Деятельность Единого оператора в сфере водоснабжения и водоотведения Дагестана – один из основных сюжетов развития коммунальной сферы республики, что называется, прямо сейчас. В отличие от монополистов газовой и энергосферы, которые, по сути, ни республике, ни народу неподотчетны (и этим активно пользуются) Единый оператор как раз-таки республике подотчетен напрямую. Для разъяснения проводимой работы, тарифной политики и других наболевших вопросов гендиректор Единого оператора в сфере водоснабжения и водоотведения РД Магомедгаджи Шапиев вышел в прямой эфир на площадке правительства Дагестана в ВК. Вот что из этого получилось.
Прямой эфир Шапиев начал с исторического экскурса и рассказал, как было консолидировано имущество водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на базе Единого оператора. Не будем пускаться в пространственные объяснения причин этой консолидации – они на поверхности. Республика хотела сама распоряжаться коммунальным имуществом, главный посыл при этом – модернизация инженерных сетей в зоне своей ответственности и улучшение качества услуги.
Шапиев отметил, что в программе устойчивого развития предприятий энергетики и ЖКХ Дагестана есть 7-8 показателей, которые должны быть исполнены Единым оператором до 2027 года. В их числе – улучшение собираемости платежей, уменьшение аварийности, изношенности сетей, улучшение качества услуг и некоторые другие.
«По итогам завершения этой программы мы должны быть на среднероссийском уровне в части исполнения этих показателей», — отметил он.
Тут, как говорится, остается только пожелать удачи и запастись терпением. Коммунальная сфера – отрасль, где терпение один из основных скиллов.
Махачкала и все, все, все
Шапиев в ходе прямого эфира акцентировал внимание на том, что организация провела мониторинг состояния сетей водоотведения пригородов Махачкалы – Нового Хушета, Кривой Балки, микрорайона Пальмира и п. Семендер — где-то проблема с водой уже решена, в других случаях в рамках производственной программы, рассчитанной до 2027 года, предусмотрены мероприятия по решению имеющихся проблем.
В частности, руководитель ЕО отметил, что в поселке Новый Хушет внутрипоселковые коммунальные сети почти все бесхозные. Тем не менее там, где эти сети есть, оператор старается обеспечить качественное водоснабжение. Было отмечено, что при формировании инвестиционной программы на следующий год вопрос водоснабжения указанного поселка будет дополнительно проработан.
Что касается проблем с водоснабжением в районе Пальмира и посёлке Семендер, то работа проводится следующая.
«По Пальмире проблема с водой на данный момент снята до летнего сезона. Когда мы вступили в эксплуатационную фазу, одно из первых мероприятий, которое провели, было в районе Пальмиры. Мы восстановили водовод диаметром 1 метр, который полностью порвался. Также у них по территории проходит труба диаметром 160 мм, мы предусмотрели её замену на больший диаметр в 220 мм. Соответственно там дебет воды будет увеличен, и водозабор позволяет это сделать. После этих мер Пальмира будет полностью обеспечена водой», — заявил гендиректор Единого оператора.
Магомедгаджи Шапиев также рассказал о предпринимаемых мерах для улучшения системы водоснабжения в Семендере и в целом северной части Махачкалы: Шамхал-Термене, Загородном, Ленинкенте, Красноармейске. По его словам, сейчас вода туда часто подается без обеззараживания и с повышенной мутностью.
«Две недели назад мы провели ряд мероприятий, позволивших подать очищенную воду в определённые районы с охватом в 24 тысячи абонентов. Работы продолжаются, в течение месяца мы планируем обеспечить эту часть хлорированной, очищенной водой», — заверил Шапиев.
Было отмечено, что на момент принятия Махачкалы на баланс Единого оператора в столице Дагестана было зафиксировано около 150 точек утечки — на сегодняшний день они устранены.
Потери – чьи? Наши!
Шапиев также объяснил, что ранее в модернизацию коммунальных сетей вкладывали эпизодически, без размаха. Все потому, что сети были в частных руках. А эти руки были связаны дефицитом средств, тарифом и еще много чем. Теперь, предполагается, все будет по-другому.
«Износ коммунальных сетей достигает порядка 70-80 процентов. На протяжении 30 лет инфраструктура фактически не обновлялась», — напомнил функционервсем известные цифры.
Как оказалось – не только потому, что повторение мать учения, но и потому, что следующим на повестке был вопрос потерь в сетях.
Шапиев вспомнил критику в адрес Единого оператора по этому поводу и пустился в подробные объяснения.
Он отметил, что приборы учета нужно устанавливать, чтобы не платить по нормативу. «Мы не можем заставить устанавливать приборы учета, а можем только рекомендовать», — рассказал он.
«У нас порядка 170 тысяч открытых лицевых счетов. Из них по 60 тысячам установлены приборы учета. Остальные 110 тысяч потребляют ресурс по нормативу. Получается, что по 110 тысячам лицевым счетам в базе у нас выходит по одному проживающему в квартире. Вы можете это представить? То есть, согласно данным Росстата, в Махачкале проживает 762 тысячи человек, а в базе Водоканала числится 373 тысячи человек. Выходит, что порядка 400 тысяч человек из базы выпадает. Вот и наши потери», — аргументировал Шапиев.
Для уточнения базы специалисты Единого оператора просят абонентов предоставить соответствующую справку из МФЦ или МВД. С последними даже проводят совместные мероприятия.
«Так, например, были сверены базы Единого оператора и участковых полицейских – оказалось, что там, где у нас по базе в квартире числится 2 человека, у них – 7-8 человек. Вы представляете, какие это потери?»
Пенсионеры, сети под домами и дистанционная оплата
В ходе прямого эфира было озвучено немало – все в формат публикации уместить не представляется возможным. Но некоторые цифры все равно врежутся в память и дадут пищу для размышления – их нужно озвучить. К примеру, Шапиев отметил, что порядка 20 процентов водоводов находятся под домами. Это затрудняет их текущий ремонт и тем более модернизацию. Такие сети будут включены в программу для их последующего выноса на поверхность.
Также он отверг возможность начисления повышающего коэффициента задним числом. «Если такие случаи возникнут – мы с ними обязательно разберемся», — заверил чиновник.
Отдельное внимание было уделено нашумевшему вопросу отмены комиссии для пенсионеров.
Напомним, что президент России Владимир Путин отменил для пенсионеров и льготников банковскую комиссию при оплате ЖКУ. Этот закон вступит в силу совсем скоро — 1 июля 2024 года.
Шапиев отметил, что пока не расписан регламент и неясно, какие документы нужно представить данным категориям граждан, чтобы их исключили из базы.
Думается, что за данным уточнением дело не станет и мы скоро узнаем пошаговую инструкцию и механизм действий.
Магомедгаджи Шапиев открыт к диалогу как лично, так и через социальные сети организации, которую он представляет. В адрес Единого оператора через чат-бот ежедневно поступает порядка тысячи обращений по вопросам водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
В заключение эфира Шапиев посоветовал оплачивать потребленный коммунальный ресурс через ГИС ЖКХ, а также «Госуслуги» (приложение «Дом»).
В настоящее время Единый оператор разрабатывает свой биллинговый продукт — единый расчетный документ. В нем будут указаны все получаемые услуги.
Тимур Магомаев