Пресс-конференция, посвященная повышению тарифов на водоотведение и водоснабжение, которая прошла на минувшей неделе, вместо того, чтобы ответить на все накопившиеся вопросы, кажется, оставила их еще больше. Временами стороны, которые пытались вести диалог, были похожи на участников мексиканской дуэли. Это та самая ситуация из кино, когда трое и более героев угрожают направленными друг на друга револьверами – никто из них не может выйти из конфликта победителем без риска понести непоправимый ущерб. В той же ситуации оказались и участники этой пресс-конференции – общественники, руководители минэнерго и Единого оператора водоснабжения и водоотведения, а также бизнесмены и СМИ.
Этого можно было бы избежать, если бы решение по повышению тарифов не принималось поспешно, а также без широкого обсуждения на публичных информационных площадках с привлечением заинтересованных сторон. Но что вышло, то вышло…
Признаться, давно не приходилось участвовать в мероприятии, градус которого вырос с нуля до десяти, как только оно началось.
Сапарбейг Абдуллаев, член Общественной палаты Дагестана, не стал тянуть и выразил свое негодование почти сразу. Ему не понравилось, что первому слово предоставили и.о. министра строительства, архитектуры и ЖКХ республики Александру Нестерову. «Мы пришли послушать министра энергетики, который принял эти тарифы», — возмущался Абдуллаев, но тщетно.
Ведущий мероприятия справедливо придерживался заранее оговоренного распорядка.
До словесной «битвы за тариф при ДГТУ» между общественниками, журналистами и чиновниками оставалось совсем немного.
Подтянем коммуналку республики
Нестеров тем временем пояснил присутствующим, что в 2023 году Дагестан получил 425 млн рублей на частичную компенсацию по тарифам на коммунальные услуги. Также он напомнил об удручающей ситуации с износом коммунальных сетей (60-70%), которая стала давно избитым трюизмом в дагестанском обществе, но на каждом тематическом совещании все вынуждены постоянно об этом напоминать.
После этого слово было предоставлено министру энергетики и тарифов Марату Шихалиеву, который отметил, что в Махачкале впервые устанавливается экономически обоснованный тариф (с учетом инвестиционной составляющей), и добавил, что повышение тарифов коснется только юридических лиц. Также он отметил, что тарифы на водоснабжение и водоотведение были значительно увеличены (в 7 раз для юридических лиц. – Прим. ред.), но это позволило коммунальному комплексу получить импульс для масштабной модернизации.
Линию о необходимости повышения тарифов продолжил руководитель Единого оператора в сфере водоснабжения и водоотведения Магомедгаджи Шапиев, который также обосновал необходимость роста тарифа будущей реконструкцией коммунальной системы.
«С учетом износа инфраструктуры мы даже могли обосновать тариф и в 200 рублей. Но я хочу сказать, что тот тариф, который установлен у нас, ниже в среднем, чем по стране», — отметил он.
«Львиная доля коммунального комплекса республики приходится на Махачкалу. Если мы решим вопрос модернизации коммуналки столицы, то подтянем всю республику», — подытожил руководитель Единогооператора.
Словесный пинг-понг
Член Общественной палаты Дагестана Мамма Маммаев напомнил, что является заслуженным экономистом, и вернул всех в мир цифр и расчетов.
«Какое же это экономическое обоснование, когда 60% населения не платят за воду? И вы эту нагрузку закидываете на 40% плательщиков»,
— отметил он.
Также он справедливо заметил, что за повышением тарифов последует рост цен на услуги бизнеса, а также что качество коммунальной услуги должно соответствовать нормативу – брать деньги за мутную воду неправильно.
По мнению Шапиева, качество воды соответствует нормативу, но при этом наблюдаются «незначительные отклонения по мутности». «Контроль качества воды ведется постоянно», — добавил он.
Далее руководитель ЦУР Ислам Мусаев зачитал вопрос потребителя, поступивший онлайн:
«Есть мнение, что шум вокруг тарифов поднимают не физические лица, а больше юридические лица, которым невыгодно платить по счетчику, которые бесконтрольно расходовали воду, а теперь, когда хотят навести порядок, они прикрываются простыми людьми. Возможно, они связаны с определенными структурами».
Толком ответа на поставленный вопрос никто не дал, но в воздухе еще ощутимее запахло демократией, плюрализмом мнений, курсивом…
Сапарбейг Абдуллаев требовал предоставить слово, Мамма Маммаев не доверял вопросам онлайн и журил председателя Общественной палаты Дагестана Азизбека Черкесова за отказ от публичных обсуждений повышения тарифов, Магомедгаджи Шапиев буквально на пальцах (и довольно успешно) объяснял преимущества повышения тарифов для дагестанской коммуналки.
Тем временем Зияутдин Увайсов, руководитель общественной организации «Монитор пациента», задал вопрос из зала: «То, что тарифы для физлиц не повысятся, — это неправда. Они повысятся с 1 июля 2024 года. Я считаю, что его приняли незаконно. По этому поводу обратился в суд, надеюсь, он примет законное решение. В презентации, которую я сегодня увидел, для меня лично не хватает следующего: кто будет нести ответственность в случае, если планируемые показатели не будут реализованы? В связи с этим вопрос: готов ли Единый оператор вернуть деньги или понести предусмотренную законом ответственность в случае, если он не выполнит свои обязательства по модернизации коммунальных сетей в установленные сроки?»
Ему ответил Шапиев, который не согласился с такой постановкой вопроса. Руководитель Единого оператора напомнил, что тариф повысится не только в Махачкале, но и по всей стране в установленных рамках.
Он пояснил, что Единый оператор — это организация, которая принадлежит республике (100%-й держатель акций – минимущество Дагестана). Ответственность за неисполнение взятых обязательств будет возложена в рамках закона при принятии решений соответствующими компетентными органами.
Шихалиев также поучаствовал в диалоге. По его мнению, приказ о повышении тарифа принят законно, а отстаивание своих прав в суде – цивилизованный способ решать спорные вопросы.
Феликс Алиев, представитель индустриального парка «Фотон», как он выразился, позволит себе не согласиться с министром энергетики и тарифов. Алиев считает, что документ о повышении тарифов на водоснабжение и водоотведение является незаконным, так как он не был опубликован в «Дагестанской правде», органе печати госвласти.
Второе его замечание: поскольку коммунальные предприятия являются собственностью республиканской, то средства на модернизацию коммунальных сетей должны изыскивать республиканские власти, она не должна проводиться за счет юридических лиц.
«Это ваша собственность, так будьте добры, восстанавливайте. Хотите — проводите дополнительную эмиссию акций, используйте возможности федерального, республиканского бюджета или бюджета Махачкалы. Никто не спорит, что повышать тариф нужно. Повысьте в три раза. Но не в семь же раз!» — обращался к президиуму Алиев.
«Если вы несете воду в дырявых ведрах, то почему мы за это должны платить?» — сформулировал он суть претензии.
Закрепил свое выступление Алиев тем, что сообщил присутствующим о том, что по правовым вопросам консультировался со своим одноклассником – Гадисом Абдуллаевичем Гаджиевым, судьей Конституционного суда РФ в отставке.
Как здорово, что мы сегодня собрались
Тем временем Сапарбейг Абдуллаев взял слово сам.
«Я не просто так сюда пришел», — сказал он и начал рассказывать, как один из знакомых предпринимателей вдруг стал платить за 1 кубометр воды вместо 19 рублей аж 91 рубль.
«Умом Россию не понять!» — продекламировал он. Его попросили пояснить за 91 рубль, предположили, что эта сумма – обобщенная и не отражает конкретную услугу. Но диалог ушел в сторону. Квитанцию взять у общественника никто не догадался.
«Подходы к установлению тарифов должны были быть переходными», — предложил выход из тарифного цугцванга Сапарбейг Алиев, но, кажется, его уже никто не слушал.
Ведущий в очередной раз пытался вернуть обсуждение в рамки, в том числе и временные, так как каждый выступающий увлекался и пренебрегал лимитами выступлений. И неизменно натыкался на сопротивление. Приходилось переходить на повышенные тона, а это всегда чревато при большом скоплении интеллигентных дагестанцев.
— Чего вы кричите?! Не кричите. Кто вы такой, чтобы кричать?
— Потому что вы по-другому не понимаете.
— Вы не владеете темой!
В общем, в тот день в ДГТУ было жарко, а участники охотно сеяли ералаш.
Всех пытался помирить Булач Чанкалаев, но даже его возможности в тот день были ограничены. Тем не менее все согласились, что такие обсуждения полезны и просто необходимы. И пообещали друг другу, что соберутся еще раз.
Надо будет не пропустить это мероприятие.
Пока же ясно одно – вокруг этой темы будет сломано еще не одно копье. А главным критерием станет то, как будет проведена обещанная модернизация коммунальных сетей и насколько удачно и в полном объеме эти изменения будут донесены до дагестанцев через СМИ и общественные институты.
Тимур Магомаев