Кажется, что мы давно не вспоминали о главном – том самом, о чем, как правило, все знают, но не очень-то и распространяются. Нашим детям в школах проводят уроки под говорящим названием «Разговоры о важном». Святые и непреложные (и оттого несколько избитые) истины, которые учителя разной степени подготовленности пытаются вложить в неокрепшие умы будущего поколения. Общие слова, которые правильные, конечно, но не всегда интересны скучающему подростку.
А надо бы иногда выходить за рамки шаблонов и называть вещи своими именами.
А правда в том, что Кавказ и Дагестан, в частности, находятся в авангарде межнациональной политики такой огромной страны, как Россия. Об этом нужно говорить детям и подросткам в первую очередь.
А когда ты в авангарде, то возможно всякое.
Когда ты на передовой, в этом межнациональном котле дядюшки Ау1, привыкаешь к тому, что межнациональная политика это не всегда про мир-дружбу-жвачку, но и про компромиссы, которые не всегда приятны, а иногда даже и обидны.
За фасадом общенационального мира и согласия, который так долго взращивал Советский Союз, есть и другой мир – он не такой радужный и дружелюбный. К нему нужно быть готовым. Такой сложный регион, как Дагестан, – отличный полигон для прокатки разных вариантов межнациональной политики.
Да и форс-мажоры, на которые приходится реагировать в режиме реального времени, никто не отменял.
На пути к мирному сосуществованию народов Дагестана, а также дагестанцев с другими народностями страны мы прошли долгий путь и продолжаем идти даже несмотря на то, что желающих помешать очень много – в том числе и внутри страны. Не люблю термин «пятая колонна» — им прикрываются все и вся, да и попахивает охотой на ведьм. А мы в них не верим.
Уважаемые подростки и учащиеся! Знайте, какими только путями мы не ходим, но всегда остаемся мирными и гостеприимными.
Это важно помнить подрастающему поколению, когда оно видит в Интернете очередную волну антикавказской истерии, которую раздувают некоторые федеральные СМИ – надо помнить, что раз в 2-3 года там играют в игру «пристыди дагестанца/кавказца». Повод может быть разный – и справедливый, и не очень.
От турбины в аэропорту до встречи Хабиба Нурмагомедова с экс-президентом США Дональдом Трампом, от рандомной бытовухи с участием кавказцев до критики со стороны членов СПЧ и обвинений в том, что Дагестан становится «оплотом радикализма и нетерпимости» (слова члена Совета по правам человека Кирилла Кабанова), или неожиданно возникшей дискуссии вокруг необходимости запрета (или его отсутствия) на ношение никаба. Пришлось вмешиваться главе республики Сергею Меликову и комментировать эти последние события.
Вот так иногда дагестанцы испытывают испанский стыд за позицию, которая идет сверху. Доходит даже до того, что мы порой, как те же испанцы, испытываем «тоску за право быть человеком» (исп. – nostalgia hecha hombre). Послушаешь отзывы экспертов по Кавказу, и становится грустно. Не все, конечно, их читают, но вы, друзья помоложе, обязательно перейдете этот мост, когда до него доберетесь.
Что еще стоит говорить молодежи?
Что часть нашего мира – это нацквотирование. И иногда, устраиваясь на работу, нужно иметь это в виду – тоже тонкая грань межнациональных отношений.
Однако несмотря на это и любовь к своей национальности нужно учиться быть выше этого, когда речь идет о человеческих качествах. Нация – это скучно. Ведь ты ее не выбирал. Стать хорошим человеком и профессионалом – это не скучно. Для этого нужно работать.
Что внутренняя политика страны в разрезе республик СКФО дробится на политику межсубъектную с оглядкой на центр. И у каждого субъекта свой вектор отношений с Кремлем: у Дагестана – свой, у той же Чечни – свой. И это тоже тонкий баланс. Прогуляйтесь по Интернету, и все поймете. Вот тут нужно немного притормозить и не начать себя жалеть или, тем более, злиться. Чувство реванша – плохое чувство, и его нужно избегать. «Сначала мы были бедными, а потом нас обокрали». Вот так мыслить точно не стоит – не по-дагестански. Да и бедные ли мы? Если свобода – это бедность, то пусть мы будем бедными тысячу раз.
Что СВО и интеграция ее участников в жизнь общества – это тоже очередная грань и элемент межнационального мира уже сейчас. Участники СВО, которые вернутся после ее окончания – это принципиально новый вызов и отправная точка, которую нужно будет учитывать в хрупком балансе жизни республики потом – после того, как все закончится.
Что для сохранения хрупкого баланса нужно следить за своей риторикой. Это нормально. Внутренняя цензура – она идет от предков. Каждое слово нужно взвесить, прежде чем его сказать. И вообще, преемственность – это фактор взаимопонимания через поколения. Этого баланса, законодательно закрепленного, нет. Даже несмотря на то, что у нас есть Конституция Дагестана.
Что информационная гигиена в эпоху гаджетов и соцсетей должна соблюдаться по инициативе самой молодежи. Сколько люди постарше ни будут призывать к просмотру прогосударственных роликов и чтению официальной информации – пока молодой человек не станет сам выбирать «светлую» сторону, ничто не изменится. И это возвращает нас к необходимости получать нормальное образование. К проверке фактов. К получению информации из разных источников, чтобы знать полную картину происходящего, чтобы САМОМУ сделать ВЫВОДЫ.
Основы качественной журналистики кстати.
Про роль СМИ и медиадиету
Нельзя забывать, что срок жизни новости — 24 часа, а мы живем в эпоху постправды. Для понимания: постправда, или пости́стина — обстоятельства, при которых реальные факты являются менее значимыми при формировании мнения общества, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям. Постправда представляет собой информпоток, который намеренно конструируется в современном обществе с помощью СМИ для создания отличной от действительности реальности с целью манипулирования общественным сознанием.
Помните историю, когда глава республики негативно высказался на тему иностранных вывесок в Дагестане? В ролике, который быстро растиражировали в СМИ, фраза главы была вырвана из контекста, да и говорил он ее задолго до того, как стал руководить республикой. Однако, что самое важное, для инфополя уже неважно, в каком временном промежутке Меликов говорил о рекламе, и даже неважно, что эту полуистину подхватил Иван Ургант на Первом канале. Хайп прошел, и никакими опровержениями, даже если они своевременны, ситуацию исправить не удалось.
Полуправда смешалась с правдой, даже где-то с ложью, и ушла в массы, смешавшись с общим информационным потоком. Новость расползлась по вертикали вниз так стремительно, что остановить ее не получилось.
Наша республика вообще питается постправдой: новости про распыление вертолетами коронавируса, несуществующие вражеские дроны в небе, вышки 5G, антипрививочная истерия…
Каждый юзер в соцсети имеет свою позицию по тому или иному вопросу и считает, что именно он (ну а кто, как не он) индивидуален и самобытен, а значит, выбирает контент для чтения осознанно и, конечно, самостоятельно. Но это, как вы уже поняли, не всегда так.
Во-первых, мировоззрение человека, его понимание дихотомии «правда и неправда», уровень воспитания и образования, а зачастую и просто субъективный случай выбора «что читать» формирует, как говорят социологи, медиадиету. То есть человек начинает пропускать информацию через внутренний фильтр, не пропуская (простите за тавтологию!) ту информацию из СМИ, которая ему не нравится по тем или иным основаниям. К сожалению, вот такая фильтрация не дает потребителю информации различить манипуляции, которыми полны информационные потоки и ленты новостей. А ведь эти настроения, полученные после чтения ленты, формируют МНЕНИЕ и влияют на поступки и решения человека.
Во-вторых, читатель в соцсетях зависим не только от того, кого или что он читает. Нехотя, даже не подозревая, он играет в игру «соответствуют ли мои впечатления тому, как впечатляются другие». А это значит, что огромное значение имеет френдлента и контент, который она транслирует (лайки, статьи, комментарии, репосты).
СМИ, властители медиажизни общества, очень часто используют это в своих целях.
Кстати, тут нужно рассказать о таких видах манипуляции сознанием, как фрейминг и прайминг.
Фрейминг дает возможность влиять на то, как аудитория воспринимает информацию. То есть спецы в области фрейминга не только указывают, что думать потребителям информации, но и как им это делать. Допустим, нарушение правил общественной морали (например, стрельба в воздух на свадьбе) одним человеком преподносится журналистом (или СМИ) как неизбежное массовое нарушение таких норм всеми, кто хоть чем-то схож с этим человеком. Как вы уже догадались: национальностью, пропиской в паспорте, местом проживания. Не забываем про термин «лицо кавказской национальности», а также настойчивое упоминание нации преступника в СМИ. А также про то, что каждый человек лучше своего самого худшего проступка. Что не является поводом закрывать глаза на эти самые проступки и не проводить работу над ошибками.
Прайминг работает иначе. Прежде всего прайминг – это кропотливая работа с шаблонами, которые и так есть у человека (они закреплены образом жизни, образованием, социальным статусом, воспитанием). Если проще, то прайминг сводится к участию журналиста (или СМИ) в продвижении существующего у той или иной части общества отношения к чему-то под видом общего для всех. К примеру, событие интересно определённой части людей, а СМИ сообщают, что оно интересно всем. Например, москвичка возмутилась по поводу молящегося в общественном месте кавказца, а федеральные СМИ подали новость так, будто возмутились все москвичи.
И это тоже важно знать молодежи.
Про культуру и баланс
О чем еще нужно говорить?
О том, что баланс должен быть во всех сферах жизни. Поэтому дагестанская власть так часто проводит общереспубликанские т. н. «мероприятия-якоря», которые направлены на обеспечение единства (футбол и «Динамо», общие мавлиды, дни рождения поэтов, выставки племенных коз и баранов и многое другое). К сожалению, сейчас нет таких мероприятий, которые однозначно охватили бы всех жителей сразу – приходится действовать точечно, по группам интересов. И это тоже нормально и не должно раздражать. Какое тут раздражение, когда нас так много и мы все разные.
Россия – цивилизационно очень неоднородная страна. Это свойство в первую очередь проявляется в культурно-историческом аспекте. А культура, как известно, является зоной комфорта цивилизации модерна, для которой характерно то, что современными ее центрами являются глобальные города.
Махачкала тоже с одной стороны является именно таким городом. Именно в таких обезличенных (в хорошем смысле этого слова) городах житель начинает ощущать историческое чувство – у него появляется понимание того, что его культура и история очень важны.
Культуролог Виталий Куренной пишет, что чувствительность к собственной культурной истории, к ее сохранению и воссозданию, а также борьба за сохранение историко-архитектурного наследия сегодня в России — удел лишь крупных городов. Что в принципе и происходит в Махачкале.
Также он отмечает, что глобальный город может прийти на территорию в виде туристов — это один из элементов современной мобильной цивилизации модерна2. До тех пор, пока он в такой форме не пришел, вы едва ли встретите в этом городе ресторан местной кухни, условный KFC здесь будет цениться намного выше.
Это мы, собственно, и видим в Махачкале. Туризм для Дагестана – это вообще культурная развилка, где все мы должны быть над национализмом. Отсюда, в том числе, растет общность и идентичность в условиях страны и отдельно взятой республики. Мы должны понимать, что туристы и местные – это две группы, которые выросли в разных смысловых и культурных традициях, не зная и не очень понимая друг друга. И от терпимости и желания друг друга узнать – в том числе зависит средняя температура по палате в нашей сложно устроенной стране.
Вот такой получился разговор о важном.
- «Дя́дюшка Ау́» — цикл советских кукольных мультфильмов, снятых в 1979 году. Мультфильм состоит из трёх серий, в каждой из которых главный герой — лесовичок по прозвищу Дядюшка Ау — попадает в различные ситуации. Во всех сериях главного персонажа озвучил народный артист РСФСР Василий Ливанов.
- Моде́рн (от англ. modernity «современность»; modern «современный») — понятие, означающее общество, изменённое в результате утверждения индустриализации, урбанизации, секуляризации, развития институтов государства и гражданского общества. Такое общество противопоставляется традиционному обществу и обществу постмодерна. В философских спорах на Западе понятие «модерн» (нем. die Moderne и англ. modernity) закрепилось как совокупное обозначение исторической эпохи нового и новейшего времени.
Тимур Магомаев