О стрессе и эмоциональном интеллекте — из первых уст
Совсем недавно прямиком из Хасавюрта в мои руки попала книга «Вокруг света за 80 дней». Невозмутимость и стрессоустойчивость главного героя Фелиаса Фогга поразительна и кажется неправдоподобной. Пока роман подвергался чтению, Минобрнауки Дагестана вышло с новостью о школьнице Сабине Мустафаевой, которая изучает влияние стресса на когнитивные способности человека с помощью отслеживания движения глаз. Еще одна попытка помочь современному человеку успокоиться. «Молодежка» избрала Сабину героиней номера. Ведь мы, дагестанцы, рискуем потерять когнитивные способности, подвергнувшись стрессу из-за проблем с ЖКХ. Нам нужна помощь!
В школе №1 села Ахты 600 учеников, среди них ученица 10 класса Сабина Мустафаева. В период подготовки материала Сабины не было ни в родных Ахтах, ни вообще в Дагестане. Она получила приглашение на участие в образовательной программе «Большие вызовы» и находилась в федеральном образовательном центре «Сириус» в Сочи. Здесь в команде со школьниками из Брянска, Ульяновска, Томска и Москвы Сабина была занята в проекте «Влияние стрессового состояния на параметры движения глаз при работе с текстом», разработанном в сотрудничестве с МГУ и университетом «Сириус».

Об эмоциях
Участию Сабины в образовательной смене в «Сириусе» способствовала победа ее проекта «Влияние эмоционального интеллекта на сферы жизни человека. Зачем и как его развивать?» во Всероссийском конкурсе «Большие вызовы» на региональном уровне.
Стресс и эмоциональный интеллект – области исследования в психологии, которую в школе не изучают. Как юная девушка осилила эти проекты, задалась вопросом «Молодежка». Сабина, выяснилось, на постоянной основе самостоятельно изучает психологию. Еще наша героиня интересуется историей, хорошо знает химию, биологию, русский язык, несколько лет играет в волейбол и любит читать художественную литературу. О ее любимых книгах написано ниже.
«Сабина очень умная и целеустремленная. Призер многих олимпиад, участник форумов и конкурсов. Проектная деятельность – это новшество в школах, а чтобы понять и довести до завершения любой проект, нужны умные и трудолюбивые ученики», – рассказала «Молодежке» учитель ИЗО и руководитель школьного центра образования «Точка роста» Эмина Пашаева. Пашаева – наставник и руководитель Сабины в проекте, связанном с эмоциональным интеллектом.
В проекте наши героини изучали влияние эмоционального интеллекта на разные сферы жизни человека.
«В эксперименте участвовали 30 человек: семиклассники, десятиклассники и учителя. Перед началом эксперимента мы определили три ключевых параметра: уровень эмоционального интеллекта, шкала удовлетворенности жизнью и стресс-индекс»,
– рассказала Сабина.
Развивать эмоциональный интеллект, уверена Сабина, необходимо. Это, по словам школьницы, может помочь значительно повысить качество жизни, развить навыки общения с людьми и снизить уровень стресса.
«Развивать эмоциональный интеллект можно по-разному, в зависимости от возраста, характера и предпочтений человека. Можно, например, взять за основу традиционные методы: рефлексия, медитация и немного дополнить их современным или же обратиться к интерактивным методам», – предлагает юный исследователь.
«Молодежка» поинтересовалась у Сабины, как она оценивает свой уровень эмоционального интеллекта.
«В силу возраста мой эмоциональный интеллект еще не до конца сформировался. При этом я стараюсь понять и сочувствовать людям, осознать свои эмоции и контролировать их, хоть и не всегда получается. Веду эмоциональный дневник, рефлексирую свои впечатления и ощущения», – ответила Сабина.
Не все наши читатели, есть такая вероятность, обладают хорошим эмоциональным интеллектом. Желая помочь им и себе, автор попросил Эмину Пашаеву посоветовать книги о развитии эмоционального интеллекта. Свой уровень эмоционального интеллекта Пашаева назвала достаточно хорошим. «Все-таки годы работы в школе не прошли даром», – подчеркнула она.
Пашаева остановилась на трех книгах. В книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» автор Даниел Гоулман, отметила собеседница, очень подробно объясняет, что успех в жизни зависит не только от уровня интеллекта, но и от способности управлять своими эмоциями. А в книге «Социальный интеллект. Новая наука о человеческих отношениях» этот же автор «расширяет тему эмоционального интеллекта, фокусируясь на социальных аспектах – как мы взаимодействуем с окружающими, как строим доверие и создаем связи».
Третья книга – «Эмоциональный интеллект для подростков» Тревора Мартина. Эту книгу Пашаева больше советует молодым людям, «они найдут много советов по развитию эмпатии и улучшению коммуникации с одноклассниками и родителями».
Сабина обратила внимание на того же Гоулмана и книгу «Эмоциональный интеллект. Российская практика» Сергея Шабанова и Алены Алешиной.
«Сейчас все чаще наблюдаю, как люди предпочитают цифровое общение живому, теряют контроль над своими эмоциями и социальными навыками.
Решение проблемы эмоционального интеллекта поможет людям конструктивно решать конфликты, развиваться в профессиональной деятельности и строить гармоничные отношения с самим собой и окружающими», – рассуждала десятиклассница в общении с «Молодежкой».

На эмоциях
После мы плавно перешли к теме стресса и участия Сабины в проекте по изучению влияния стресса на когнитивные способности человека с помощью отслеживания движения глаз.
Основная идея исследования, как указывает центр «Сириус», заключается в том, что глаза могут служить точным индикатором стрессового состояния человека. И такие изменения в движении глаз можно зафиксировать и проанализировать. Если эта концепция найдет подтверждение, подчеркивает «Сириус», она откроет новые возможности для ранней диагностики стресса. Также метод может лечь в основу создания автоматизированных систем мониторинга уровня стресса в реальном времени – например, через камеру смартфона или ноутбука. Это позволит своевременно находить решения для снижения напряжения организма.
«Наше исследование, – рассказала Сабина, – включало в себя изучение изменений в динамике движений глаз при работе с текстами. Сутью было сравнение параметров при чтении под стрессом и без.
В первую очередь, мы работали с айтрекером (технология, которая фиксирует движение глаз – прим. ред.) и полиграфом. Полиграф нужен был для того, чтобы определить, действительно ли человек находился в состоянии стресса.
Вместе с командой после статистических анализов мы пришли к выводам, что параметры движения глаз под действием стресса действительно меняются. В дальнейшем исследовании можно добрать более масштабную выборку и получить статистически значимые результаты, а затем опубликовать научную статью».
Команду проекта, и в том числе Сабину, пригласили на международную научную конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2026», которая будет проходить следующей весной в Москве.
Мы спросили у Сабины, интересовалась ли она или пыталась ли самостоятельно сравнить стрессоустойчивость людей десятилетия назад и сейчас. Но только после ее ответа поняли, что слишком много ожидаем от начинающего юного исследователя.
«Для сравнения стрессоустойчивости людей раньше и сейчас нужно более подробное изучение конкретных лет, так как в разное время люди сталкивались с различными политическими и социальными изменениями, которые влияли на эмоциональное состояние в том числе», – объяснила Сабина журналисту «Молодежки».

Сама Сабина, по ее собственному утверждению, человек стрессоустойчивый, но участие на финальной защите проектов «Большие вызовы» все-таки заставило ее поволноваться.
«Я пока только учусь анализировать свои эмоции и вовремя исправлять ситуацию», – подчеркивает собеседница, удивляя здравомыслием.
Сабина позитивно оценила способы корреспондента издания избавиться или на время избавиться от стресса: длительные пешие прогулки, кино, возвращение к брошенной в долгий ящик работе.
«На самом деле ваши методы очень эффективны, я порой делаю так же. Для меня важно в целом отвлечение от проблемы с помощью приятного времяпровождения: просмотр фильма, прогулки наедине с музыкой или общение с друзьями. Также был период, когда отвлечься от всего мне помогало полное погружение в учебу», – поделилась Сабина.
Нервы дагестанцев этим летом (и не только этим) иссушает энергетический коллапс. Наши когнитивные способности в опасности. Противостоять стрессу – долг перед собственным здоровьем: во-первых, жалобами в соответствующие инстанции, во-вторых, за чтением или просмотром кино.
Что читать и смотреть – мы спросили у Сабины. Вот ее фавориты: «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» Энн Бронте, «Убийство в Восточном экспрессе» и «Десять негритят» Агаты Кристи. А при наличии электричества и бесперебойной связи можно посмотреть фильмы из списка нашей героини: «Унесенные ветром», «Интерстеллар», «Гордость и предубеждение».
В беседе с «Молодежкой» Сабина не забыла поблагодарить свою школу и наставницу Эмину Пашаеву, которая вдохновляет детей на участие в научно-исследовательских проектах.
Амина Магомедова
Другие материалы этого автора




















