В столице Дагестана идет Год озеленения
Что ни год, то новый заголовок. Республика взяла за правило нарекать наступивший год каким-то именем-лозунгом, что, конечно, вполне логично, если мы считаем, что у любого пути должна быть цель. С подачи мэра Махачкалы Юсупа Умавова 2024-й был назван Годом озеленения Махачкалы. Планируется посадить 10 тысяч деревьев, 700 тысяч однолетних декоративных цветов, 50 тысяч тюльпанов, более 2 тысяч роз, 25 тысяч многолетних кустарников на общественных пространствах, аллеях и в скверах города. Берем в свидетели вечность и надеемся, что планы будут реализованы. А пока предлагаем разобраться, в каком состоянии находится «зеленый щит» столицы.
Перефразируя дедушку Ленина, администрация города решила, что «вчера было рано, завтра будет поздно, поэтому нужно делать все сегодня», и объявила в столице Год озеленения.
«Только совместными усилиями, действуя как одна семья, сможем вернуть Махачкале образ зеленого и уютного города», — отметил мэр в ходе своего выступления. Также он добавил, что надеется на поддержку общественных организаций и бизнес-сообщества.
Непочатый край работы
А поддержка, к слову, понадобится. Сейчас объясним почему.
Если все «зеленые» городские инициативы масштабировать, то получается интересная картина.
Например, если отталкиваться от потребностей Махачкалы в зеленых насаждениях, то мы приходим к следующим цифрам.
Махачкала является т. н. «крупнейшим городом». Согласно нормативу, такой город вмещает от 500 тыс. до 1 млн человек. В дагестанской столице, согласно данным Дагестанстата, по состоянию на 1 января 2023 года проживает 759 млн человек, а неофициально – более миллиона.
Согласно нормативам озеленения общегородских и жилых районов (СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений»), в крупнейших городах на одного жителя должно приходиться 10 м2 общегородских озеленённых территорий общего пользования и 6 м2 озеленённых территорий общего пользования жилых районов. То есть, если сложить эти цифры, то получится 16 м2 на одного человека.
Если считать грубо и умножить количество проживающих в Махачкале людей (759 тысяч человек) на положенные каждому горожанину 16 квадратных метров «зелени», то общая площадь зеленых насаждений выйдет в баснословные 12 144 000 м2.
Для сравнения: площадь Махачкалы – 468 км2.
Конечно, сравнение очень грубое, но примерно дает понятие того, как много мы упустили и как много предстоит сделать, чтобы назвать Махачкалу зеленым городом.
И еще один норматив, который будет нелишним упомянуть. Согласно СНиП 2.07.01-89 («Планировка и застройка городских и сельских поселений»), площадь озеленённой территории микрорайона многоквартирной застройки жилой зоны должна составлять не менее 25 % площади территории квартала. В структуре озеленённых территорий общего пользования крупные парки и лесопарки шириной 0,5 км и более должны составлять не менее 10 %.
Это отсылает нас к планировке территорий и контролю за исполнением застройщиками функций по облагораживанию территорий своей застройки. Сейчас этот контроль оставляет желать лучшего, особенно с той уплотнительной застройкой, которая практикуется в Махачкале. А это в свою очередь провоцирует другие проблемы — от транспортно-логистического перегруза до загрязнения атмосферного воздуха.
Роспотребнадзор Дагестана предоставил «Молодежке» актуальную информацию по загрязнению атмосферного воздуха.
Согласно предоставленным данным, гигиенический норматив уровней загрязнения атмосферного воздуха составляет 1 ПДК (предельно допустимые концентрации), т. е. это максимальная концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая не вызывает патологических изменений или заболеваний при длительном воздействии на организм человека. В целом по данным мониторинга, проводимого в рамках социально-гигиенического мониторинга, в Махачкале уровень загрязнения атмосферного воздуха остается в пределах нормы.
В учреждении отмечают, что из 683 исследованных в 2023 году проб атмосферного воздуха не соответствуют гигиеническим нормативам — 5 проб. Они были зарегистрированы на следующих постах наблюдений в Махачкале: пр. Акушинского, 100 (район Цумадинского рынка и автовокзала «Северный»), пр. Шамиля, 5 (район магазина «05.ru»), пр. Шамиля, 37 (район ресторана «Олимп»).
Также в Роспотребнадзоре отмечают важность зеленых насаждений для очищения городского воздуха от пыли и газов.

Фото: Евгений Костин
Способы защиты, или Зеленый щит Махачкалы
Проблема нехватки зеленых насаждений поднимается в Махачкале с завидной регулярностью. Причем на разных уровнях и разными способами. Это и привлечение общественности при поползновениях административного ресурса и бизнеса на территорию махачкалинских парков (все мы помним движение «Город наш» и защиту части парка Ленинского комсомола от застройки), и точечно, в случае реакции местных жителей на тот или иной факт попытки вырубки зеленых насаждений. К примеру, уже которую неделю продолжается противостояние застройщика и жителей, которые выступили против строительства многоквартирного дома на территории т. н. «Портовской больницы», где, кстати, расположена парковая больничная зона с многолетними деревьями. То, что это целевая земля, никого не смущает.
Помимо этого, имеющимися способами городскую зелень защищают и общественные организации. В частности, Джамалудин Шигабудинов, руководитель регионального исполкома Народного фронта в Дагестане, ратует за создание так называемого «зеленого щита» Махачкалы. Мы задали ему несколько вопросов на эту тему.
– В одном из ваших выступлений в СМИ вы презентовали проект «Зелёный щит», в рамках которого планировалось озеленение столицы Махачкалы. С тех пор прошло порядка 5 лет. Что предусматривал тот проект и на какой стадии он сейчас?
– Проект был инициирован Народным фронтом. И во многих субъектах Российской Федерации (более 60-ти), крупных городах этот проект успешно реализован. Мы выступили с подобной инициативой в 2016 году, в 2018-м были проведены общественные слушания со всеми заинтересованными сторонами. Инициатива была поддержана. Но, к сожалению, с того времени так и не удалось нам подготовить даже законопроект о зеленом щите города Махачкалы. Причины здесь есть разные, как явные, так и скрытые.
Мы выступили с готовым предложением – в него мы включили 33 территории, из них 18 были на кадастровом учете, а остальные без учета. С таким письмом мы обратились к действующему тогда главе города, встречались с различными главами, в том числе Салманом Дадаевым.
Объясняли, что территория, которая не имеет кадастрового номера, может быть легко приватизирована, легко застроена, что мы, в принципе, время от времени наблюдаем на примере парка Ленинского комсомола и других общественных территорий. Этот проект наряду с озеленением был направлен на то, чтобы прекратилась эта практика раздачи земель и самозахвата зеленой зоны.
К сожалению, эта работа то ведется, то стопорится, противников явных нет, но и продвижения вопроса тоже. Тем не менее мы будем настойчиво его продвигать, этот вопрос нами держится на контроле.
Мы исходили из чего? Есть общемировой опыт, и впервые эти зеленые щиты появились в промышленных зонах крупных европейских городов, в частности, Лондона. Есть города, в которых зеленые щиты занимают 2/3 площади от самого города.
Мы предлагали включить туда и водные, и зеленые объекты – это непосредственно парки и зеленые зоны внутри Махачкалы, а также водные объекты – Ак-Гёль, грязевое озеро, которое только на бумаге, туралинские озёра, «Лагуну» и пригородные зеленые массивы. Обидно видеть, как на южной окраине города, на склоне Тарки-Тау (помню, студентами выращивали и ухаживали за соснами) сегодня участки раздаются и застраиваются, таким образом уничтожается даже то, что есть.

Фото: Евгений Костин
– Вы отмечали, что в Махачкале острая нехватка лесопарковых зон, и называли 4 % озеленения. Какие сегодня актуальные цифры озеленения столицы Дагестана? Каким должен быть процент озеленения города с такой территорией и количеством проживающих, как в Махачкале?
– 4-5 % озеленения – это оценка, которая была дана нашими экспертами, ведущими учеными-экологами Дагестана, которых я знал лично. Но с того времени ситуация даже, может быть, ухудшилась. Хотя мы видим со стороны руководства города усилия по озеленению города, но они явно недостаточны.
Иногда нас спрашивают, почему деревья сажают, а они потом сохнут. Надо подбирать ту растительность, те деревья и кустарниковые породы, которые приживаются в нашем климате, солончаковой почве. Там, где высокие грунтовые воды, они часто соленые. Иногда это происходит без учета наших климатических условий – поэтому они просто не приживаются у нас. Вот наглядный пример – проспект Акушинского.
Если верить оценкам ведущих российских и мировых экспертов, то минимум 50-60 % города должно быть озеленено.
– Мэр Махачкалы Юсуп Умавов анонсировал посадку в Махачкале 10 тыс. деревьев, 700 тыс. однолетних декоративных цветов, 50 тыс. тюльпанов, более 2 тыс. роз, 25 тыс. многолетних кустарников на общественных пространствах, аллеях и в скверах города. Это достаточно для такого города? Какие районы Махачкалы требуют приоритетного внимания в рамках проекта по озеленению?
– Жители города не могут не радоваться таким усилиям, и мы говорили, что они предпринимаются со стороны руководства города. Но цветы – это красота, она, наверное, слабо влияет на зеленый щит, это больше декорация, декоративная культура, а вот 10 тысяч деревьев и другой растительности, которые могут бороться с загазованностью, а у нас это одна из причин онкологии, роста сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза – это совсем другое дело. Сегодня зеленый щит нужен нам для того, чтобы бороться с запыленностью, загазованностью города.
Опыт посадки новых деревьев надо только приветствовать. Но привлекая общественные организации, студентов и молодежь, местных жителей, жителей МКД, которые готовы помочь.
К нам, кстати, часто обращаются жители таких домов с жалобами на то, что кто-то пытается застроить придомовую территорию, вырубить зеленые насаждения.
Я считаю, для того чтобы определить, какие районы города нуждаются в зелени в первую очередь, нужно привлечь экологов, чтобы проанализировать, где лучше высаживать зеленые насаждения. Мое мнение: все районы Махачкалы в равной степени нуждаются в озеленении.
– Как вы считаете, можно ли привлекать к озеленению города частные компании? И на каких условиях это можно будет осуществить?
– Частные компании не должны восприниматься как некие враги. Если частная компания работает в соответствии с законом и выполняет свои обязанности добросовестно, то почему бы их не привлекать? Можно внедрить здесь форму государственно-частного партнерства. А вообще, жителей будет мало волновать, кто будет заниматься озеленением — частная компания или муниципальная. Этот вопрос не принципиален.
– Наблюдается ли сокращение зеленых насаждений на территории Махачкалы? Например, в разрезе 3-5 лет? Например, в Эльтавском лесу?
– Специального исследования в Народном фронте мы, конечно, не проводили, но по тому, как наш город «успешно» застраивается, можно сделать вывод, что зеленых насаждений становится меньше. Мы в свое время, начиная с 2015 года, очень активно занимались вопросом озера Ак-Гель, застройки его территории, береговой линии, а также боролись со стихийными свалками. К сожалению, акватория озера значительно сократилась.
То же самое можно сказать и об Эльтавском лесе. Когда к нам обратились жители микрорайона Эльтав, было более 500 подписей. Начали бить тревогу. Примерно в 2015 году мы стали активно защищать Эльтавский лес. Тогда его территория, если не ошибаюсь, занимала более 100 га, а сегодня, по официальным данным, осталось меньше 30 га, но сейчас жители рады и этому. Мы обращались в администрацию города, в том числе и письменно, чтобы включить эту территорию в федеральную программу благоустройства городской среды. Сегодня можно констатировать, что эта идея была реализована и там проводятся ремонтные работы. Местные жители довольны, что там появилась благоустроенная территория. Мы будем следить за тем, чтобы там было меньше асфальта, а больше экологических объектов. Там должно быть меньше коммерческих точек, территория не должна быть перегружена.

Фото: Евгений Костин
Позиция мэрии
Также «Молодежка» обратилась за комментарием к администрации Махачкалы, задав, с учетом особенностей, практически идентичные вопросы.
К примеру, на вопрос, достаточна ли посадка анонсированных 10 тысяч деревьев, а также дополнительно к ним цветов и кустарников для такого города, как Махачкала, в мэрии отметили следующее:
Обозначенное количество зеленых насаждений подлежит высадке в текущем году, в период весенних и осенних посадок. Мероприятия в рамках проекта «Зеленый город — Махачкала» будут реализовываться и в последующие годы. Это связано с тем, что необходимо:
- производить посадку деревьев вместо вырубленных аварийных деревьев, а также увеличить количество деревьев, растущих на территории города, деревья важны для создания здорового, удобного для жизни и экологически устойчивого города;
- однолетние декоративные цветы, растущие в клумбах, цветниках, неоднократно обновляются в течение весеннего и летнего периода;
- увеличиваются площади зеленых зон в рамках реализации федеральной программы «Формирование комфортной городской среды», которая будет реализовываться и в последующие годы.
Что касается районов Махачкалы, которые нуждаются в приоритетном внимании со стороны администрации, то в первую очередь озеленять будут места массового отдыха горожан (парки, скверы, бульвары), зеленые зоны вдоль автомобильных дорог города, дворовые территории МКД, а также дворовые территории образовательных учреждений.
В мэрии отмечают, что сокращения зеленых насаждений на территории Махачкалы (в разрезе 3-5 лет) не наблюдается, а важной задачей для администрации города является увеличение площади городских зеленых насаждений на одного местного жителя Махачкалы.
При грядущем озеленении города администрация Махачкалы будет в основном использовать посадочный материал, выращенный в тепличном хозяйстве МБУ «Благоустройство города Махачкалы», а недостающий будет приобретен в весенний и осенний период у поставщиков, которые определяются по итогам торгов в электронной форме. Кроме того, будет оказано содействие в данном вопросе и со стороны меценатов, часть деревьев для высадки выделит комитет по лесному хозяйству республики.
Что касается денежной суммы, которая предусмотрена на закупку этих насаждений, и вопроса привлечения к озеленению города частных компаний, то в мэрии города отмечают, что в текущем году из городского бюджета города Махачкалы на закупку посадочного материала предусмотрены денежные средства в сумме 5,0 млн руб., а привлечение частных компаний к озеленению можно и нужно.
Условия при этом могут быть обговорены индивидуально.
«В этом могут помочь и простые граждане. Мы неоднократно предлагали привлекать жильцов многоквартирных домов, чьи дворы попали в программу благоустройства, для озеленения собственных территорий. Люди готовы принять участие, если город предоставит им саженцы»,
– отмечают в администрации города.

Фото: Евгений Костин
Здесь будет город-сад?
Понятие качества городской среды одно из самых загадочных в урбанистике. С одной стороны, это понятие, как отмечают урбанисты, имеющее «интуитивную достоверность». Так как всем ясно, что любое городское пространство пригодно для проживания в той или иной степени. Махачкала с ее инфраструктурными проблемами – живое тому доказательство и подтверждение.
С другой стороны – явная востребованность в качестве универсального общего знаменателя, которая как бы дает ориентир. Особенно если речь идет о политических задачах и способах их решения. Понятие «качество городской среды» легко использовать в политических целях, тем более что любая статистика – это узник под пытками, нужными приемами от нее можно добиться любого результата.
Озеленение города также подпадает под этот принцип, но в отличие, скажем, от некоторых других критериев качества городской среды (например, бытовых, таких как уровень коммунальных услуг), озеленение города или его отсутствие видно визуально. Это облик города, который формирует визуальный код места. Так, следует принять за правило, что город – это не только здания и сооружения, но и физический ландшафт. То есть, как город с морем и без моря, так и город с зеленью и без нее — это разные города.
Стало быть, идею озеленения, какой бы она ни была сложной или зависящей от многих факторов (денежных и не только), можно решить быстрее и проще, чем глобальные изменения в качестве предоставления тех же коммунальных благ. Вложений меньше, они проще и будут видны невооруженным глазом. Кто-нибудь видел тот же Семендер с высоты птичьего полета? Это каменные джунгли. В центральной части Махачкалы – вид немногим лучше. Если Умавов сможет решить эту проблему хотя бы частично, то запомнится горожанам именно этим. Все остальное – отойдет на второй план. Иногда, выиграв всего лишь одну битву, – можно войти в историю.
Тимур Магомаев
Другие материалы этого автора