Актриса, которая играет не по правилам
Амина Абдулатипова – одна из самых популярных актрис Аварского театра «прямо сейчас». Исполнительница главной роли в популярном спектакле «Саба Меседо» и просто умная и красивая девушка пришла в редакцию «Молодежки», чтобы поближе познакомить нас с аварской культурой, рассказать о том, что значит быть актером театра и выходить на сцену, а также ответить на другие вопросы, которые волнуют молодежь, а значит, и нашу редакцию. Что из этого получилось – в нашем материале.
— Расскажите немного о себе. Как вы попали в театр? Насколько мне известно, у вас не театральное образование — вы учились в ДГУ на химфаке по специальности «фармацевт».
— А откуда вы знаете? – улыбается Амина.
— Мы все знаем! Да на сайте Аварского театра есть эта информация. Там все написано, вы что…
— А вы, получается, готовились?
— Ну навели, конечно, некоторые справки.
— Я, честно сказать, в театр попала случайно. Я как-то пересеклась со своим знакомым, даже не знала, что он работает в театре, спросила: «Каково это — работать в театре? У вас там, наверное, интересно». Он ответил: «Да, приходи ты тоже». А я ему: «А можно?»
Я туда пришла просто попробовать. И вот затянуло. Уже почти десять лет работаю.
— А как это происходит? Вы пришли, вам дали без подготовки текст, вы начали его читать, взаимодействовать с другими актерами?
— Да! Но, видимо, им тогда и молодые актрисы нужны были. У нас всегда нехватка молодых актеров. Наверное, поэтому меня сразу и приняли. В первое время режиссеры со мной очень много работали, ну а потом я, так получилось, сама уже начала понимать что-то в этой профессии, развиваться.
— То есть вы просто пришли, что называется, с улицы. Не было, например, детской мечты стать актрисой или дилеммы: «Если не химфак, то – театр!»?
— Нет! – Амина заразительно смеется и продолжает: – Но я всегда любила спектакли. В детстве, помню, смотрела диски с постановками. Я сама живу в селе, и когда к нам приезжал театр, я ходила смотрела.
Тут нужно сделать отступление и сказать, что Амина родом из села Гамсутль Гунибского района, но живет в Темиргое (Уллубиевка) Кизилюртовского района. Именно оттуда она каждый раз ездит на работу, и все для того, чтобы порадовать зрителя своей игрой.
Актриса по призванию
— А как, по вашему мнению, лучше — иметь театральное образование или нет? Быть актрисой по призванию или по образованию?
— Мне кажется, что если есть образование, то это очень помогает. Я хотела поступить… Сейчас, в последние годы, занятость большая в театре, и я никак не успеваю сдать документы для поступления.
Мы недавно были в Чечне на фестивале со спектаклем «Саба Меседо», я играю в этом спектакле главную роль, и там меня режиссер из Оренбурга спросил, что я оканчивала… И когда я сказала, что у меня нет театрального образования, то он очень удивился. Оказывается, он думал, что я окончила что-то типа Щуки (Театральный институт имени Бориса Щукина, г. Москва. – Прим. ред.).
— Кстати, а если учиться, то где?
— Ой, ну не знаю. Но я вообще-то здесь собиралась поступать. Мне кажется, что каждый актер должен знать хотя бы азы. Хотя… когда я сказала, что собираюсь поступать, то этот режиссер начал меня отговаривать, сказал: «Не надо, это тебя испортит. Ты потеряешь свою искренность. Будешь играть «по правилам».
— Вы в каких постановках сейчас задействованы, помимо «Саба Меседо»?
— Ой, вообще в октябре у нас восемь спектаклей. Я сейчас, конечно, все спектакли, в которых сыграла во все эти годы, не вспомню. Ну вот, например, «Как похищают красавиц» — там у меня главная роль; хорошая роль — в спектакле «Семья вурдалака», «Случай в селе», «Невеста из Имеретии», та же «Саба Меседо».
А вообще, если мне не изменяет память, то я играла более чем в 30 спектаклях.
— А сколько раз вы в них были Сабой? Или лучше говорить… собой?
Амина, веселая девушка, снова заразительно смеется.
— Сабой Меседо я была около 15 раз, если не считать репетиций.
Кстати, по сюжету этого произведения дочка правителя Аваристана Саба Меседо (для понимания, Саба – это имя, а Меседо – титул, и буквально означает — «царевна»), вопреки веками сложившимся адатам, влюбляется в парня не только не ханских кровей, даже не в узденя — свободного горца, а в придворного раба-художника Баланура, которого купили за деньги в качестве прислуги. Это был невиданный и неслыханный ранее позор, вызов отцу-нуцалу, его чести, который в тот жестокий век смывался только кровью. Саба, несмотря на многочисленные уговоры матери, не отказывается от своей любви.
Чем закончится история, можно узнать, прочитав первоисточник – пьесу народного поэта Дагестана Абасил Магомеда или посмотрев спектакль в Аварском театре. Тем, кто не знает аварского языка, – выдадут специальные наушники. Все для того, чтобы культура ушла в массы!
Кстати, читатели «Молодежки» могут получить три бесплатных билета в любой из дагестанских театров, подписавшись на нашу газету. Для этого нужно просто навести камеру на qr-код, размещенный на последней странице газеты, и перейти по ссылке. Там все подробности акции и форма для заполнения.
В конечном итоге решает зритель
— Как вы готовитесь к роли? Есть какие-то лайфхаки?
— Вообще, в театре проходят тренинги по вокалу, сценической речи, пластике. То, чему нас учат на тренингах, мы стараемся применять перед спектаклем. Важно поработать над голосом, пластикой, настроиться на выступление и роль – это очень важно для актера: выйти на сцену уже готовым, наполненным. Зритель сразу читает, если актер не готов.
— Какие-то ритуалы перед выступлением есть? Встать утром с правой ноги, надеть счастливую рубашку…
— Нет, такого нет.
Понятно, Амина готовится как настоящий профессионал. Отбросив все остальное. Но любопытство не унять. Я хочу спросить, правда ли, что если пожелать актеру удачи перед выступлением, всё, наоборот, пойдет через пень-колоду, а гвоздь на сцене – это к удаче, но вместо этого спрашиваю:
— А импровизируете на сцене?
— Бывает, что такая необходимость возникает. Но в основном работаем по сценарию. Есть такие спектакли, где можно импровизировать, а бывает, наоборот, – вообще ни слова не поменять. Например, та же «Саба Меседо». Там нельзя ни одного слова менять в тексте, это такой спектакль и пьеса, что отступать от оригинала категорически запрещается. Но есть спектакли, на которых можно такое позволить. Например, тот же «Случай в селе».
— Вы пересматриваете свои выступления?
— Если записи есть, то да. Но, конечно, не всегда. Когда я играю, то могу не увидеть некоторые моменты своего выступления, слова или мимику. А когда посмотрю видео, то вижу, что я делаю не так, и в следующий раз стараюсь учесть свои же замечания. То есть я исправляю то, что чувствую сама, и то, что мне говорит худрук Аварского театра Магомед Сурхатилов, который смотрит как репетиции, так и выступления.
— Для вас проще играть в драме или комедии?
— В драме. Я очень люблю драму, и смотреть, и играть. Мне кажется, что комедия дается сложнее, чем драма. По крайней мере, у меня именно так.
— А можете заплакать на камеру? В театре у вас вообще плаксивые роли?
— На сцене как раз плаксивые.
— И вы прям плачете? Сложно выбивать из себя в нужный момент слезу?
— Да, приходится иногда. Мне кажется, что мне именно поэтому такие роли и дают. У меня не бывает такого, что я прямо выбиваю из себя слезу. Как говорил Станиславский, нужно почувствовать себя в предлагаемых обстоятельствах. Я понимаю, что этот персонаж чувствует. Проживаю его, ставлю себя на его место — и вот я Саба Меседо, с ее переживаниями.
Скандарбек Тулпаров, главный режиссер Русского театра, говорил, что интересно смотреть не на то, как ты плачешь на сцене, а на то, когда хочешь заплакать, но сдерживаешь себя.
— Были сложные роли, которые давались с трудом?
— Каждая роль сложна по-своему. Нужно найти образ, вжиться в него. Все равно, когда один и тот же актер играет разные роли, то где-то какие-то штрихи повторяются, но мы стараемся, чтобы этого не происходило. Образ остается в спектакле. Если есть штамп – это очень плохо. Мы стараемся их избежать, но в конечном итоге решает зритель своей реакцией на происходящее на сцене.
О возрождении театра, Джульетте и закулисье
— Мне всегда казалось, и кажется до сих пор, что дагестанский театр — это про национальный колорит, про наши дагестанские истории. Зритель Аварского театра готов к чему-то большему, чем наши коронные темы, чем истории дагестанцам о дагестанцах?
— У нас, конечно, любят бытовые спектакли и комедии, но я думаю, что у нашего театра очень интеллектуальный зритель. Посмеяться все хотят, но если поставить серьезную вещь, пусть даже зарубежный спектакль, я думаю, наши люди на него придут.
— Возвращаясь к вопросу, готов ли зритель к новому материалу… У нас долгое время была очень богатая литература, и все наши постановки – это в основном Гамзатов и другие дагестанские классики, которых, конечно, нельзя назвать современниками. Есть какая-то современная дагестанская литература, на которой можно что-то ставить?
— Не смогу, наверное, ответить на этот вопрос. Не хочу брать на себя такую ответственность. Я читаю в основном дагестанскую классику – Расула Гамзатова, Абасил Магомеда, Махмуда из Кахаб-Росо. А современников, к сожалению, пока знаю мало…
— А из чего состоит ваша книжная полка?
— Люблю Достоевского, например. Я вообще сторонник классики. Например, сейчас перечитываю в полном объеме то, что урывками проходили по школьной программе.
— Кстати, в прошлом году Русский театр ставил повесть Ислама Ханипаева «Типа я». Был экспериментальный показ в рамках лаборатории, его ставил московский режиссер за три дня.
— Вам понравилось?
— Да, очень. Здорово получилось.
— Если не ошибаюсь, в 2020 году из Москвы приезжала лаборатория режиссеров, и мы ставили, также за несколько дней, отрывок «Грозы» Островского. Я играла Катерину в этом отрывке. При этом сложность была в том, что ставился этот отрывок на языке того времени, и было непривычно – сложно запомнить текст.
— Кого бы вы хотели сыграть из литературных персонажей?
— Из классики с удовольствием сыграла бы Джульетту.
— Шекспир на аварском – это было бы интересно…
— Наш худрук Магомед Сурхатилов говорит, что у нас раньше был богатый репертуар. И Шекспира ставили, и многое другое.
— Что изменилось?
— Ну, сейчас мы пока только поднимаем театр. Вы, наверное, слышали, что о нас на долгое время забыли. И вот с приходом Магомеда Бисавалиева на должность директора театра и нового художественного руководителя мы — восстали!
— Как феникс — из пепла?! Да, мы следим за его, а значит, и вашей борьбой за будущее Аварского театра — очень интересно и захватывающе… Но в свободное от участия в этой борьбе и от, собственно, работы в театре время чем вы занимаетесь?
— Если я не в театре, то — дома. Это очень хорошо. Я очень рада, что у меня есть такая занятость, что свободного времени практически нет. Если дают роль, то я от нее не отказываюсь – беру все, что можно и нельзя. К тому же я живу в полутора часах езды от Махачкалы, так что много времени трачу на дорогу. Плюс работа, а работаю я с удовольствием. Но усталость все-таки накапливается. Единственное – могу сходить в гости к родственникам, а так, в остальное время, как я уже сказала, – дома.
— Все так скучно?
— Почему же скучно? У меня очень веселая работа!
— Кстати, закулисье Аварского театра… Какое оно?
— Мне иногда кажется, что оно даже интереснее, чем даже сама сцена. Самые интересные истории, конечно, бывают на гастролях. Но я сейчас не могу ничего вспомнить, да и просто не знаю, что из этого можно выносить на публику.
Амина Магомедова смеется, смеюсь вместе с ней и я, но истории закулисья Аварского театра так и остаются ждать своего часа.
— Бывает так, что актер может уснуть перед выходом на сцену, — продолжает Амина. — Его там ждут, растягивают время, как резину, чтобы он успел, а он… спит! А потом, спросонья, со всклокоченными волосами и помятой одеждой, бежит на сцену, приходится сразу включаться в роль.
— Бывало так, что забывали текст на сцене? Я вот забыл половину вопросов, которые хотел вам задать.
— Да, вообще напрочь! — воодушевленно отвечает Амина.
— И что делать в такой ситуации?
— Я ведь примерно понимаю, о чем идет речь в конкретном случае, и могу сказать реплику своими словами, лишь бы не было пауз, могу заполнить этот белый лист.
— То есть вот она – импровизация! Она есть, она существует, ее не может не быть!
— Но лучше, когда все идет по плану. Без импровизаций и прочего.
— Вас ругают после таких оказий?
— Бывает, что делают замечание – особенно директор. Но он понимает, где можно, а где нельзя отступать от текста. Да и сам Магомед Бисавалиев очень начитан и знает, как должно быть, может подправить.
«Нужно прийти и все увидеть»
— Заговорили про роль одного человека — и я сразу вспомнил: есть ведь такой жанр, как моноспектакль, – когда на сцене выступает один актер. Так называемый «театр одного актера». Кажется, что в Дагестане не очень развит этот жанр. Почему, как вы думаете? Или все-таки тут я не прав?
— Есть заслуженный артист России Гусейн Казиев – у него есть моноспектакль, и люди на него ходят. Называется «Мой Дагестан», по книге Расула Гамзатова.
Вообще, некоторым так проще воспринимать материал. Нежели взять и прочитать книгу.
Но сейчас, к сожалению, Казиеву не позволяет выступать здоровье. Но когда он мог – играл, и людям очень нравилось. Мне кажется, что нам очень повезло с актерами – они все хорошие.
Также есть очень талантливый актер, который работает у нас, – Хайбула Хасаев. Он, кстати, играл молодого Расула Гамзатова. Думаю, он тоже бы потянул моноспектакль. Еще есть Магомед Дудуев – тоже очень талантливый парень.
Жаль, но пока Амина на моноспектакль не замахивается и говорит о нем в будущем времени. «Подумаю», — заверяет она. Мы ей верим и ждем, когда это будущее наступит. Женский моноспекталь – довольно редкая вещь, и стоит ожидания.
— А как вам актеры других театров? Следите за работой своих коллег?
— Да, есть те, за которыми особенно интересно наблюдать. Например, в Кумыкском театре – Арсен Исаев, в Русском театре – Алина Абдулганиева, в Лакском театре – Руслан Ларин.
— Театр — это все же больше развлекаловка, или он должен заставлять задуматься?
— Конечно, второе. Каждый зритель должен с чем-то уйти со спектакля.
— Ну и последнее… С чего для вас начинается Аварский театр?
— С аварской культуры – там она встречает вас прямо с порога. Это и костюмы, и история, язык и культура. Даже архитектура Аварского театра о многом говорит. Просто нужно прийти и все это увидеть.
А еще там можно увидеть работу Амины Абдулатиповой, которая не видит себя за пределами Аварского театра, отказывается от предложений других театров и игнорирует современные тренды в виде блогерства, участия в записи рилсов. Амина считает, что «в театре – интереснее».
Тимур Магомаев