литературовед, один из лучших специалистов по немецкому романтизму в Восточной Европе. 16 июля ему исполнилось бы 79.
Доктор филологических наук Камиль Ханмурзаев с 1989 года возглавлял кафедру зарубежной литературы Даггосуниверситета. Он был членом немецкого Международного общества имени Гете и Российского союза германистов.
Многие выпускники филологического факультета называли Ханмурзаева любимым преподавателем, ценя его как удивительно открытого, доброжелательного, остроумного и исключительно порядочного наставника.
«Студенты ко мне не «толкаются», — с присущим ему юмором говорил Ханмурзаев в одном из интервью. — Я уже испортил себе репутацию тем, что всем ставлю оценки и так. По-моему, я скучный преподаватель, мне все можно сдать, безо всякого «толкания» и толкотни. Мне даже кажется, любители «потолкаться» меня презирают. Если хочет человек получить тройку — на, возьми, ради бога, и иди отсюда. Вот мой принцип. Не хочешь учиться — не надо. Я работаю ради тех, кто хочет учиться. Остальные мне неинтересны. Иногда я просто ставлю кому-то оценку, чтобы он другому денег не совал, не портил людей».
Камиль Гамидович, скромнейший человек, не стремился к самопиару, но журналисты, среди которых было немало его бывших студентов, сами тянулись к нему как к интереснейшему собеседнику, способному дать мудрую, объективную оценку самым разным явлениям. И, по счастью, осталось немало интервью с Ханмурзаевым: «Ханмурзаев и миллениум», «Любовь с открытыми глазами». И последнее по времени, которое профессор дал полмесяца назад: «Это все про нас».
«Это большая редкость — такая энциклопедичность, которой обладал Ханмурзаев, — рассказал «Молодежке» министр печати и информации Дагестана Рашид Акавов, коллега профессора по филфаку ДГУ. — Лекции его были непохожи одна на другую. Он не просто знал тексты произведений, но и говорил о них в связанном с ними контексте — контексте эпохи, времени. Это же очень важно для понимания произведения. О сложнейших произведениях он рассказывал доступно. Он был абсолютно востребован как специалист высокого уровня в пространстве ученых. Он блестяще знал немецкий язык, читал произведения на языке оригинала. При всем этом, что характерно, его знания не ограничивались сугубо западноевропейской, немецкой литературой. Он отлично знал русскую и дагестанскую литературу, историю, это был просто неисчерпаемый кладезь знаний в гуманитарной сфере! Его любили все студенты и коллеги. И как специалиста, и как человека. Он притягивал к себе органичностью, простотой, бесподобным чувством юмора. Человек, к которому у всех был абсолютный уровень доверия. Это человек, который формировал филологический факультет ментально, определял наше мировоззрение, мировоззрение студентов. Его уход — это огромная потеря».
Конечно, в силу возраста Камиль Гамидович испытывал проблемы со здоровьем, но болезней, которые надолго его приковывали бы к постели, по словам коллег, не было, и профессор ходил на работу до последнего, проводил занятия.
Камиля Ханмурзаева похоронили в селе Нижнее Казанище Буйнакского района.
Ислам Абакаров
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta