То, чего так долго добивалась республика, начинает потихоньку претворяться в жизнь. В республиканскую собственность возвращаются системообразующие коммунальные предприятия столицы — «Махачкалаводоканал», «Махачкалатеплоэнерго» и «Дагестанэнерго». Что это даст Дагестану и есть ли тут подводные камни – разбиралась «Молодежка».
История вопроса, или Как это стало возможным
Одна из самых проблемных точек Махачкалы, а значит, и республики в целом, — коммунальный комплекс — долгое время не дает покоя руководству республики. Монополизм газовой и сетевой компаний (которые неподконтрольны региональной власти), предприятия ЖКХ, большая часть из которых были приватизированы и до сих пор принадлежали фирмам и людям, аффилированным с экс-мэром Саидом Амировым, – все это не давало (и не дает) собрать пресловутого коммунального Шалтай-Болтая. Как показала практика, ни монополисты, ни частные владельцы не могут и не хотят должным образом заботиться о своем имуществе. К тому же много времени было упущено, и коммунальные сети настолько изветшали, что буквально дышат на ладан. Как ни крути, коммуналка – это в первую очередь политические риски для региональной власти. Эти риски, собственно, вынудили руководство республики буквально принуждать монополистов исполнять свои обязанности (речь, к примеру, о «Россетях»), а в случае с предприятиями ЖКХ, находящимися в частных руках, – обращаться в суд.
Дело сдвинулось с мертвой точки в прошлом году. Решением суда (рассмотрение дела было перенесено в Саратов) исковые требования Генеральной прокуратуры РФ об обращении в доход государства недвижимого имущества указанных выше компаний были удовлетворены. На все объекты их недвижимого имущества зарегистрировано право собственности Российской Федерации, после чего это имущество было передано в собственность Дагестана.
Далее имущество коммунального комплекса Махачкалы (к сведению, «Махачкалаводоканал» занимается поставками городу питьевой воды, «Дагестанэнерго» производит и продает махачкалинцам электроэнергию, а также занимается производством, передачей и сбытом тепловой энергии, а «Махачкалатеплоэнерго» через свои котельные поставляет столице пар и горячую воду) передается в безвозмездное пользование сроком до одного года с последующим заключением концессионного соглашения Единому оператору (АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения»), а минэнерго РД, в свою очередь, должно установить тарифы на коммунальные услуги с 1 января 2024 года.
«Передача республике коммунального комплекса столицы — это очередной шаг на пути к созданию комфортных условий жизни для махачкалинцев. Все вы знаете, насколько сложна ситуация в этой сфере. Но, я уверен, наши жители видят и поддерживают напряженную работу органов власти по выходу из энергетического кризиса. Впереди — большая работа: необходимо принять имущество, в основном находящееся не в самом надежном состоянии, незамедлительно начать его модернизацию и обслуживание, не допустив при этом прекращения подачи услуг населению ни на один день. Это потребует от нас не только серьезных усилий, но и сложных решений, которые я готов буду принять уже в ближайшие дни»,
— отметил Сергей Меликов в последних числах декабря прошлого года, комментируя возвращение в родную гавань коммунальных предприятий.
Как это будет осуществляться на практике?
«Молодежка» направила запрос в министерство строительства и ЖКХ республики с просьбой прокомментировать ряд вопросов, связанных с консолидацией указанных предприятий. Выяснилось, что в настоящее время текущая эксплуатация объектов указанных предприятий пока осуществляется ими же.
Что касается долгов предприятий (за газ, свет, налоговые обязательства), то они будут погашаться в рамках федерального закона «О несостоятельности» (банкротстве). Немаловажно, что «Махачкалаводоканал», «Махачкалатеплоэнерго» и «Дагестанэнерго» будут иметь статус филиалов Единого оператора – сокращения численности работников или снижения их заработной платы не будет.
Еще один важный вопрос – это тарифы. По данным минстроя, тарифы останутся прежними.
Для этого принят республиканский закон «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения», который не только регламентирует установление экономически обоснованных и льготных тарифов, но и возмещение Единому оператору из федерального и республиканского бюджетов сумм недополученных доходов (так называемой межтарифной разницы). Они образуются из-за установления населению льготных тарифов.
Льготные тарифы, к слову, будут устанавливаться на уровне действовавших до консолидации, их повышение предусматривается только в рамках ежегодной индексации.
Между тем, источник «Молодежки» в одной из указанных компаний отмечает, что физлица в этом плане будут защищены, что не скажешь о юридических лицах – тарифы для них в любом случае, рано или поздно, будут повышены. Это объясняется коммерческими мотивами, любой бизнес должен зарабатывать.
А руководитель Единого оператора Магомедгаджи Шапиев, к слову, отметил на совещании в администрации города, прошедшем на этой неделе, что для бюджетных организаций на долю увеличения тарифа предусмотрено софинансирование из республиканского и федерального бюджетов в равных долях (50/50).
Источник газеты позитивно оценивает проводимые изменения, если реализация реформы не подведет. Как говорится, дагестанские «если бы» и «да кабы» — никто не отменял. Кроме того, отмечает источник, важно будет своевременное введение принципа единого окна и единого платежного документа для всех предприятий (сейчас у каждой из них – свои реквизиты, а также платежные агенты). Это должно стать одним из главных изменений проводимой реформы — без введения единого окна и единого платежного документа польза от грядущих изменений будет частичной.
На данный момент, как пояснили в минстрое, для обеспечения работы так называемого единого окна создано АО «Единый информационно-расчетный центр» (учредитель – РД в лице минимущества). Именно эта организация ответственна за этот участок работы. Формирование единого платежного документа за ЖКУ осуществляется программным обеспечением, рабочая версия которого в настоящее время отсутствует. Между тем определена компания, которая должна его разработать, — ПАО «Ростелеком». Передача программного обеспечения в пользование АО «ЕИРЦ» планируется после прохождения тестового периода и ввода в эксплуатацию.
«Молодежка» обратилась в «Ростелеком» с просьбой уточнить время завершения тестирования и ввода в эксплуатацию указанного программного обеспечения. Компания готовит ответ по нашему запросу, который мы обязательно опубликуем.
Что по деньгам?
Как отметил руководитель Единого оператора Магомедгаджи Шапиев, на производственную программу (входит капремонт, текущий и аварийный ремонт) компании заложено около 500 млн рублей.
В свою очередь в министерстве строительства и ЖКХ отмечают, что конкретные мероприятия и их стоимость будут уточнены после утверждения инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций (имеются в виду «Махачкалаводоканал», «Махачкалатеплоэнерго» и «Дагестанэнерго» как филиалы Единого оператора).
Это не единственные деньги, которые должны пойти на развитие коммунальных сетей Махачкалы в 2024-2025 годах.
Вот еще несколько источников:
- Предусмотрено финансирование, правда, под заем, из Фонда национального благосостояния на строительство внутригородских канализационных коллекторов Махачкалы общей стоимостью 2,8 млрд рублей. Основная часть этих денег – средства Фонда развития территорий в размере 2263,253 млн рублей –предоставляются под 3% годовых на долгосрочный период. Остальная сумма выделяется из республиканского бюджета – 565,814 млн рублей.
- В рамках Республиканской инвестиционной программы планируется реализация 10 объектов водоснабжения и водоотведения Махачкалы – в с. Богатыревка, п. Сулак, Семендер, Шамхал, Шамхал-Термен, Красноармейск, Ленинкент, Новый Хушет, мкр-н ДОСААФ, мкр-н Пальмира. Общая сумма финансирования — 1 млрд 843 млн рублей.
«Мы приложим максимум усилий для реальной реконструкции сетей: переходя от «деревянных чопиков» к полной замене инфраструктуры ЖКХ»,
— отмечал на исходе прошлого года в своем выступлении врио главы минстроя Дагестана Александр Нестеров.
Политолог Эдуард Уразаев в разговоре с корреспондентом «Молодежки» отметил, что в целом необходимость изменений в сфере управления системами жизнеобеспечения населения диктуется, в первую очередь, неэффективностью деятельности многих ранее приватизированных предприятий ЖКХ. Недостаточно четкое разделение полномочий и ответственности создало возможность некачественного исполнения обязательств предприятий по водообеспечению, водоотведению и энергоснабжению жителей и предприятий республики.
Но пока он не видит достаточной четкости и последовательности в формировании и функционировании нового органа управления — Единого оператора. «Перед органами власти и управления стоит, надо признать, сложная задача, которая займет немалое количество времени. К примеру, как говорилось на одном из совещаний у главы Дагестана Сергея Меликова, нужно время на проведение инвентаризации имущества этих коммунальных компаний, юридическое оформление перевода прав собственности, улучшения материально-технической базы, решение организационных и кадровых вопросов.
«При этом желательно повышение прозрачности и открытости в проведении реформы, усиление общественного и государственного контроля за процессом проводимых работ и мероприятий в этом направлении, включая вопросы тарифной политики»,
— прокомментировал Эдуард Уразаев.
Тимур Магомаев