Как дагестанский каратист становится лидером сборной России
Стал мастером спорта международного класса в 18 лет, побил на одном турнире двух призеров чемпионата мира, а в следующем году планирует взять свое первое золото чемпионата России. Все это о Гаджи Гаджиеве, молодом каратисте, который в 2024-м перебрался во взрослую возрастную категорию, очень быстро в ней освоился и победил на нескольких крупных соревнованиях, в числе которых Кубок России и международный турнир «Москва – Вселенная карате». Спортсмен тренируется под руководством своего отца Мурада Гаджиева и главного тренера дагестанской сборной Омара Муртазалиева. В январе каратист отправится на турнир в Грузию, где может встретиться с лидером сборной России Эрнестом Шарафутдиновым, который за последние несколько лет проиграл на российской арене всего в одном поединке. Именно Гаджиеву.
А судьи кто?
— В финале Кубка России Гаджи вырвал победу на последней секунде. Мурад, пожурили его за это или, наоборот, сказали: «Красавчик! Не сдался до конца»?
Мурад Гаджиев: Немножко пожурил. Потому что не сдаваться до конца – это вообще обязанность любого спортсмена. А вот висеть на волоске от проигрыша это не очень хорошо. Хочется, чтобы твои воспитанники побеждали с явным преимуществом. Но в поединках с серьезными соперниками так получается не всегда.
— Что пошло не так на первенстве мира в Италии? Два поединка Гаджи выиграл, третий – проиграл. Рассчитывали, наверное, на большее.
Мурад Гаджиев: Официально Гаджи проиграл третью встречу. По факту – напоролся на судейскую предвзятость. Гаджи по ходу поединка уступал со счетом 1:0, свои два балла взял, но судьи предпочли этого не увидеть.
— От судей «досталось» только Гаджи или всей сборной?
Мурад Гаджиев: Всей. В Италию Россия поехала сильным составом. Но нам не дали ни одного первого места. Саратовский дагестанец вышел в финал, судьи всё сделали, чтобы чемпионом стал его соперник. Где Россию могли слить, слили. В карате на лопатки не положишь. Многие моменты можно трактовать и так и этак, поэтому у судей больше власти, чем во многих других видах спорта.
— До всей этой истории с санкциями к нам точно так же относились?
Мурад Гаджиев: До этого было проще. Конечно, всякое случалось, но такой тенденции, чтобы зажимали именно российских каратистов, не было.
— И как быть спортсменам?
Гаджи Гаджиев: Остается работать больше и на следующем турнире побеждать с более серьезным преимуществом. Даже если судья будет объективным, он же может просто ошибиться в сложной ситуации, когда соперники дерутся практически на одном уровне.
«Не ожидал, что дойду до финала»
— За победу на турнире «Москва – Вселенная карате» награждали пятью тысячами долларов. Гаджи, на что потратил деньги?
Гаджи Гаджиев: Отложил на машину. Через год права получу, а пока коплю.
— Долго еще копить? Одного турнира хватит?
Гаджи Гаджиев: Ну, смотря какой турнир. И на какую машину, в конце концов, глаз упадет.
— На этом же турнире Гаджи выполнил норматив мастера спорта международного класса. Ожидали, что ваш сын добьется такого результата уже в 18 лет? И насколько это крутое достижение для каратистов?
Мурад Гаджиев: Редко кому удается в таком возрасте стать международником. Я стал в 20. И рад, что Гаджи меня обогнал. Но хочу отметить, что в карате вообще многое решает скорость и техника, поэтому молодые бойцы часто обыгрывают более опытных. Не во всех видах единоборств молодежь так хорошо выступает и быстро добивается результатов на крупных соревнованиях. Где-то опыт и мужицкая сила бьют скорость и технику.
— Гаджи, а ты сам-то рассчитывал на то, что так рано станешь мастером спорта международного класса?
Гаджи Гаджиев: Я вообще ехал в Москву не за победой, а просто чтобы поработать. Не ожидал, что дойду до финала и, уж тем более, выиграю.
— А когда почувствовал, что победа вполне себе досягаемая цель?
Гаджи Гаджиев: Наверное, после победы в третьем поединке. У меня в каждом бою все получалось, я хорошо себя чувствовал, видел, как выступают другие спортсмены в моей весовой категории, и понял – с этими ребятами можно работать, можно их обыгрывать.
— В полуфинале ты победил Эрнеста Шарафутдинова, бронзового призера чемпионата мира, лидера российской сборной. До этого на каких-нибудь соревнованиях пересекались?
Гаджи Гаджиев: Нет, только на сборах.
Мурад Гаджиев: На сборах Эрнест побеждал Гаджи в спаррингах. Но мы понимали: его можно обыгрывать. Он побеждал с небольшим преимуществом. Чуть собраться, прощупать соперника, победить – таков был план на перспективу. В Москве он сработал.
— А как Эрнест воспринял это поражение? Пообщались после поединка? Вы все-таки партнеры по команде и в дальнейшем будете часто пересекаться.
Гаджи Гаджиев: Поражение как поражение. Он профессионально к этому относится. Не проявлял по отношению ко мне какой-то злобы.
— Когда ждать ваш следующий поединок? Чтобы можно было закрепить успех. Одна победа — это просто победа. Одержишь вторую, начнет просматриваться тенденция.
Мурад Гаджиев: Есть высокая вероятность, что они встретятся на чемпионате России в августе в Екатеринбурге.
Гаджи Гаджиев: Мы и в Грузии еще можем подраться.
Мурад Гаджиев: 17 января команда едет на международный турнир в Грузию. Они оба заявлены, так что могут встретиться и там. Как и на турнире в Казани «Кубок Ак Барс» в апреле. Я думаю, их конкуренция будет длиться долго.
— В финале все того же турнира в Москве ты встретился с еще одним бронзовым призером чемпионата мира, египтянином Али Эль-Сави. Ваша схватка закончилась вничью. Когда такое случается и исход поединка зависит от решения судей, которые оценивают активность каратистов, что происходит в голове спортсмена?
Гаджи Гаджиев: Весь бой вспоминаешь и понимаешь для себя – выиграл или проиграл.
— То есть еще до того, как объявили имя победителя, ты понимал, что золото твое?
Гаджи Гаджиев: Да, я действовал первым номером.
Мурад Гаджиев: В карате в случае ничьи победа обычно присуждается спортсмену, который первым открыл счет. Но Али Эль-Сави под конец схватки допустил грубую ошибку и толкнул Гаджи, нарушив правила. За это у него отняли преимущество первого балла. Когда такое происходит, в 90% случаев победу по итогу дают в другую сторону. Это первый фактор. Второй: Гаджи по ходу поединка уступал, поэтому нападал чаще, пытаясь отыграться. А египтянин отступал, оборонялся, стараясь сохранить преимущество, вел схватку довольно пассивно. Это сыграло с ним злую шутку.
— Победил двух бронзовых призёров чемпионата мира. Есть ощущение, что теперь можешь отжечь и на самом чемпионате мира?
Гаджи Гаджиев: Конечно, могу. Доберемся, посмотрим.
Мурад Гаджиев: Чемпионат мира пройдет в ноябре, где именно, пока сказать не могу. Августовский чемпионат России как раз будет отборочным.
— Последнюю победу в этом сезоне ты одержал на первенстве России в начале декабря. Это был отбор на Евро, который пройдет в Польше. Какова вероятность, что нас туда пустят?
Гаджи Гаджиев: Очень маленькая. Поэтому вместо Польши руководство федерации карате планирует отправить ребят на крупный международный турнир в Эмираты. Туда приедут спортсмены из 80 стран. Будут все, кто был в Венеции на первенстве мира.
«Слишком много карате в голове не должно быть»
— Когда ты увлекся карате?
Гаджи Гаджиев: Лет в шесть. Сперва просто ходил с папой смотреть на занятия, потом стал подключаться к тренировкам и через какое-то время втянулся.
— Был период, когда хотелось сбежать из зала?
Гаджи Гаджиев: Сбежать – нет. Я параллельно занимался и другими видами спорта: футболом и баскетболом, и иногда чуть-чуть переключал на них внимание. Но я понимал, что мое будущее связано с карате.
— Видя, что сын параллельно занимается другими видами спорта, старались придумать дополнительную замануху для занятий в вашей секции?
Мурад Гаджиев: В этом не было нужды. Он уже с 8 лет начал показывать успехи, занимать призовые места на первенстве Дагестана. В 9 уже участвовал в первенстве России, такой пробный выход был. В 13 лет выиграл крупный турнир «Кубок Ак Барс» в Казани. До этого ни один каратист из Дагестана там не побеждал. В 15 лет стал третьим на первенстве России. В этом же возрасте победил на крупном турнире «Надежды России» и отобрался на Европу. Где выиграл два боя, а в третьем с минимальным счетом уступил будущему чемпиону. А если мальчишка добивается результатов, ему уже и не хочется переключаться на другие виды спорта.
— Дома часто обсуждаете карате?
Мурад Гаджиев: Немножко. Просмотрим какой-нибудь бой, проанализируем ошибки. Но перегружать этим нельзя. Слишком много карате в голове не должно быть.
— Гаджи, с младшим братом, тоже каратистом, часто выясняете отношения
Гаджи Гаджиев: В детстве постоянно спорили. Сейчас уже нет. Но на тренировках с ним будто принципиальные бои бывают. Не то чтобы рубимся, но очень хорошо отрабатываем, чтобы получить максимальную пользу от спарринга.
— Он хочет доказать, что может на равных биться со страшим братом?
Гаджи Гаджиев: Конечно, хочет. Он сам говорит: «Дайте с Гаджи бой, дайте».
— Жалеешь его во время спредингов?
Гаджи Гаджиев: Грубо работать смысла нет, как со взрослыми. Ильяс младше меня на четыре года. С ним нужно работать по его правилам, молодежным. Но в плане скорости поблажек не делаю. Что его жалеть? На соревнованиях жалеть не будут.
Мурад Гаджиев: Младший старается не отставать. Ильяс хочет участвовать везде, где участвует Гаджи. И если Гаджи на каких-то соревнованиях оступается, Ильяс работает с двойной силой, чтобы забрать золото.
— А ты Ильяса подстраховываешь?
Гаджи Гаджиев: На первенстве России он остался без наград. Когда он проиграл, я подумал: «Ну всё, точно должен побеждать. Чтобы в семью хоть одно золото приехало».
— Как оцениваешь этот год? И чего ждешь от 25-го?
Гаджи Гаджиев: Год сложился хорошо. Не скажу, что идеально, но идеал в принципе не достижим. Думаю, 2024 год лучший в моей карьере. Надеюсь, следующий год сложится не хуже. Хочу забрать свой первый чемпионат России и удачно выступить в Грузии и Эмиратах. Это задача минимум. А дальше видно будет.
Руслан Бакидов