Учителя родного языка — о сокращении часов и долге каждого дагестанца
Изучение родных языков в школах Дагестана идет на убыль. Лезгинским, аварским, лакским, кумыкским, даргинским и другими языками жертвуют ради тех предметов, «от которых есть практическая польза». Жертвуют родители учеников, школы, стремясь быть на хорошем счету, а не на дне рейтинга. Ниточки ведут и к федеральным образовательным стандартам, которые разрешают изучать родные языки на свое усмотрение. Хорошо, когда разрешают, а не запрещают. Но в данной ситуации это срабатывает не в пользу сохранения родных языков. «Молодежка» выяснила почему.
Исчезновение языков народов Дагестана – не выдумка диванных паникеров, а прогноз ученых-лингвистов. Восьмого сентября в поздравительной речи по случаю Дня языков народов России министр образования и науки Дагестана Яхья Бучаев сказал, что министерство рекомендовало муниципалитетам выбирать учебные планы с обязательным изучением родного языка, потому что каждая школа сегодня имеет такую возможность. Рекомендует, потому что школы подведомственны администрациям муниципалитетов. Но они, как говорят сами представители республиканского минобра, часто не выбирают. В основном это касается городских школ.

С нас не требуют
Ситуация с преподаванием родных языков в городах, в частности в Махачкале, нелегкая. Нехватка учителей и кабинетов, переполненность групп по родным языкам, отсутствие у детей базы родного языка, которая должна закладываться в семье, – вот неполный список проблем, с которыми сталкиваются школы в процессе обучения детей родным языкам и родной литературе. Эти же проблемы, как говорили в беседе с «Молодежкой» учителя родных языков, серьезно сказываются на качестве освоения детьми материала.
Администрации школ выбирают учебные планы из нескольких предложенных управлением образования муниципалитета. Сельским школам, где все дети говорят на одном языке, пояснили изданию, легче выбирать программы с хорошим уклоном на родные языки. А для городских школ, где представлены все народности, обеспечение преподавания родных языков – сложная задача. На школы давят и приоритеты системы образования, ориентированные на результаты ОГЭ и ЕГЭ. Чем больше стобалльников, высокобалльников, призеров олимпиад даст школа, тем выше ее рейтинг. А приоритеты с родными языками не связаны.
«От нас требуют результатов. Каких? ОГЭ, ЕГЭ, олимпиады, конкурсы. Чтобы дети, учителя в них участвовали. А по каким предметам больше конкурсов? Это математика, русский, химия… – предметы, по которым дети сдают ГИА. Наша работа оценивается по результатам этих предметов, и родители делают на них акцент. От школ не требуют результатов по родным языкам, поэтому они делают упор на предметы ГИА. Но мы всё равно стараемся в рамках школы, несмотря на отсутствие этих требований, проводя внеурочные мероприятия, поддерживая таким образом интерес учеников к родному языку и культуре»,
– рассказали в одной из школ Махачкалы о требованиях и установках сверху.
Все наши собеседники также опирались на дефицит учителей родных языков. В минобрнауки Дагестана изданию дали данные за минувший год: в 2024-2025 учебном году в республике было 2611 учителей родных языков, дефицит составлял 39 учителей. Это 17 учителей аварского языка, 8 – даргинского, 4 – кумыкского, по 2 учителя не хватало по лакскому, чеченскому, рутульскому и табасаранскому языкам и по одному по лезгинскому и русскому.
Если судить по данным, озвученным Бучаевым в 2023-м в правительстве Дагестана на совещании по вопросам развития образования, количество учителей снизилось. Так, в 2022-2023 учебном году учителей родных языков и литератур было 2809.
В первой же школе, в которую «Молодежка» наугад позвонила для выяснения ситуации с дефицитом кадров, нам сообщили о нехватке второго учителя даргинского и учителя кумыкского. Это была махачкалинская школа №42.
Перед изучением родных языков в школах встают проблемы и другого характера…

Под гнетом противоречий
Анализ различных вариантов учебных планов, разработанных в соответствии с ФГОСами первого и второго поколений, отметила директор Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. Тахо-Годи Альбина Арухова, показывает, что количество часов на изучение родного языка и родной литературы из года в год сокращается. Во ФГОСах третьего поколения, вышедших в 2021 году, появилась формулировка, которая, как считает наше издание, может сильно ослабить или вовсе привести к выхолащиванию родных языков и родной литературы из школ.
«С 1 сентября 2022 года начался ввод нового федерального государственного образовательного стандарта. По новым ФГОС по отношению к урокам родного языка употребляется понятие «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». Но вместе с тем в них есть и понятие «обязательное изучение родных языков». То есть присутствует противоречие. Изучение родных языков ставится в зависимость от решения руководства школ, которое не несет ответственности за отказ от его изучения.
Это позволяет директорам даже безосновательно отказываться от изучения родных языков», – подчеркивает Арухова.
Их изучение ставится в зависимость не только от руководства школы, но и от желания родителей. Родной язык, родная литература изучаются по их заявлению. До начала учебного года школа на основании этих заявлений определяет, какие языки будут изучаться в школе. Часто родители в качестве родного выбирают русский язык. «Русский как родной» – так он обозначен в школьном расписании.
«Новые ФГОСы требуют новых учебников, для разработки которых необходимо время, при этом запрещено использование существующих. Практика уничтожения старых учебников создает препятствие для изучения родных языков», – также подчеркнула Арухова.
Она отметила действия региональной власти по усилению позиции родных языков в школах Дагестана. Перечислять конкурсы, олимпиады и другие мероприятия, проводимые на республиканском и муниципальном уровнях в целях поддержки и сохранения языков, мы не будем. Эти мероприятия очень нужны. Но при отсутствии системного и обязательного изучения языков они вовсе не могут выполнить роль спасательного круга. Отметим лишь, что в 2025 году впервые в Дагестане была обеспечена возможность проведения ГИА по родным языкам и родной литературе. Но ни один девятиклассник в республике не изъявил желание сдать ОГЭ по этим предметам.
«За последние годы министерством образования и науки Дагестана проделана значительная работа по обеспечению образовательных организаций республики учебными пособиями по родным языкам и литературе. Авторами нашего института совместно с внешними авторами разработаны учебные пособия по родным языкам и литературному чтению, заменяющие в образовательном процессе учебники. Всего выпущено 92 наименования пособий, среди них есть и буквари. До конца года планируется издание 9 наименований пособий для начальной школы по агульскому, рутульскому, цахурскому языкам и литературному чтению, которые не издавались с 90-х годов прошлого столетия», – рассказала наша собеседница.
Правительством Дагестана, сообщила Арухова, на выпуск книг на родных языках и предметам этнокультурного образования за последние 2,5 года выделено около 500 млн рублей.
«В условиях, когда вопросы изучения родных языков на федеральном уровне во многом переданы в руки администраций школ и родителей, стараний минобра, конечно, недостаточно. Я и другие мои коллеги считаем, что в первую очередь родители должны дать базу своему ребенку, тогда ему и в школе будет легче и интереснее изучать язык», – обратилась Арухова к мамам и папам.

Закона не видно? Или беззаконие?
Еще одним сдвигом в пользу изучения родных языков Арухова считает разработку «Концепции преподавания родных языков и родных литератур в Республике Дагестан на 2023-2030 гг.».
«Молодежка» изучила Концепцию. В документе указано, что «цель Концепции заключается в сохранении этнокультурного и языкового разнообразия Дагестана, в обеспечении высокого качества преподавания родных языков и литератур». Для достижения этой цели, говорится в Концепции, необходимо принятие закона РД «О языках народов Дагестана». То есть, по мнению минобрнауки Дагестана, разработавшего Концепцию, нашей республике нужен этот закон. Уже не первое десятилетие разговоры о необходимости его принятия ведут ученые-лингвисты и общественные деятели Дагестана.
Судя по открытой информации, имеющейся в Сети, в последний раз власти Дагестана обсуждали проект закона в 2014 году. Совещание по этому вопросу проводил первый вице-премьер Анатолий Карибов. Возможно, мы нашли не всю информацию и власти возвращались к этому вопросу. Но в открытых источниках нам удалось найти упоминания только за 2014 год.
Почему принятие столь важного для сохранения языков народов Дагестана закона повисло в воздухе или отсрочилось, еще предстоит выяснить. Во время подготовки материала издание сделало попытку найти ответ на этот вопрос. Но наш собеседник из числа парламентариев в итоге отказался от публикации комментария.

Прибавилось – убавилось
Слова Аруховой об обеспеченности школ учебниками подтвердили наши собеседницы – учителя родных языков. Но есть одно большое НО.
«До сих пор учителя страдали из-за отсутствия учебников. Как появились учебники – сократили часы. Сейчас школа обеспечена учебниками с 1 по 9 класс. Сокращение часов – это основная проблема», – сказала учитель даргинского языка и родной литературы махачкалинской школы №53 Нарижат Ибрагимова.
Ибрагимова окончила ДГПУ в 2000 году и с 2006 года работает учителем родного языка, призер городского конкурса «Учитель года – 2018».
«На родной даргинский язык и литературу в 1-3 классах в нашей школе отведено 2 часа в неделю – это один урок даргинского языка и 1 урок литературы в неделю. Столько же часов отведено для классов с пятого по восьмой. На изучение даргинского языка и литературы в 4 и 9 классах отведен 1 час в неделю, когда уроки чередуются: одна неделя – даргинский язык, другая – даргинская литература. В 10-11 классах групп нет, нет даргинцев для их создания. Раньше на родной язык и литературу давали три часа, и мы их распределяли: два часа в неделю – язык, один – литература», – пояснила учитель.
Сокращение часов, по ее словам, началось примерно пять лет назад. Это, обращает внимание Ибрагимова, «очень сильно ущемляет язык, влияет на качество знания языка». Еще одна большая беда, по ее словам, — родители, которые не разговаривают с детьми на родном языке.
В беседе с «Молодежкой» учитель подняла проблему престижа профессии и оплаты труда. На своих страницах наше издание готово говорить об этом постоянно, мозоля глаза и себе, и ответственным за это людям.
«Большая нехватка специалистов в школах. Молодежь не хочет поступать в педагогические вузы из-за низкой престижности профессии, низких зарплат, высокой нагрузки и отсутствия карьерного роста. Чтобы исправить ситуацию, необходимо повысить престиж профессии «учитель», повысить оплату», – сделала напоминание учитель даргинского.

Внеурочка не в пользу
«К сожалению, нагрузка учителя родного языка желает оставлять лучшего, потому что с каждым годом мы видим сокращение количества часов родного языка, хотя во всех инстанциях говорят о значимости родного языка в культуре и истории народа. Но, тем не менее, по факту наблюдается обратное», – говорит преподаватель аварского языка и литературы Дылымского многопрофильного лицея Казбековского района Патимат Магомедаминова. Она победитель республиканского конкурса «Лучший учитель родного языка и литературы – 2025». В 2014-м Патимат окончила факультет дагестанской филологии ДГУ и уже 15 лет работает учителем.
На выбор профессии ее вдохновили учителя Махач Джамиев и Язрапат Юсупова. Магомедаминова до сих пор помнит, как Махач Джамиевич приводил разные библиографические сведения о писателях и тем самым заинтересовывал учащихся. А в устах Язрапат Шамхаловны, по словам собеседницы издания, родная речь «звучала словно мелодичный бубен в руках виртуоза».
«Я знаю, что в городских школах количество часов родного языка намного меньше, чем в селах. Чем это обусловлено, не могу сказать, хотя школа вольна выбрать ту или иную программу обучения. У нас, например, в 5-11 классах 3 часа в неделю: 2 – родной язык, 1 – родная литература. В начальной школе только 2 часа: 1 – родной язык, 1– родная литература», – поделилась Магомедаминова.
Перевод одного часа родного языка на внеурочное она, как и учитель даргинского Гаджиева, считает пренебрежением к родным языкам. Напомним, с этого года 1 час родного языка в первых классах переведен на внеурочную форму, когда урок проводится в свободное от основных уроков время. Это объективно вызвало опасения у экспертов в сфере национального образования в республиках, где наряду с русским государственными являются и несколько других языков. Эксперты посчитали, что изучение родного языка во внеурочное время будет неэффективным – не все школы пойдут на это, в том числе потому, что «внеурочки оплачиваются меньше, чем уроки». Тогда Минпросвещения России поспешило с успокоением. Часы родного языка в школах сохранятся, пояснило министерство, изменится лишь форма занятий для первоклассников.
«Почему один час родного языка должен стать внеурочным? Почему нельзя оставить количество часов как есть и к ним добавить еще внеурочку? Как учителю за 40 минут в неделю заложить в учащихся любовь к родному слову, воспитать чувство патриотизма, основываясь на героях художественной литературы? Как рассказать о богатой культуре, традициях, обычаях и истории Дагестана?» – задается вопросами учитель аварского как человек, искренне переживающий за будущее языков народов нашей республики.

На совести каждого дагестанца
Многие современные школьники, говорит Магомедаминова, плохо говорят на родном языке, потому что дома на нем нет общения. Учитель, по ее словам, может заложить основы родного языка: обучить алфавиту, научить читать и писать, а прививать любовь к языку с раннего детства должны родители.
«Если мать не поет ему колыбельные песни на родном языке, – рассуждает Магомедаминова, – если бабушка с дедушкой не читают народные рассказы и сказки по вечерам, если отец не дает наставления, приводя в пример наших предков, что может сделать учитель за 40 минут в неделю? Основа всего закладывается в семье. Поэтому, если родители будут заинтересованы в родном языке, поверьте, и у ребенка будет к нему лежать душа. Но многие родители в Дагестане пренебрегают родным языком».
Если ситуация не изменится, с огорчением констатировала учитель, дагестанские языки исчезнут, а вместе с ними и богатая культура каждого народа. И кем тогда нам себя считать?
«Сохранить язык и передать его следующему поколению – это наш прямой долг и обязанность перед нашими предками, поэтому как мать и как учитель родного языка и литературы я призываю всех по долгу службы, зову сердца и как граждане принять в этом самое непосредственное участие», – обратилась к дагестанцам учитель аварского.
Амина Магомедова




















