В досужих разговорах принято ругать Тимура за разрушения и смерть, которыми сопровождались его походы через Дагестан. В то же время его имя носил город, бывший столицей Дагестана более полувека. Кроме того, историки утверждают, что только после походов Тимура ислам в Дагестане занял господствующее положение.
Как Тимур оказался в Дагестане?
К XIV веку империя Чингисхана распалась на несколько государств (улусов), управляемых его потомками. Тогда же на политическую арену вышел Тимур, начавший строить свою империю на руинах двух чингизидских держав. Это Улус Хулагуидов (современный Иран) и Чагатайский Улус (Средняя Азия, кроме современного Казахстана). Он также вмешивался во внутренние дела Золотой Орды (Улус Джучи), с которой отождествляется монголо-татарское иго на Руси. В условиях междоусобиц Тимур посадил там на ханский престол Тохтамыша. Как это часто происходило в истории, спустя время протеже восстал против своего патрона и стал совершать грабительские набеги на подвластные Тимуру земли.
Это продолжалось до 1395 года, когда Железный хромец затеял грандиозный поход на север, чтобы навсегда покончить с Тохтамышем. Путь лежал через земли Дагестана, которые на тот момент входили в Золотую Орду. По свидетельству современника, когда воинство Тимура дошло до реки Самур, один его край достигал гор Кавказского хребта, а другой – побережья Каспийского моря. Сражение с Тохтамышем произошло весной на реке Терек, где ему было нанесено сокрушительное поражение. Ордынский хан бежал на север, а Тимур огнем и мечом прошелся по городам противника.
Затем курс был взят на союзные Тохтамышу русские княжества. Пал город Елец (ныне Липецкая область), а местный князь был пленен. И тут Тимур неожиданно поворачивает назад. Никто по сей день не может сказать, по какой причине он принял такое решение. Местное население восприняло это как чудо, родив легенду о явлении Девы Марии к Тимуру. И неудивительно, ведь историки говорят, что силы были настолько неравны, что если бы этот поход состоялся, то от русских княжеств не осталось бы и следа. Вместо этого Тимур обрушил мощь своей смертоносной армии на Северный Кавказ, навсегда изменив политическую и этническую карту региона. Один из фрагментов этих тектонических сдвигов – далее.
Как Тимур замуровал окно в Европу из Дагестана
Хотите верьте, хотите нет, но в XIV веке в Дагестане назревала евроинтеграция. Всё началось с прибывавших в Страну гор миссионеров и торговцев из Европы, среди которых преобладали итальянцы. Дело в том, что города Италии в ту пору были самыми значительными торговыми центрами на Западе. Кроме того, здесь же находился и мировой центр католицизма. Дагестан представлял для европейских игроков большой политический и экономический интерес из-за своего географического положения: Дербент, Каспий, торговые пути…
Бурную деятельность в предгорном Дагестане тогда развернули францисканцы – представители католического монашеского ордена. Согласно сведениям, которые они посылали в Италию, им удалось образовать здесь «епископство Каспийских гор» с центрами в пяти больших поселениях, названия которых созвучны с нынешними Доргели, Мекеги и Тарки. Число обращенных в католичество местных жителей, по этим данным, достигало 10 тысяч человек. В этих посланиях упоминается епископ Лазарь Таркинский – бывший священник греческого вероисповедания, ставший католиком.
Намеренно или нет, но окно из Европы в Дагестан закрыл, а точнее замуровал, мусульманин Тимур. После разгрома Тохтамыша и его союзников он со своей армией прошелся по Северному Кавказу. В частности, его военный поход в Дагестан в 1496 году послужил мощным импульсом для завершения исламизации региона и вытеснения христианства. Ведь когда говорят про горы трупов, которые Тимур оставил после себя в стране, то это не метафора, а отрывок из описания хронистом его нашествия на область Ушкудша с христианским населением, которое историки отождествляют с селением Усиша в Левашинском районе: «Всех тех неверующих убили мечом джихада, из убитых сделали холмы и опустошили всю их область».
Католическая миссия поначалу хотела противостоять этому. С благословения Ватикана даже готовился крестовый поход для защиты интересов в горном крае. Его должен был возглавить принявший католичество уроженец Дагестана Антуан Соплан, занимавший некие посты в ордене францисканцев. Папа Римский даже разрешил построить на Каспии военный флот для этих целей… Но Тимур вдруг стал восприниматься европейцами как ситуативный союзник. Дело в том, что он начал войну с досаждавшими им турками-османами и одновременно повел переговоры о торговых льготах с французским королем. Как потом напишет историк, прагматичные европейцы тогда предпочли реальные политические и торговые выгоды, отложив в сторону помощь своим единоверцам в горном крае.

Столица Дагестана носила имя Тимура
Как известно, до революции столицей Дагестанской области был город Буйнакск, носивший тогда название Темир-Хан-Шура. Дело в том, что на этом месте прежде стояло одноименное селение. В 1830-х царская администрация заинтересовалась им ввиду его стратегического положения. Это был своего рода транспортный узел между горной и равнинной частью Дагестана. Было решено построить здесь военную крепость, где будет пребывать главнокомандующий царскими войсками. Она получила название по имени стоявшего здесь селения, а город, возникший здесь позже, стал называться по имени крепости – Темир-Хан-Шура.
Любопытно, что в 1396 году эмир Тимур из тех же соображений, что и царская администрация через 400 лет, сделал в этом месте свою ставку. Как пишет известный краевед Булач Гаджиев, Железный хромец остановился на правом берегу реки Шура-озень, а на вершине довольно высокой скалы приказал разбить свой шатер. Сегодня эта скала известна как Кавалер-батарея, хотя ее старое название именно Тамерлан-скала.
Рассуждая о том, почему именно это место облюбовал Железный хромец, краевед пришел к выводу, что это был крепкий тыл. Скала занимает господствующее положение над окружающей местностью. Обрываясь на северо-западе прямыми стенами, она была труднодоступна. У подножия было озеро в камышах. На окружающих холмах – лес. Вода тоже рядом – в Шура-озени. А на расстоянии 7-8 выстрелов из лука находились аулы – источник продовольствия.
В честь пребывания в этих местах Тимура и получила свое имя маленькая деревушка, стоявшая на берегу озера. Говоря об этимологии названия Темир-Хан-Шура, Гаджиев считает, что первые две части этого слова произошли от имени и титула. Слово же «Шура» в переводе с дагестанских языков могло иметь два значения: озеро или скала. Получается, «Озеро хана Темира» либо «Скала хана Темира». Если принять во внимание, что озеро существовало до 1854 года, а скала стоит по сей день, то оба этих объяснения равнозначны. А если перевести «Шура» с арабского как «Совет», то получится «Совет хана Темира» в значении «Ставка хана Темира».
Шамиль Ибрагимов






