Джейн Абдуллаева — о музыке, культуре и не только
Джейн Абдуллаева — концертмейстер, пианист и скрипач родом из Каспийска — сейчас работает по профессии в Москве. «Молодежке» наша землячка рассказала, как побудить ребенка заниматься классической музыкой, как звучит Дагестан, о роли, которую культура несет сегодня, а также многом другом.
— Расскажите немного о себе, чтобы познакомить вас с читателем.
— Меня зовут Джейн, мне 35 лет. Если меня попросить охарактеризовать себя одним словом, то, пожалуй, это будет слово «музыкант». Все мои интересы связаны с искусством: театр, опера, балет, музыка, живопись и художественная литература. Я считаю, что в условиях современных реалий, когда мы ежедневно испытываем стресс от происходящего в мире, искусство есть единственное убежище, надежная гавань, где всегда правят гармония и порядок.
— Вы росли в творческой семье, и на вас, профессию, которую вы в итоге выбрали, повлияли как мама, так и отец. Мне говорили, что он в прошлом был известный в Махачкале рок-музыкант. Наверняка у вас много историй из детства, связанных с его творчеством и карьерой. Можете рассказать что-то из наиболее памятного?
— Я бы не сказала, что я из творческой семьи, мама – инженер, отец – юрист и музыкант. Мама всегда любила музыку, в детстве обучалась игре на фортепиано. Сколько себя помню, дома всегда звучала классическая музыка, мама старалась привить любовь к прекрасному с пеленок. Отец действительно в 80-х – 90-х годах был фронтменом рок-группы «Северный ветер», группа в те годы была весьма популярна среди неформальной молодежи республики. В силу раннего возраста я не проявляла большого интереса к его творчеству, а когда подросла, то начала слушать другую музыку.
— А мама? Как повлияла она?
— Влияние мамы на мои занятия музыкой было определяющим. Задолго до начала учебы в музыкальной школе она начала сама со мной заниматься на фортепиано, а уже в переходном возрасте приложила все возможные усилия, чтобы я не бросила музыкалку и довела начатое до конца.
— Когда готовился к интервью, узнал, что вы профессиональный концертмейстер. Что подразумевает это звание (или эта должность)?
— Это одна из моих квалификаций по диплому. Концертмейстер – это человек, который выступает на сцене в ансамбле с солистом. Помимо того, что ты должен быть хорошим музыкантом и чутким ансамблистом, желательно еще быть хорошим психологом. Именно от концертмейстера зачастую зависит настрой и успех солиста.
— Вы играете как на скрипке, так и на фортепиано. Чему сложнее научиться?
— Сложнее было, безусловно, на скрипке — по той причине, что я впервые взяла ее в руки в 20 лет.
— Некоторые представители культуры говорят, что текст и музыка очень похожи, в них есть структура, которая перекликается. Так ли это?
— Да, мы это изучаем по предмету «музыкальная форма». Есть фраза (2-4 такта), предложение (4-8 тактов) и период (8-16 тактов). Я думаю, что период можно сравнить с абзацем в литературе.
— Кстати, о литературе. Что вы обязательно посоветовали бы прочитать?
— Первое, что пришло в голову: Лев Толстой «Воскресение», Луций Анней Сенека «Нравственные письма к Луцилию», Герман Гессе «Игра в бисер», Чингиз Айтматов «Тавро Кассандры».
Ребенок и музыка
— Вообще, профессиональное увлечение музыкой — это всегда спонтанно или в этом есть какая-то закономерность?
— По моему мнению, все профессиональное никогда не бывает спонтанным. За этим стоит большой труд и многочасовые занятия. Школу я окончила для мамы и, как уже сказала выше, чтобы довести до конца начатое. Свой профессиональный выбор я сделала во время учебы в Махачкалинском музыкальном училище.
— Как побудить ребенка заниматься классической музыкой? И нужно ли это делать?
— Готового рецепта, как побудить ребенка к занятиям, у меня нет, но я убеждена, что все дело в любви. К своей работе – раз, к детям – два. Ошибаются те, кто думает, что детям ничего не надо и ничего не интересно. Чаще всего ничего не надо педагогу, а дети моментально считывают это безразличие. Человеческий контакт педагога и ученика – залог успешной учебы и заинтересованности ребенка. Не думаю, что нужно что-то делать специально. Каким бы взрослым и умным ни казался ученик, он все равно еще очень многого не знает, и, если Учитель будет открывать ему этот мир, ребенок будет ждать встречи с этим Учителем.
— Почему вообще нужно слушать классику? Живут же многие, слушая только попсу, или вообще без музыки и чувствуют себя довольно нормально.
— О, есть много научных исследований о том, что музыка оказывает сильное психологическое воздействие на человека, снижает уровень тревожности, понижает пульс, влияет на умственную работоспособность. Так что я бы рекомендовала слушать классическую музыку даже в терапевтических целях. Античные мыслители, кстати, считали, что без музыки вообще невозможно никакое воспитание. Нет основания им не верить.
— С чего лучше начать приобщаться к классике? С каких произведений?
— Детям я бы порекомендовала начинать с балета. Это волшебное действо на сцене, которое сопровождается красивейшей музыкой. Возможно, со мной поспорят, но я бы порекомендовала начать приобщение к классике с известных произведений, которые у многих на слуху, постепенно усложняя репертуар. Между прочим, в Дагестанской государственной филармонии есть замечательный проект «Weekend в филармонии», где можно не только насладиться музыкой, но и послушать увлекательный рассказ художественного руководителя филармонии в сопровождении иллюстраций на большом экране.
Как звучит Дагестан
— Вы не так часто бываете на малой родине. Когда приезжаете, скажем, в Махачкалу, заметны ли бывают изменения в городе, его облике, архитектуре?
— Махачкала с каждым разом становится все более современным и удобным городом. Для меня это шумный, теплый и добрый город детства. Кстати, Махачкала, так же как и Москва, never sleep, и мне это нравится. Конечно, хотелось бы больше видеть в городе зеленых зон, развивать культуру велопередвижений. Это помогло бы снизить нагрузку на дороги и позаботиться о здоровье горожан.
— Социологи утверждают, что у человека есть так называемые ментальные карты, или места памяти, которые вызывают особые чувства у человека. Есть ли такие места у вас на малой родине?
— Такими местами для меня являются парк им. Ленинского комсомола, сквер, который сейчас носит имя Фазу Алиевой, и, конечно, набережная, море.
— Если бы Махачкалу можно было положить на музыку, то какая бы это музыка была?
— У меня нет конкретных ассоциаций с Махачкалой, зато с Дагестаном у меня ассоциируется вторая часть первого фортепианного концерта Готфрида Гасанова. Проникновенная спокойная музыка, которая перекликается во мне с образами дагестанских мудрецов.
— Про Дагестан и его музыку не спросил, потому что на эту тему, скорее всего, всё, или почти всё, сказал своим творчеством Мурад Кажлаев. Есть дагестанские музыканты, которые могли бы прийти на замену такому мэтру? Или классика сейчас в упадке и о громких именах говорить пока рано?
— Двадцатый век подарил Дагестану таких мастеров, как Готфрид Гасанов, Наби Дагиров, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев. Поэтому об упадке говорить не приходится. Но это я назвала имена, известные во всем мире, а наряду с ними творили и продолжают творить и ныне большое количество композиторов.
Врачевание душ
— Насколько вы погружены в культурную жизнь Дагестана? Не возникает желания выступить перед родной аудиторией?
— Скажем так, я неплохо осведомлена о культурной жизни республики. Всегда интересуюсь новыми постановками, выставками, радуюсь, когда филармонии удается пригласить хороших солистов. Что касается выступлений в Дагестане, теперь уже мы привозим сюда своих учеников. Филармония уже почти 25 лет проводит региональный фестиваль юных исполнителей. Когда-то в этом фестивале я участвовала, еще будучи школьницей, теперь здесь играют уже наши дети.
— Творческий Дагестан – это вещь в себе?
— Творческий Дагестан – это яркость, самобытность, талант. В республике функционирует большое количество национальных театров, национальные коллективы, различные оркестры, некоторое время назад наметилась хорошая тенденция – выпускники вузов стали возвращаться на родину, это позволяет поднять культуру на более высокий уровень. Конечно, хочется, чтобы все эти коллективы имели возможность выезжать за пределы республики, чтобы люди в разных частях страны могли познакомиться с нашей богатой культурой.
— Роль культуры прямо сейчас – это…
— Роль культуры прямо сейчас – врачевание душ. Мне кажется, что мы сейчас все остро нуждаемся в этом. Не зря же в блокадном Ленинграде продолжали функционировать театры, люди приобретали билеты, отдавая в качестве платы самое дорогое – суточную порцию хлеба.
— Если отталкиваться от ваших фотографий, которые есть в Сети, складывается образ этакой девушки-одуванчика, но, как я понял, вам нравится рок-музыка. Получается, под этим образом все-таки скрывается косуха, ботинки, гитара и мотоцикл?
— О, я однозначно не одуванчик. Во мне сражаются бунтарь и девочка из института благородных девиц.
Тимур Магомаев