Валяние войлока и изготовление из него предметов одежды, интерьера было широкой практикой до промышленной революции. После того как появились фабричные станки, необходимость в них отпала, людям было проще купить что-нибудь из одежды или те же ковры в ближайшем ларьке, чем тратить на них уйму времени и сил. В этом есть свои плюсы и минусы. Недостаток в том, что вместе со старинными ремеслами уходит и традиционная культура народов. Плюс в том, что промышленные изделия снимают бремя что-то изготавливать с помощью тяжелого ручного труда. К тому же производственные изделия в разы дешевле по себестоимости.
В кочевой среде войлок был самым доступным и удобным материалом. Переносные дома номадов — юрты — состояли из деревянной основы, накрытой войлоком. Они легко собирались и разбирались — войлок просто скатывали, основу разбирали, грузили в арбу — и никаких проблем. Шерсти было вдоволь, в ход шла не только овечья, но и верблюжья с козьей, а точнее пух, и конский волос для прочности. А полы устилались войлочными коврами (кийгиз).
Валяние войлока для бытовых нужд было также распространено среди горцев и оседлых жителей предгорных зон. По словам искусствоведа Татьяны Петениной, из него, например, шили бурки.
«Именно в виде ковров войлок валяли кумыки, что-то похожее есть у аварцев и чеченцев. Но у ногайцев, так как они были кочевниками, войлок играл огромную роль. Практически каждая женщина в каждом становище занималась валянием войлока. Кстати, войлок, которым накрывали внешнюю сторону юрты, валяли мужчины, потому что он был более грубым».
Сегодня это древнее ногайское мастерство в России практикует лишь одна семья — из села Кунбатар Ногайского района. Кадрия Баймурзаева, ее дочь Салима и мать Рыслыхан Ярикова занимаются валянием войлока на профессиональном уровне, принимая заказы от земляков. Они специализируются в основном на «тигис кийгизах» – самом распространенном виде войлочного ковра. Он отличается от остальных типов тем, что узоры не вплетаются в процессе валяния, а наносятся потом, на уже готовый войлок по заранее заготовленному трафарету-узору.
Искусство валяния войлока передается в их семье из поколения в поколение по женской линии. Кадрия занимается валянием войлока около 25 лет. Рыслыхан с подросткового возраста приучала ее к этому ремеслу, и к 15 годам та уже знала технологию валяния. Саму Рыслыхан научила ее свекровь. Салима продолжила семейную традицию и специализировалась на узорах. В местной школе искусств она считалась лучшей ученицей по декоративно-прикладному искусству ногайцев.
В этом деле нет мелочей, все имеет значение: когда стригли овец, насколько упитанными они были, цвет шерсти для валяния, узоры, цвет узоров, особенности верблюжьей, козьей и овечьей шерсти, для каких изделий каждая из них больше подходит.
Изготовление кийгиза – сугубо женское ремесло. Раньше он был обязательным атрибутом приданого ногайской невесты, а сейчас, по словам Кадрии, люди перешли на заводские ковры.
Еще один немаловажный момент – ручные войлочные ковры дороже заводских. Из-за того, что люди не осознают до конца сложность процесса изготовления кийгиза, они думают, что цена завышена. Хотя на самом-то деле это едва компенсирует труд, считает Кадрия. Поиск и подготовка подходящего сырья, валяние войлочной основы, нашивка узоров – это все занимает недели.
Спрос на ручные ковры небольшой. Заказывают их в основном в качестве приданого для дочери или подарка дорогому гостю.
В настоящее время изготовлением войлочных ковров занимаются только Кадрия с Рыслыхан. Дочь Салима после замужества устроилась работать учителем в школе и от «бизнеса» отошла. Женщинам периодически помогает Алия Сагиндикова, преподаватель Кунбатарского филиала школы искусств имени Сраждина Батырова. Она преподает искусство валяния войлока детям.
Сегодня люди до конца не понимают ценность кийгиза, а ведь по нему можно проследить историю семьи, например, узнать, откуда была родом ваша бабушка или местность, где ковер изготовили.
«Как-то в селе Сангиши Кизлярского района я увидел в одной семье ковер и по узорам понял, что он неместный. Сказал хозяевам: «Этот кийгиз вам привезли из Чечни». И действительно, одна из бабушек семьи была родом из Чечни и в своем приданом привезла этот ковер», — рассказывает исследователь войлочного искусства ногайцев Исмаил Мусакаев.
По узорам на ковре можно прочитать о космогонических, астрономических знаниях народа, о животных и растениях мира кочевников.
Можно найти и языческие символы, например, «Куьннин коьзи» — символ Солнца. Во времена распространения ислама далеко не все номады пожелали поменять своих богов и замаскировали их в виде символов.
Зухра Кузеева, младший научный сотрудник Института истории, археологии и этнологии дагестанского отделения РАН, в одной из своих научных статей приводит интересные данные: «Весьма любопытна версия казахского исследователя Кашгалиулы Алибека, который считает, что орнаментальные элементы возникли не в результате подражания человека природе, а представляют собой культурный код кочевников, шифрующий в условиях запрета исламом антропоморфных изображений древнейший архетип Великой Матери Улы Ана».
Ситуация с войлочным искусством ногайцев не единична, с такими же проблемами сталкивается большинство народных ремесел Дагестана и не только.
«Многие ремесла уходят в забвение прямо на наших глазах, – говорит искусствовед Татьяна Петенина. – Например, бурки в Анди. Если я не ошибаюсь, там только две мастерицы остались, которые знают именно старые технологии, они шьют классические бурки. Некоторые ремесла уже забыты, например, искусство плетения циновок-чибта в аварском селе Урма в Левашинском районе. Последний раз в 70-е плели там циновки. Когда мы ездили туда в начале 2000-х, уже никто этим не занимался. Были еще мастерицы, которые могли показать, как они делаются, научить, но это никому не нужно было. Мы все говорим: «Балхар, Балхар». Там у нас тоже очень серьезная ситуация: лет десять он, может, еще продержится. И так со многими ремеслами: еще несколько лет — и все сойдет на нет. Ситуация печальная. Это для людей не только возможность заработка, это же ментальность народа, это же культура, это его самосознание. Просто поражаюсь все время, когда вижу, как в прошлые годы горцы в этих жутких суровых условиях создавали гениальные вещи. Абсолютно гениальные! С таким вкусом, с таким уровнем художественным и техническим. Просто восхищаюсь, преклоняюсь перед ними! Это же суть народа, это его душа, это код души народа через эту культуру».
Эмир Отевалиев
Читайте также:
«Это был заказ». Зверское убийство Кадрии Темирбулатовой. 40 лет спустя
Чуть не сожрали. Корреспондент «Молодежки» вернулся с Севера
Кто поедет в Карагас? Там арбузы, невесты и коровы-наркоманы
Полоса отчуждения. Почему молчат ногайские невестки
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta