Подводим итоги и надеемся на 2025-й
Так уж вышло, что мы рождены в определенных исторических обстоятельствах, мы принадлежим своей семье и своему поколению, мы всегда являемся частью некоего целого, чего-то большего. Конечно, мы не выбираем тех, с кем нам придется параллельно стареть, и тех, кто волею судеб сойдет с этого пути раньше нас.
Но у времени, кстати, есть много разных свойств, которые могут показаться привлекательными. И прежде всего это, конечно, его неотвратимость. Именно оно позволяет создать достойную модель минувшего и даже запечатлеть ее на бумаге, в газете (которая, кстати, пожелтеет со временем), в интернете, который, как мы все знаем, всё помнит.
Уходящий 2024 год не стал переломным для республики, было как хорошее, так и плохое – чего больше, дело субъективного взгляда каждого. Он многому нас научил и напомнил, что ошибки бывают, но на них нужно учиться. Этот год стал еще одним годом проведения СВО и возросшими рисками как экономического, так и личного порядка. На 2025 год в связи с этим большие надежды и ожидания. В течение года мы снова и снова убеждались, что самое главное богатство республики – это ее жители. С потрясающей любовью к жизни, с вдохновляющим умением жить эту жизнь. И это, безусловно, тот колодец, из которого нужно черпать силу.
Год вернулся к себе по своим же следам, и мы по традиции вспоминаем его основные события. А когда не вспоминали, собственно говоря. Жанр журналистики, который как тот праздник — с нами всегда.
Политика и деньги
Политико-экономические процессы крутились, как «жигули» Фрунзика Мкртчяна, вокруг реализации крупных инвестиционных проектов, которые реализует республика.
Например, в дорожной сфере реализуется проект по строительству трех обходов городов Хасавюрт, Махачкала и Дербент, капремонт участков федеральной дороги с переводом их в 4-полосное движение с разделением транспортных потоков на всем протяжении по территории республики (сдано в эксплуатацию 21,83 км федеральных дорог). Также можно отметить строительство нового универсального склада Ozon общей площадью 120 тыс. кв. метров – проект даст республике около 2000 рабочих мест, новой ветроэлектростанции в Новолакском районе (мощность 300 МВт) и завершение строительства первого из шести объектов по обращению с мусором – современного высокотехнологичного полигона мощностью 300 тыс. тонн отходов в Кумторкалинском районе.
Это, конечно, не все проекты. Их было гораздо больше.
Если же брать сугубо политический контур и его основной локомотив – кадровые изменения (узнали новый термин – «отрешение от должности»), то самыми громкими и значимыми событиями стала замена мэра Дербента, технократа Рустамбека Пирмагомедова на бывшего силовика Ахмеда Кулиева, а также отставка руководителя администрации главы и правительства (АГиП) республики Алексея Гасанова, который сам написал заявление об уходе. Он отправился на службу в зону проведения СВО. Пост руководителя АГиП занял Махач Омаров, а СМИ заняли удивленную позицию.
В журналистике всегда так: что ни день – то удивление.
Кадровые перемещения глав муниципалитетов и ведомств упоминать не будем. Как говорится в кулуарах и властных коридорах, остальное – «в рабочем порядке».
Важной составляющей всего года стала политическая активность Сергея Меликова, вокруг которой строилась основная повестка. Глава республики сделал послание Народному собранию, провел прямую линию с населением, «подвел» итоги 4-летия своего нахождения у руля Дагестана, а также провел много других полезных мероприятий.
Себя показать и на других посмотреть
В 2024 году республика была активна на участие в крупных форумах и мероприятиях.
Делегация Дагестана приняла участие в Петербургском международном экономическом форуме, по итогам которого было заключено 5 соглашений: со Сбербанком в части реализации проекта по формированию комплексной системы обращения с ТКО, с ООО «ГИКИ ХАУС», в рамках которого компания планирует вложить до 2030 года не менее 20 млрд рублей в реализацию проекта по созданию IT-кластера в Дагестане (завершение проекта — к 2036 году), с Федеральным агентством морского и речного транспорта по созданию мореходного училища, а также с МГИМО и правительством Ленинградской области.
Другим событием стал Кавказский инвестиционный форум, который в этом году неожиданно решили провести в Грозном. На форуме (в общей сложности) было подписано 100 соглашений на 106 млрд рублей. Еще одним важным мероприятием стало проведение Каспийского цифрового форума – было раскрыто много подробностей развития IT-сферы в республике, но не раскрыто, почему в республике (и на Северном Кавказе) блокируют «Телеграм». Он, кстати, и сейчас в состоянии анабиоза, когда пациент одновременно и жив и мертв. Дагестан — место для пилотных проектов разного значения и повествовательной силы. Жители республики в этом давно убедились.
Стоит отметить также проведение ряда мероприятий, приуроченных к 25 годовщине вторжения международных бандформирований на территорию Дагестана, а также форума «Дагестан против терроризма». К сожалению, поводом для его проведения стали трагические события, произошедшие в Дагестане 23 июня.
События, которые должны сделать нас сильнее
В этот день атаке террористов подверглись два православных храма и две синагоги, расположенные в Махачкале и Дербенте. Нападение произошло в один из самых значимых христианских праздников — Троицу. Было убито 20 человек (в том числе полицейские, священнослужители), ликвидировано 5 боевиков, среди которых сыновья главы Сергокалинского района Магомеда Омарова (уволен с должности, находится под следствием).
Кстати, глава республики справедливо поднял вопрос воспитания в дагестанских семьях. «Есть поговорка, что сын за отца не отвечает. Спорная поговорка. Но нет тезиса, что отец не отвечает за детей. Я считаю, и это вполне естественный процесс человеческой эволюции, когда мы ответственны за тех, кого мы воспитываем. И те, кого мы воспитываем, они должны строго следовать тем канонам воспитательным, которые мы в них заложили.
Почему он как глава муниципального образования, как член партии «Единая Россия», как руководитель высокого уровня, в обязанности которого входит заботиться о всем населении района, не уделил внимания, упустил детей? Причем упустил настолько, что они стали убийцами. Убийцами… А где, опять же, соблюдение традиционных религиозных ценностей, неважно, мусульманских или каких-то иных. Они что, с утра пошли, помолились, а потом пошли стрелять в безоружных людей? Я считаю, что здесь ответственность должна быть полная», — сказал тогда Меликов журналистам.
Это запомнилось, особенно ввиду того, что 2024 год был объявлен Годом семьи в Дагестане.
Главой республики был объявлен трехдневный траур. К сожалению, это был не последний траур в жизни республики в 2024 году. Однодневный траур объявляли в память о жертвах взрыва заправки в Махачкале в сентябре. Трагедия унесла жизни 12 человек. 1 компетентными органами, как и год назад при подобном взрыве, были организованы проверки АЗС.
Аналогичные проверки были организованы и после трагедии в квест-руме «Дом ужасов» — погибли две девушки. По данным СК, 18-летний аниматор бросил на пол горящую перчатку, из-за чего в помещении начался пожар. Это стало причиной тех самых роковых событий.
Из крупных происшествий стоит также отметить пропажу Анны Цомартовой, спортсменки из Ростова (ее так и не нашли), приговор Абдулмумину Гаджиеву (журналисту дали 17 лет по обвинению в финансировании терроризма), а также задержание общественника, блогера и спортивного комментатора Рамазана Рабаданова, у которого в куртке нашли гранату (при задержании Рабаданов утверждал, что ему ее подбросили). Рабаданов оставлен под стражей до 7 января 2025 года.
Получило продолжение и т.н. «аэропортовское дело». По нему осуждены уже порядка 15 дагестанцев.
Безопасность, СВО и живой ток дагестанской крови
Вопрос безопасности – регулярный в информационной повестке республики. В 2024 году он заиграл новыми красками не только из-за того, что проснулась спящая террористическая ячейка внутри региона. В уходящем году до Дагестана стали долетать БПЛА с территории Украины, были атакованы объекты в Каспийске, а муниципалитетам напомнили, как звучит сирена – в октябре органы власти проверяли, как работает система оповещения, через СМИ доводилась информация, как вести себя при атаке с воздуха.
Большое внимание было уделено призывной и контрактной кампаниям.
Сергеем Меликовым была в 5 раз увеличена региональная выплата для граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы в зоне СВО – она составила 500 тысяч рублей.
Теперь при заключении контракта, сообщал Меликов, дагестанцы будут получать до 800 тыс. рублей единовременно: 500 тыс. от республики, 195 тыс. из федерального бюджета и не менее 100 тыс. рублей — от своих городов и районов.
Что касается осенней призывной кампании, то она выполнена на 100%. Тем не менее, Даитбег Мустафаев покинул пост военного комиссара Дагестана и был назначен заместителем республиканского секретаря Совета безопасности. На данный момент врио военного комиссара Дагестана – Абдурахман Мурадханов.
Большое внимание в течение года уделялось семьям военнослужащих, а также погибших в ходе проведения СВО, активно продолжается доставка гуманитарного груза нашим военнослужащим.
Но есть еще направления, где проявился живой ток дагестанской крови. Республика приняла беженцев из Белгорода (более 600 человек, большая часть из которых — дети) и Палестины (сегодня у нас находятся 185 выходцев из этой страны), продолжается шефство Дагестана над Михайловским районом Запорожской области – проводятся работы по восстановлению инфраструктуры региона.
Махачкала
В этом году городу у моря исполнилось 176 лет. Но год запомнился не только празднованием дня рождения.
Сергей Меликов в своем послании Народному собранию Дагестана анонсировал большую муниципальную реформу. Планировалось увеличить Махачкалу за счет земель других районов (например, Карабудахкентского, Кумторкалинского районов и г. Каспийска), убрать внутригородское деление в Махачкале, а также вместо муниципальных районов образовать округа, а взамен сельских и городских поселений – территориальные отделы администрации округа. Предполагается, что нововведения позволят создать четкую вертикаль власти, улучшить планирование и сконцентрировать финансы в одном едином бюджете. Это позволит привлекать инвестиции и крупный бизнес, а также улучшит ситуацию с благоустройством и капремонтом соцобъектов.
Публичные слушания для выявления мнения махачкалинцев по вопросу преобразования внутригородского устройства Махачкалы и в связи с лишением его статуса городского округа с внутригородским делением прошли 9 декабря.
Завершение процесса планируется летом 2025 года. После принятия соответствующего закона будет сформирован новый городской представительный орган местного самоуправления.
Еще одна интересная новость из жизни столицы – этот год был назван мэром Махачкалы Юсупом Умавовым Годом озеленения. Планировалось посадить 10 тысяч деревьев, 700 тысяч однолетних декоративных цветов, 50 тысяч тюльпанов, более 2 тысяч роз, 25 тысяч многолетних кустарников на общественных пространствах, аллеях и в скверах города. Весной увидим, насколько это удалось сотрудникам администрации.
Также для Махачкалы год запомнился битвой общественников за концессию на парковки (которая пока еще не завершилась), объединением коммунальных предприятий под крылом Единого оператора Республики Дагестан в сфере водоснабжения и отведения (руководитель организации позже был арестован), ростом коммуналки, а также продолжающимися инфраструктурными проблемами. Пробки, подтопления улиц и, конечно, проблемы с водой и светом.
Проблема энергоснабжения, конечно, не та проблема, с которой город остался сугубо один на один. С 1 сентября 2024 года филиал «Дагэнерго» признан в Дагестане системообразующей территориальной сетевой организацией — соответствующее распоряжение, которое будет действовать до 2029 года, подписал Меликов. Документ предполагает действие единого центра ответственности за качество поставляемой услуги, эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, устранение технологических нарушений.
Тем временем саму энергосистему Дагестана в 2024 году продолжило лихорадить.
В апреле по делу о хищении было задержано 8 энергетиков, в том числе руководитель «Дагэнерго» Магомедхабиб Мухумаев, а в декабре также задержаны 19 сотрудников «Дагэнерго». Расследование продолжается. Как и, собственно, проблемы с энергоснабжением у рядовых махачкалинцев и жителей республики.
Культурная экспансия
Кстати, в этом году была отреставрирована и модернизирована прогулочная зона Родопского бульвара. Теперь эта зона называется парком имени Сулеймана Стальского. Он объединил три ранее существовавших здесь и популярных среди горожан сквера: городской сад, Родопский бульвар и сквер имени Сулеймана Стальского.
Финансирование работ проводилось за счет личных средств сенатора Сулеймана Керимова. Сообщалось, что на его реконструкцию планировалось потратить порядка 357 млн рублей.
Решение провести масштабную реконструкцию принято в связи с празднованием в 2024 году 155-летия дагестанского ашуга Сулеймана Стальского. Республика в течение года проводила ряд памятных мероприятий, приуроченных к этой дате. Одно из финальных – прошло 23 декабря в Русском доме в Баку. Творчество народного поэта в ходе торжественного юбилейного вечера представили актеры Лезгинского музыкально-драматического театра имени Сулеймана Стальского. Была организована выставка, посвященная ашугу.
Вообще, культурная жизнь республики как всегда была полна на события – 100 лет отпраздновал Русский театр. В Махачкалу в связи с этим приехал VII Всероссийский фестиваль «Русская сцена». Свои постановки представили театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Перми, Саратова, Астрахани, Элисты, Назрани, Нальчика, Черкесска, Владикавказа, Майкопа, Камышина и Махачкалы.
И это не говоря про массу фестивалей и праздничных мероприятий, которые прошли в течение года (ярмарка «Тарки-Тау» и многое-многое другое).
Спорт
Ну и напоследок наши спортивные достижения. Спорт – это тоже своего рода развлечение, но если смотреть со стороны. Сами спортсмены, которые вложили в спорт всю свою жизнь, так никогда не скажут.
Тем более было обидно за тех дагестанских атлетов, которые не смогли представить свою страну на Олимпиаде во Франции.
В активе дагестанских спортсменов три золотые медали, одна серебряная и две бронзы.
Все в единоборствах: пять медалей в вольной борьбе, одна – в тхэквондо.
В вольной борьбе чемпионами Олимпийских игр стали: Разамбек Жамалов (Узбекистан), Ахмед Тажудинов (Бахрейн), Магомед Рамазанов (Болгария).
Бронзовые медали завоевали: Даурен Куруглиев (Греция), Магомедхан Магомедов (Азербайджан).
В тхэквондо серебряную медаль забрал Гашим Магомедов (Азербайджан).
Напомним, что Международный олимпийский комитет не дал выступить на Олимпиаде Абдулрашиду Садулаеву (мог выиграть Игры в третий раз), Заурбеку Сидакову, Зауру Угуеву, Мусе Евлоеву и другим борцам сборной России.
Ислам Махачев защитил свой титул в бою против Дастина Порье, а Умар Нурмагомедов идет семимильными шагами к своему первому титулу в этой организации. Но это уже дело следующего года.
Делом следующего года должно стать улучшение турнирной позиции махачкалинского «Динамо», которое ушло на перерыв, находясь на 11 месте в РПЛ.
Вместо эпилога
Когда подводишь итоги года, легко что-то упустить. Год всегда очень насыщенный, а печатные страницы – не резиновые. Это к тому, конечно, что можно вспомнить еще очень многое. И возросшую политическую активность муфтията, и несколько информационных скандалов, которые ее сопровождали, истории про запрет на ношение никаба, информационные качели с многоженством, пробившие стратосферу дагестанские мемы, уникальные скилы по выходу республики на федеральную повестку, туристические победы республики, рост инфляции и еще очень и очень многое.
Но сейчас на флажке, когда мы катимся уже по инерции за пределы предложенного, хочется сказать о наступающем 2025 годе. Он, конечно, вряд ли будет легче. Но мы надеемся, он станет шагом по выходу из кризиса. В конце концов, мы все этого хотим и к этому стремимся.
Тимур Магомаев